В.К.Гавриленко. Казнь прокурора. Документальное повествование
Документальная повесть Владимира Гавриленко «Казнь прокурора» — хакасский след» кровавого террора тридцатых годов — новое слово в том роде литературы, где давно уже не ждут открытий.
На редкость удачное сочетание в авторе книги опытного юриста, талантливого литератора и многолетнего сотрудника комиссии по реабилитации жертв политических репрессий особенно ярко проявляется там, где он уверенной рукой срывает завесу со многих партийных и чекистских тайн, оставшихся вне поля зрения даже писателей солженицынского круга.
Отслеживая шаг за шагом несколько последних лет жизни своего коллеги и героя повести, замученного в тюремных застенках в тридцать седьмом году, — прокурора Хакасии Ильи Тихоновича Жирова, — Владимир Гавриленко мастерски воссоздает атмосферу охваченных страхом и паникой райкомов, обкомов, крайкомов, пристально вглядывается в «рабочие» будни местных мастеров провокаций и пыток.
Являя собой строго документированную летопись хакасской ежовщины, «Казнь прокурора» дает яркое представление о системе правосудия в тоталитарном государстве, которая позволяла в считанные минуты и по подложным основаниям приговаривать к расстрелу безвинных людей.
Возвращая добрые имена прокурору Жирову и тем, кто работал и погиб вместе с ним, В.Гавриленко называет имена их предателей и палачей, в том числе и ныне живущих.
Адресованная самому широкому кругу читателей книга, безусловно, станет ценнейшим подспорьем и для специалистов по отечественной истории.
«Казнь прокурора» - это и КНИГА ПАМЯТИ, и КНИГА-ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ.
Избранная автором тема о массовых репрессиях в стране в период господства тоталитарной системы — это дань памяти многим миллионам жертв, невинно загубленным властью граждан. Несмотря на появившиеся в последние годы многочисленные исторические, философские, социологические и художественные публикации о причинах и обстоятельствах большевистского эксперимента, эта тема остается интересной и волнующей для большого числа читателей. Боль утрат и сегодня жива в сознании народа, а память о них — неистребима.
Автор повести — известный не только в Хакасии работник прокуратуры, сорок лет проработавший на разных должностях, в том числе и областным прокурором. Он довольно часто выступал в печати и на телевидении. Последние пять лет Владимир Кузьмич ведет огромную и очень ответственную работу по реабилитации жертв политических репрессий. Через его руки прошли многие сотни уголовных дел о репрессиях, рассмотрены тысячи обращений граждан по вопросам восстановления доброго имени репрессированных.
Юридическая деятельность и огромный опыт В.К.Гавриленко позволили ему по-новому взглянуть на исторические, правовые причины и условия геноцида против своего народа со стороны захвативших вооруженным путем власть большевиков, профессионально посмотреть на заказчиков террора и исполнителей, их методы и тактику осуществления человеконенавистнических идей подавления всякого инакомыслия, уничтожения целых классов и народов. Все описанные события опираются на документы и исторические факты. Автор на большом фактическом материале и невыдуманных личностях показал, какую страшную судьбу пережила маленькая Хакасия в те кровавые годы. Особенности репрессий в области состояли в том, что борьба с различными «левыми», «правыми», «центристами» и прочим инакомыслием сочеталась с особенно жестоким подавлением всяких национальных устремлений представителей хакасской интеллигенции. Большевики на деле показали, как они обеспечивают осуществление лозунга о праве наций на самоопределение и как разрешают проблемы развития государственности хакасского народа. В 1934 году было сфабриковано дело о «Союзе Сибирских Тюрок», к которому в 1937-1938 годах были отнесены все большие и малые хакасские руководители, сотни рядовых хакасов — рабочих и служащих. Все они обвинялись в подготовке вооруженного восстания для образования своего «буржуазного» государства, да еще под «протекторатом» Японии. В итоге практически вся хакасская интеллигенция, сформировавшаяся после 1917 года, была уничтожена. Сталинский режим загнал в концлагеря и там уничтожил как «бандитов» всех, кто оказал хоть какое-то сопротивление или неповиновение политике сплошной коллективизации.
На судьбах молодых руководителей области С.Е.Сизых, М.Г.Торосова, Г.Л.Гусарова, И.Т.Жирова, Е.Н.Четверикова, Куприяна Чульжанова и многих десятков других, уничтоженных в застенках НКВД, ярко и образно показана расправа Сталина и его приспешников Молотова, Кагановича, Ворошилова, Калинина, Ежова, Вышинского с тем поколением большевиков, которые имели собственное мнение о путях развития социализма и о Сталине. Автор показывает зарождение сталинского поколения большевиков, для которых вера в непререкаемый авторитет «вождя народов», его «непогрешимость», построенная на всеобщем страхе за свою жизнь и судьбу родных, близких, стала чертой характера и нормой поведения.
Автор показывает то «правовое поле», на котором процветала деятельность карательных органов авторитарной системы. Главными после самого вождя в управлении стали органы НКВД. Им в период массового террора вождь подчинил даже деятельность местных партийных органов, отчего они пострадали не менее других. Прокурорский надзор в стране перестал существовать как средство государственного контроля за деятельностью оперативно-розыскных, следственных и судебных органов. Более того, прокуроры областей и краев, пытавшиеся поставить на место начальников НКВД, пали первыми жертвами. Другие же стали придатками системы НКВД. В Хакасии были казнены многие партийные, судебные и советские работники. Первым из них погиб прокурор области Илья Тихонович Жиров, история жизни которого является главной сюжетной линией этого исторического повествования. Ему противостоит Хмарин и его команда недалеких по развитию, но преуспевших в жизни людей, профессией которых было убийство, обман, фальсификация. Многие из них благополучно дожили до глубокой старости.
Автор показывает полувековой обман народа, от которого скрывали правду о судьбе расстрелянных и загубленных системой людей, и одновременно говорит о высокой моральной силе и духе не сломленных пытками людей типа Жирова, Абрамсон. Гусарова и сотен других, презревших своих палачей.
Повествование В.К.Гавриленко убедительно свидетельствует, что большевизм как метод еще жив, и если он придет к власти, то это может привести к новому кровопролитию в России, невозможности развития демократии и свободы.
Повесть позволяет более глубоко и широко осветить картину истории Хакасии первой половины XX века без всяких прикрас и лакировки.
Убежден, что это повествование заинтересует многочисленных читателей — не только из числа жертв репрессий, но и всех тех, кому дорога история нашей страны, какой бы печальной она ни являлась.
В.Тугужекова,
доктор исторических наук,
профессор
Оглавление Предыдущая Следующая