Я рассказал на страницах этой книги о Полянском ИТЛ, опираясь на архивные документы и воспоминания бывших работников и заключенных этого лагеря.
По всей вероятности, лагерям, входившим в ведение Главпромстроя, в том числе и Полянскому, уделялось особое внимание, ибо заключенные этих лагерей были заняты на выполнении особо важных заданий. Однако, в принципе, это были обыкновенные типовые лагеря.
Но, даже если бы условия содержания заключенных в наших колониях и тюрьмах полностью соответствовали международным нормам, все равно заключенные останутся «заключенными» и постоянно это будут ощущать. Изоляция от общества, усеченное удовлетворение потребностей из-за жестокой регламентации поведения, принудительное помещение человека в однополые социальные группы – все это, по мнению психологом, вызывает у заключенных тоску, обреченность, раздражительность, а зачастую и агрессивность.
По-видимому, ни одно государство, в обозримом будущем, ни при каком общественном строе, не сможет избавиться от изоляции различного рода преступников. Самое главное в нашей жизни, чтобы их было как можно меньше. Все должно быть направлено на это: воспитание в семье, школе, коллективе, создание нормальных жизненных условий, привлечение правоохранительных органов к эффективности, действенной работе. Мы должны осознанно исправлять ошибки прошлого и постоянно улучшать жизнь на базе положительных достижений. Однако, к сожалению, пока это не получается. Перестраиваясь, мы отметаем все прошлое и, как это ни парадоксально, вместе с плохим отметаем и хорошее.
Я предвижу возражения читателей-скептиков, по поводу достоверности настоящего повествования. Еще во время публикации отдельных глав будущей монографии в городских газетах, некоторые горожане высказывала свое сомнение в достоверности изложенного: «...Неужели О.Громова (корреспондент газеты СГ-26) и С.Кучин забыли как в те годы делались официальные документы, на которые имеются ссылки...» (Сегодняшняя газета-26, 30 августа 1997 г.).
Работая в различных архивах, изучая документы, касающиеся Полянского ИТЛ, сопоставляя различные источники, я пришел к твердому убеждению в достоверности их. Бюрократический аппарат МВД работал четко, оперативно и, главное, достоверно отображал все события. Кроме тех документов, которые я обнаружил в архивах, я опирался на собственные воспоминания (я проработал с заключенными Полянлага 6 лет) и воспоминания бывших работников и заключенных.
Заключенные Полянского лагеря находились в нормальных условиях исправительно-трудового лагеря. Можно с полной уверенностью сказать, что заключенными Полянского ИТЛ сделан весомый вклад в строительство горно-химического комбината и города Красноярска-26.
Конечно, основными строителями были военные строители, но и заключенные своим добросовестным, а подчас и самоотверженным трудом заслуживают признания. И стела при въезде в город, знаменующая труд строителей, по моему мнению, относится и к заключенным.
Автор
Стела строителям города при въезде в город
На оглавление Предыдущая Следующая