Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

С.П.Кучин. Полянский ИТЛ (ГУЛАГ – уголовный)


Внутрилагерный режим

Понятие «режим» хоть и имеет определенную энциклопедическую формулировку как: «точно установленный распорядок жизни, работы, отдыха», на практике применяется в более широком смысле. В системе исправительно-трудовых учреждений это понятие, во-первых, распространяется на строгость наказания (вид режима: строгий, общий, усиленный, облегченный), во-вторых, как об этом пишет А.А.Рябинин в книге «Основы исправительно-трудового права Российской Федерации» (М. Юрист 1995 г.): «...Режим представляет собой урегулированный нормами исправительно-трудового права порядок исполнения наказания, обеспечивающий исправление осужденного и подготовку его к честной трудовой жизни... Другой частью содержания режима является комплекс правил внутреннего распорядка, который не карает, а воспитывает...

Требования, предъявляемые к режиму вторгаются во всю жизнь исправительно-трудовых учреждений и органов исполняющих наказание... Словом, режим – основополагающее средство, определяющее порядок и условия реализации всех других средств воздействия на осужденных».

Иногда в ИТЛ мог быть введен режим особых условий в связи с возникновением массовых беспорядков.

В этой главе понятие «внутренний режим» рассматривается с точки зрения соблюдения прав заключенных в лагерных отделениях и пунктах.

Из доклада Шамарина начальнику ГУЛАГа:

«В I-м квартале 1953 г. во всех лаготделениях и лагерных пунктах имели место 3 428 случаев нарушения внутреннего режима. Из них: хулиганских поступков – 13, сожительства – 4, уклонение от работ – 475 случаев.

Во II-м квартале число нарушителей снизилось до 1 565, в том числе: хулиганских поступков – 9, сожительство – 7, отказ от работы – 327.

В качестве мер наказания применялись: лишение зачетов, водворение в ШИЗО и перевод особо злостных, уклоняющихся от работы, в штрафной лагерь (в I-м квартале – 226 чел., во II-м квартале – 122 чел.).

Нарушений и дисциплинарных проступков со стороны надзирательского состава во II-м квартале было 22 случая. Из них: нарушения соц. законности – 2, связи с заключенными – 2, халатности по службе – 6.

Характерными из них являются следующие: 23 мая надзиратель 2-го Л.О. рядовой Рыжов Иван Филиппович, будучи в нетрезвом состоянии, проник в жилую зону лагеря, где в помещении столовой начал грубить з/к Соболеву, а з/к Саломасова дважды толкнул в грудь. За появление в жилой зоне лагеря в нетрезвом состоянии, за нарушение соц. законности надзиратель Рыжов арестован на 20 суток простого ареста и отчислен из надзорсостава.

В ночь со 2 на 3 июня с.г. надзиратель I-го Л.О. ефрейтор Макаренко Константин Яковлевич был назначен в наряд по несению службы в жилой зоне. Во время исполнения служебных обязанностей Макаренко в нетрезвом состоянии в 5 часов утра 3 июня, зайдя в барак № 12, без всяких оснований и причин нанес удар в лицо ботинком з/к Котлобаеву.

За употребление спиртных напитков во время исполнения служебных обязанностей и нанесение заключенному удара, надзиратель Макаренко приказом по управлению наказан на 20 суток простого ареста...»

И.О. начальника Полянлага
генерал-майор Шамарин

ГАРФ Ф9414. оп.1 д.735 л.4-14

Конечно, за все годы действия Полянского ИТЛ, внутрилагерный режим в той или иной мере нарушался постоянно. Особо много нарушений было в первые годы организации лагерных отделений, когда еще не был организован строгий отбор заключенных. Так, в 1951 г. лагерный спецсуд «ДФ» рассмотрел дело о злостном хулиганстве и терроризации заключенных со стороны четырех заключенных I-го лаготделения.

копия

Приговор

18 августа 1952 г.

