Это очень серьезный вопрос. Как-то так получилось, что успешным считается сайт, имеющий высокую посещаемость. Однако посещаемость – только один из критериев успешности, и далеко не всегда самый главный. Тем не менее, большинство статей по интернет-рекламе посвящено тому, чтобы поднять посещаемость до недосягаемых высот.
Отчего произошло такое заблуждение? Да вот от чего. Если цели сайта четко прописаны, то успешность сайта – это достижение этих целей. Если, положим, сайт средней школы создавался с целью поднять наполняемости школы, то он будет успешен, если наполняемость и в самом деле поднимется. Если сайт был создан с целью продвижения некоего товара, то цель достигнута, если этот товар и впрямь стал продаваться лучше. Конечно, все это достигается не только за счет сайта, но кто и когда сказал вам, что сайт – это нечто отдельное и обособленное? Это один из рабочих инструментов организации, и он обязательно должен работать в тесной связи с остальными инструментами.
А вот если цели сайта не прописывались и вообще не осознаны, то остается ровно один критерий успешности сайта – посещаемость. Вот народ и гоняется за эфемерными цифрами – хитами (в некотором приближении - количеством посещений), хостами (грубо говоря – количеством посетителей), причем им безразлично, кто именно придет на их сайт и что он там будет делать. Вот хрестоматийный пример. Я веду рейтинг красноярских сайтов, и как-то в десятку самых посещаемых сайтов ворвался сайт одной средней школы. Сайт во всех отношениях средний – дизайн хуже никакого, содержания практически нет, но ежедневно он набирал несколько сот посетителей. И так – несколько недель подряд. Наконец, я взялся за расследование. С помощью обратных ссылок выяснил, что практически все посетители приходят из гостевой книги англоязычного порносайта. Там периодически появлялось сообщение типа «идите по этой ссылке, там ТАКИЕ девочки!». И вот, представьте себе, заходят англоязычные жертвы спермотоксикоза на этот сайт. Мало того, что из «девочек» на сайте только директриса с завучем, так еще и буквы непонятные. Посетители тут же разворачиваются и уходят. Но дело сделано: счетчики зарегистрировали посещения.
Вот теперь – вопрос: а какой смысл во всем этом? Зачем эти сотни посетителей? Что они дадут этой средней школе? Кстати, как ни странно, занимался этим не подросток, а учитель информатики, и не с целью баловства, а вполне серьезно. Когда мне удалось с ним связаться, он сказал, что вычитал этот способ раскрутки в одном из пособий, во множестве имеющихся в интернете.
А вот теперь я приведу вам другой пример. Он особенно ценен тем, что клиент очень хорошо понимал цель своего сайта – могу сказать, что за шесть лет в сайтостроительстве я таких клиентов могу пересчитать на пальцах одной руки. Пришли к нам ребята из фирмы, которая продает армейскую технику за рубеж. Не вооружения, а именно военную технику – трактора, грузовики и прочее. И объяснили задачу. Им, по всяким их бизнес-соображениям, необходимо было в ближайшие три месяца совершить сделку в стране Ближнего Востока. Они давали нам месяц на то, чтобы мы создали сайт компании на английском языке, и еще два – на то, чтобы клиент «проявился». И деньги давали – отдельно за то, что мы сделаем сайт и отдельно – если клиент найдется, причем вторая сумма была существенно больше. Мы условия выполнили, сайт создали, прорекламировали его там, где могут водиться потенциальные покупатели. Так вот, за два месяца на сайт зашло 300 человек. Даже для 1998 года это было очень мало. Прикиньте – около пяти человек в день. Но один из них оказался тем самым клиентом.
А теперь – вопрос на засыпку. Успешен этот сайт или нет? С точки зрения поставленной цели – да. С точки зрения посещаемости – абсолютно нет. Я все-таки считаю этот сайт абсолютно успешным.
Не следует думать, что я ратую за то, чтобы вовсе не заботиться о посещаемости, чтобы не уподобляться режиссеру театра, который говаривал: «Зритель у нас хороший. Нам бы еще парочку!». Я ратую за то, чтобы не превращать её в фетиш, не гоняться за призрачными цифрами, а гоняться за живыми посетителями, причем именно теми, которые важны с точки зрения поставленной цели. То есть целевой аудиторией. Как это делать, мы обсудим во второй главе, а сейчас я хочу привести еще несколько примеров оценки успешности сайта.
Есть сайты, для которых посещаемость, действительно, является синонимом успешности. Обычно это сайты, нацеленные на очень широкую аудиторию (например, горизонтальные порталы). Обычно порталы находятся в жесткой конкуренции друг с другом. Высокая посещаемость портала позволяет поднять стоимость рекламных площадей. Для этих сайтов посещаемость – то же, что тираж у газет и рейтинги у телевидения.
Мы в одном из наших сайтов тоже указали критерий успешности – 400 посещений в день. Это был сайт фестиваля ТВ-6 в Красноярске. Для 1998 года это была очень высокая посещаемость.
Но обычно мы все-таки используем другие критерии успешности. Так, например, для сайта «Красноярские Столбы» (www.stolby.ru) мы установили такой критерий успешности: сайт должны признать сами столбисты. Кто знает, что такое Столбы для этих людей и как они не терпят всякого рода фальшь о них, тот поймет, насколько трудная это была задача. И вот, сайт жил уже полтора года, уже получил второе место на всероссийском конкурсе, но мы не считали сайт успешным – пока на праздновании 150-летия столбизма сами столбисты не вручили нам шутейную медаль и не сказали, что, мол, наконец-то появился сайт, которого они долго ждали и который оправдывает их ожидания. Вот тут мы поставили жирную галочку (но, понятное дело, не успокоились и продолжаем развивать и совершенствовать сайт).
Почему я посвятил так много места освещению этого вопроса? Да потому, что он не менее важен, чем все предыдущие. Плохо, если вы не знаете, чего хотите добиться с помощью сайта. Плохо, если вы не знаете, кто будет посещать ваш сайт и что ему на сайте будет нужно. Но плохо также, если вы не знаете, считать ли ваш сайт успешным или нет.
И, наконец, последний вопрос, который не очень важен с методологической точки зрения, но очень важный с организационной точки:
К предыдущей На оглавление К следующей