Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

В.К.Гавриленко. Казнь прокурора. Документальное повествование


Эхо Смольного

Приказ наркома юстиции Н.В.Крыленко, исполнявшего одновременно обязанности прокурора страны, о назначении Жирова на должность хакасского прокурора пришел в Абакан 2 декабря 1934 года, когда по радио было объявлено об убийстве в Смольном Сергея Мироновича Кирова.

Сталин выступил с обращением к партии и народу и заявил, что за спиной убийцы Николаева стоят его наемники — недобитые троцкисты и прочие оппозиционеры.

Для Сталина было важно не то, кто убил Кирова, а сам факт убийства, который он использовал для развязывания кровавого наступления на всяческое инакомыслие, оппозицию, на всех потенциальных противников его, сталинской линии во всех эшелонах партийной, государственной, местной власти, в органах управления, в армии, НКВД, прокуратуре, судах, среди хозяйственных и инженерных кадров, научной и творческой интеллигенции, среди всех, кто по каким-то причинам высказывал недовольство жизнью или властью, кто был отмечен нелюбовью со стороны власти или не любил ее сам. Таких оказались десятки миллионов. Все они заносились в картотеки Объединенного главного политического управления (ОГПУ), которое в тот период было преобразовано в Наркомат внутренних дел (НКВД). И все были объединены общим именем — «враг народа».

Жиров уже в декабре 1934 года заметил, что в стране, по существу, вводится режим чрезвычайного положения. Была максимально упрощена процедура расследования и рассмотрения уголовных дел о политических преступлениях. Управления госбезопасности органов НКВД наделялись судебными функциями. Дела по статье 58 Уголовного кодекса в основном подлежали рассмотрению на заседаниях так называемых «двоек», «троек», а также Особых совещаний, которые создавались начальниками управлений НКВД и комплектовались из работников НКВД. Отменялось участие защитников по этой категории дел, а также право на обжалование — все решения «двоек», «троек» и совещаний являлись окончательными и обжалованию не подлежали.

Вскоре во главе НКВД вместо Генриха Ягоды был поставлен секретарь ЦК ВКП(б) Николай Ежов. На время его деятельности приходится пик массовых репрессий 1937-1938 годов, унесших миллионы человеческих жизней и искалечивших судьбы десятков миллионов неповинных людей.

И все это искусно заглушалось фанфарами в честь «успехов» социалистического строительства, принятия сталинской Конституции, хотя она и была сразу же названа апологетами режима самой демократичной конституцией в мире и в ней декларировались демократические права граждан, но даже не упоминалось такое естественные права человека, как право на жизнь, право на личную свободу. Такого большевики не могли позволить даже на бумаге: ведь классовая борьба обострялась, кругом были враги. Их надо было уничтожать. Требовались и главные исполнители. Ими Сталин назначил Ежова и прокурора СССР Андрея Януарьевича Вышинского.


Оглавление Предыдущая Следующая