Спецсуд «ДФ» в составе председателя Гагаева, народных заседателей Тимченко и Сысоева при секретаре Непомнящих, рассмотрели дело по обвинению: Попова Г.А., Плеханова В.М., Рудоманенко И.М., Савицкого А.Я.,*

установил:

Попов, Савицкий, Рудоманенко, Плеханов, находясь в местах заключения по отбытию наказания за ранее совершенные преступления, не прекратили своей преступной деятельности, а встали на путь новых преступлений. Так, Попов, Савицкий, Рудоманенко и Плеханов, находясь в I-м Л.О. строительства, работая в хозобслуге лагеря, организовались между собой в преступную группу и под видом оказания помощи надзорсоставу лагеря на протяжении ноября 1950 г. и по январь 1951 г., а Плеханов – по апрель 1951 г., занялись терроризацией лагерного контингента заключенных, систематически избивая неугодных им лиц, подвергая их мучительным пыткам, носили при себе холодное оружие, пуская его в ход. Так, 13 ноября 1950 г. группа заключенных во главе с Поповым и Савицким у прибывших этапом заключенных Рузина и Бовкуна отобрали их личные вещи: костюм, подушку, рубашку, простыни. Костюм Савицкий взял себе,. В ноябре же 50 г. после прибытия нового этапа, заключенные Попов и Савицкий завели в один из пустых бараков жилой зоны заключенных Михайлова, Байда, Юрченко, где подвергли их грубому избиению палками, ремнями, накидывали на шеи ремни, угрожая убийством под предлогом отказа избиваемых перестать уважать «блатной» закон, и перейти в их группу. В ночь с 14 на 15 декабря 1950 г. Попов, Савицкий, Рудоманенко и Плеханов в 1 час ночи разбудили спящих заключенных Васильева, Климова, Перетина, завели их в одну из сушилок, где избили их до потери сознания, заставляя отказаться от «блатной» жизни. Избив вышепоименованных заключенных, подсудимые запретили им жаловаться администрации лагеря, угрожая повторным избиением. У задержанного в штабе опергруппы Попова из-под бушлата был изъят топор, у Савицкого и Плеханова было изъято по ножу.

27 декабря 1950 г. Попов и Рудоманенко пытались в одну из сушилок завести заключенного Шерстобитова для избиения. На отказ Шерстобитова идти с ними, Попов нанес Шерстобитову ножевое ранение в бок. В начале января 1951 г. Плеханов из секции барака доставил в одну из сушилок колонны № 1 заключенного Шевелева. В сушилке с группой заключенных находились Савицкий и Рудоманенко, которые подозревая, что Шевелев что-то им хочет сделать, подвергли последнего сильному избиению, набрасывая ему на шею полотенце, угрожая задавить, от чего Шевелев потерял сознание.

21 января 1951 г. Попов в одной из секций лагеря избил бригадира заключенных Шелемеха деревянным подголовником, нанеся ему несколько ударов по спине, а затем нанес Шелемеху ножевое ранение в бок.

22 апреля 1951 г. группа заключенных, возглавляемая Плехановым, завели в одну из пустых секций зоны заключенных Глухова и Солоненко, где подвергли их грубому избиению путем подбрасывания вверх, угрозой задушения путем надевания на шею ремней.

Лица, подвергшиеся избиению, ножевым ранениям со стороны Попова, Савицкого, Рудоманенко и Плеханова, получали легкие телесные повреждения, нанесенные мучительным способом, получали амбулаторное лечение от 10 до 25 дней, находились на стационарном лечении до 10 дней.

В ходе судебного следствии подсудимые Попов, Савицкий, Рудоманенко и Плеханов виновными себя по ст.59-3 УК не признали, заявив суду, что никого они не терроризировали, никого не избивали, что свидетели показывают на них ложно, т.к. они принадлежат к враждебной им группировке заключенных и показывают на них по злобе, что следствие проверено предвзято. Однако доводы Попова, Савицкого, Рудоманенко и Плеханова опровергаются показаниями свидетелей и материалами дела.

Суд считает квалификацию действий Попова, Савицкого, Рудоманенко и Плеханова по ст.59-3 УК правильной, а их виновность доказанной показаниями свидетелей: Берлинер, Селиверстова, Денисова, Кобец, Левицкого, Михайлова, Шерстобитова, Солоненко, Глухова, Климова, Юрченко, Байда и др., а также материалами, собранными по настоящему делу.

