В 1957 году при Исполнительных комитетах Советов депутатов трудящихся, на территории которых имелись исправительно-трудовые учреждения, были созданы так называемые «наблюдательные комиссии». Постановлением № 3492 от 21.05.57 г. Совет Министров РСФСР утвердил «Положение о наблюдательных комиссиях при Исполнительных комитетах районных и городских Советов депутатов трудящихся, создаваемых в целях усиления общественного контроля за деятельностью исправительно-трудовых учреждений РСФСР». Согласно этому Постановлению «наблюдательные комиссии» должны были создаваться из представителей советских, профсоюзных и комсомольских организаций (в том числе представителей органов здравоохранения, просвещения, культуры и др.) под председательством членов исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся.
Состав «наблюдательных комиссий» утверждался Исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся на весь срок полномочий Советов. Число членов комиссий определялось в зависимости от количества имеющихся на территории района или города исправительно-трудовых учреждений. В своей деятельности наблюдательные комиссии были подотчетны исполнительным комитетам.
Основными задачами наблюдательных комиссий являлось осуществление постоянного контроля за соблюдением социалистической законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений, за начислением рабочих дней заключенным, за выполнением мероприятий по перевоспитанию заключенных на основе приобщения их к общественно-полезному труду, правильной организации труда и т.д. А, кроме того, наблюдение за улучшением быта, культурным обслуживанием, производственно-техническим обучением, повышением общеобразовательного уровня заключенных. Комиссии должны были оказывать помощь администрации исправительно-трудовых учреждений и привлекать общественность к перевоспитанию заключенных, содействовать освобожденным из мест заключения в трудоустройстве.
Членам наблюдательных комиссий предоставлялось право в любое время посещать и проверять работу исправительно-трудовых учреждений, производить прием заключенных, знакомиться с их личными делами, требовать от администрации исправительно-трудовых учреждений представления справок и других документов, вносить на обсуждение исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся вопросы, связанные с выполнением Положения об исправительно-трудовых учреждениях.
В отношении заключенных, хорошо зарекомендовавших себя, наблюдательные комиссии имели право по своей инициативе возбуждать перед соответствующими органами ходатайства о помиловании, досрочном или условно-досрочном освобождении, о сокращении срока наказания, замене лишения свободы более мягкой мерой наказания, а также об освобождении от дополнительного наказания (ссылки, высылки, поражения в правах, запрещения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью). В отношении заключенных, злостно нарушающих режим могли возбуждаться ходатайства о переводе в тюрьмы. Указанные вопросы полагалось обсуждать на заседаниях наблюдательных комиссий с обязательным участием представителей администрации исправительно-трудовых учреждений, с приглашением тех заключенных, дела которых рассматривались.
Наблюдательным комиссиям предписывалось на месте принимать меры к устранению выявленных недостатков через администрацию исправительно-трудовых учреждений, в том числе по жалобам и заявлениям заключенных. Предложения по улучшению исправительно-трудовой политики и деятельности исправительно-трудовых учреждений по вопросам, которые не могли быть разрешены силами администрации мест заключения, должны были ставиться наблюдательными комиссиями на рассмотрение исполнительных комитетов местных Советов или вышестоящих административных органов по подчиненности мест заключения.3
19.07.1957 г. в соответствии с вышеназванным постановлением СМ РСФСР № 349 при Исполкоме Железногорского Городского Совета была создана Наблюдательная комиссия.
Документы, выявленные в фондах Государственного архива г.Железногорска позволяют проследить ряд сторон ее деятельности в контексте реализации на местах исправительно-трудовой политики партии и правительства.
