«Что у трезвого на уме - у пьяного на языке»...
Не в официальных выступлениях советских деятелей ищите ответ на вопрос, что они на самом деле думают о правах человека. Этот ответ вы найдете в повседневных реалиях Гулага, ставшего неотъемлемой частью советской действительности.
Не считаю, чтобы тот или иной вид тоталитаризма или военной диктатуры были предпочтительней других (даже если многим так кажется, поскольку у них больше сведений об одних и значительно меньше о других...). Если в Справочнике я стараюсь, на примере Гулага, показать реальное лицо тоталитаризма, то лишь потому, что именно с ним мне было дано познакомиться и - к величайшему моему удивлению - остаться живым.
А теперь несколько слов о самом Справочнике.
Материал составляют специфические термины, официальные и неофициальные; правительственные постановления и решения, опубликованные и неопубликованные. Материал собирался автором с 1937 г. до 1958 г. (Лубянка, Бутырки, несколько десятков пересыльных тюрем, Норильские лагеря, Александровский и Владимирский централы) и с 1958 г. до 1961 года в ссылке в Средней Азии. Проведены тысячи интервью со встреченными там людьми, в том числе с бывшими соловчанами, царскими политкаторжанами, политзаключенными и уголовниками дореволюционной России.
Метод заключался в составлении карточек с последующей консультацией у многих бывших зэков, мужчин и женщин, в том числе и лиц, посаженных в возрасте 12-14 лет. Многие из опрошенных долгие годы занимали различные административно-хозяйственные должности в лагере и, между прочим, исполняли некоторые секретные инструкции центральной администрации. Были среди них и бывшие работники госбезопасности и др. гос. органов.
Карточки я начал составлять в 1961 г. Они систематически обсуждались с другими бывшими заключенными. Из нескольких тысяч составленных и проверенных карточек я отобрал немногим более 2 тысяч, которые и послужили для составления Справочника. Все карточки сверялись затем со множеством опубликованных материалов, таких как декреты, законы, мемуарная литература.
Над Справочником я работал очень долго, в продолжении многих тяжелых лет, в трудных условиях. Огромной помощью была моральная поддержка многих лиц. Некоторые из них оказали еще и существенную материальную помощь:
Всем им большое спасибо!
Jacques Rossi
1985