Руководствуясь ст. ст. 319, 320 УК

приговорил:

Попова Тимофея Алексеевича и Савицкого Анатолия Яковлевича на основании ст.59-3 УК РСФСР лишить свободы сроком на 10 (десять) лет с последующим поражением в правах по п.А, Б ст.31 УК РСФСР сроком на 3 (три) года каждого.

Рудоманенко Ивана Максимовича и Плеханова Василия Мартьяновича на основании ст.59-3 УК РСФСР лишить свободы сроком на 8 (восемь) лет с последующим поражением в правах по п.А, Б ст.31 УК РСФСР сроком на 2 (два) года каждого.

Срок наказания Попову, Савицкому, Рудоманенко и Плеханову исчислять с 18 августа 1951 г.

Настоящим приговором поглотить приговоры ранее вынесенные.

Архив КрУМВД «Полянский» ИТЛ д.1-238

_______________________________________
*Так в тексте (состав суда без инициалов)

Мелкие нарушения внутрилагерного режима бывали почти во всех лагерных подразделениях, особенно в Л.О. № 1, 4 и 8.


Учётная карточка заключенного Полянского ИТЛ (Архив КрУМВД «Полянский» ИТЛ)

В I-м квартале 1954 г. заключенными совершенно: 93 случая хулиганских действий, отказов от работы – 511 ч/дн., пьянок – 285 и случаев сожительства – 29.

Особо резкий скачок нарушений лагерного режима и отказов от работы произошел в апреле-мае 1954 г., когда прибы¬ли два этапа уголовно-бандитствующих элементов из других лагерей ГУЛАГа. Наибольшее количество нарушителей лагерного режима и дисциплины было в лаготделения № 1 и № 8, где прибывающие заключенные проходили обработку и отбор для других лагерных подразделений.

К нарушителям режима и дисциплины применялись, кроме воспитательных мер, меры дисциплинарного воздействия. За хулиганство, пьянство, злостные отказы от работы, сожительство, картежную игру и другие случаи – было посажено в ШИЗО 1 599 чел., из них без вывода на работу 373 чел., направлено в штрафной лагпункт (лагерь строгого режима) 142 чел., и наложено других взысканий на 602 заключенных.

Карты в тюрьмах, лагерях – давнишние атрибуты заключенных. В книге И.П.Белонского (Петровича) «По тюрьмам и этапам» 1887 г. описано: «Карты, несмотря на все строгости и обыски, были в большом ходу, и арестанты, проигравшись иногда до последней нитки, играли даже на пайки, на обед и голодали по несколько дней...»

В 1959 г. был усилен надзор за заключенными, склонными к нарушению лагерного режима, однако результат был незначительный. При численности заключенных 9 047 чел. было совершено более 2 000 нарушений.

Справка

о нарушениях дисциплины и внутреннего распорядка заключенных
за III и IV кварталы 1959 г.

Виды нарушений III квартал IV квартал
1. Кол-во заключенных отказавшихся от работы 530 568
2. Хулиганство и драки 175 162
3. Употребление спиртных напитков 191 189
4. Картежные игры 289 165
5. Промотание имущества 75 2
6. Пронос и хранение запрет. предметов 39 51
7. Прочие нарушения 1 020 956
Всего: 2 319 2 101

ГАРФ Ф.9414 орп.1 д.2686

Как видно из этой статистики, отбывали наказания в Полянском ИТЛ не провинившиеся ангелы, не только случайно оступившиеся и старавшиеся своим трудом искупить вину и быстрее выйти на желанную свободу. Лагерному персоналу было с кем и над чем работать.

В Полянском лагере также отбывали наказание заключённые, совершившие повторные преступления. Так, в 1959 г. их было:

за умышленное убийство – 1
за хищение государственной и общественной собственности – 101
за кражу личной собственности граждан – 122
за изнасилование – 5
за прочие преступления – 186
Всего: – 415

Именно они, как правило, являлись зачинщиками любых беспорядков и нарушений среди заключенных в лагере.


На оглавление  Предыдущая  Следующая