В комиссию вошли представители различных организаций: председатель – П.Т.Быстров – член исполкома (зам. директора ГХК по общим вопросам), И.Ф.Трофимов – врач МСЧ-51, Л.Л.Панарин – директор школы № 92, Б.П.Листратов – начальник АТЦ п/я 20 ГХК, О.М.Драко – юрист Управления п/я 9, В.И.Волков – инженер п/я 20, Г.И.Нестеров – инструктор группкома профсоюза, А.М.Крылов – инструктор ГК ВЛКСМ, А.И.Никифоров – зав. отдела кадров п/я 9/44, С.Ф.Иллик – начальник ГКЭС4, М.А.Степанов – начальник ВВО5. (11.10.1957 г. состав НК был расширен до 13 человек: Н.Ф.Самусусев – врач СЭС, Л.И.Лебедева – зам. начальника 2-го отдела п/я 9/44)6.
Состав комиссии менялся, в основном, из-за выбытия ее членов за пределы города.
На заседаниях исполнительного комитета городского Совета, по инициативе наблюдательной комиссии заслушивались доклады ее председателя и начальника ИТЛ «Полянский». Обсуждались наиболее важные вопросы жизни заключенных: «О трудоиспользовании заключенных», «О деятельности наблюдательной комиссии» и др.
В 1961 г. комиссия констатировала: «рассмотрено 414 заявлений и личных дел, по которым сделано 251 представление об условно досрочном освобождении, возбуждено 16 ходатайств о помиловании, дано 25 разъяснений и консультаций, в 122 случаях заключенным, отказано в представлении на условно-досрочное освобождение или смягчение меры наказания, в 62 случаях комиссия отказана в представлении на условно-досрочное освобождение хотя об их освобождении ходатайствовала администрация лагеря».
__________________________________________
1Глава написана мл. научным сотрудником МВЦ Г.А.Реут
2Постановления СМ РСФСР. Май 1957 г. М. 1957 с.82
3Постановления СМ РСФСР. Май 1957 г. М. 1957 с.83-84
4Городская коммунально-эксплуатационная служба
5ЖГА. Ф.1, Оп.1, Ед.хр.274 лл.199-200.
6ЖГА. Ф.1, Оп.1, Ед.хр.298 л.481.
Решение ИЖГС от 27.09.1957 г.
«О помиловании и досрочном освобождении».
Ходатайство о помиловании и досрочном освобождении заключенных:
Просить Президиум ВС РСФСР о помиловании и досрочном освобождении от отбытия меры наказания заключенного
Чесановского Бронислава Николаевича (298 л.443)
Пташкина Василия Павловича (298 л.444)
Розанова Евгения Александровича (298 л.445)
Тюкова Сидора Игнатьевича (298 л.446)
ЖГЛ Ф.1, оп.1, Ед.хр.298, л.443-446
Наблюдательная комиссия выявляла недостатки работы в лагерных отделениях, анализировала их, выносила на обсуждение исполкома и принимала меры к устранению выявленных недостатков. Так, комиссией отмечалось за 6 месяцев 1961 г. «крайне высокое число нарушений лагерного режима: 184 случая употребления спиртных напитков (водки, браги, одеколона), широкое употребление наркотических средств. За указаный период в жилых зонах и на производстве было изъято 506 литров браги, 12 литров водки, 91 пачка чая, 72 флакона одеколона».
Принимаемые исполкомом горсовета меры не всегда приносили должные результаты: даже при сокращении численности заключенных так и не удалось добиться их 100% трудоиспользования (как по вине администрации ИТЛ, так и ввиду слабой заинтересованности хозяйственных руководителей – работодателей).
Выявленные в фондах Железногорского городского архивах документы не позволяют более детально рассмотреть все стороны деятельности наблюдательной комиссии, но дают общее представление о взаимоотношениях органов местной власти с администрацией ИТЛ. Существование такого органа в определенной мере обеспечивало общественный контроль за функционированием ИТЛ ДФ-9, позволяло заключенным в той или иной мере защищать свои права, содействовало улучшению бытовых условий, культурному обслуживанию.
Наблюдательная комиссия прекратила свое существование в 1964 году, после расформирования Полянского ИТЛ.
На оглавление Предыдущая Следующая