Многие российские НПО (неправительственные организации) имеют свои сайты. Весьма немногие используют их, как следует. Происходит это не только из-за технической неграмотности или недостатка денег, но и от слабого понимания того, для чего сайт нужен, как его надо строить и каким образом поддерживать. Именно об этом пойдет речь в моей статье. Технических деталей в ней не будет или почти не будет. Речь идет всего лишь об осмысленности. Потому что, если бы кто-нибудь спросил меня: «Чего тебе не хватает в русскоязычном интернете?» я бы ответил: «Осмысленности!». Сайты делают непонятно зачем, непонятно для кого, по принципу «Шоб було!».
Все, что я скажу ниже - не абстрактные умозаключения и не знания, почерпнутые из интернетовских статей. Это результат многолетней практики. Сайт Красноярского общества «Мемориал» (memorial.krsk.ru) работает с 1998 года. Он полностью оправдывает средства и силы, в него вложенные.
Свыше пяти лет я, уже не как член «Мемориала», а как сотрудник компьютерной фирмы Maxsoft, занимаюсь разработкой сайтов на заказ. Мы сделали уже не один десяток сайтов и поработали не с одним десятков клиентов. Это тоже очень ценный опыт - типичные ошибки в этом взаимодействии мы знаем и научились с ними бороться.
И, наконец. Мне довелось несколько лет быть веб-обозревателем и членом всяческих жюри на конкурсах сайтов. Мне пришлось просмотреть несколько десятков тысяч сайтов. Думаю, если бы 80-90 процентов русскоязычных сайтов куда-нибудь делись в одночасье, мало кто бы это заметил и, уж точно, никто бы об этом не пожалел. Между тем, многие из этих сайтов делались с самыми лучшими намерениями. Но не вышло. Почему? Вот об этом мы и поговорим.
В первой части статьи речь будет идти о том, как делать сайт. А во второй - о том, как его использовать и раскручивать. Но сначала я хочу сказать о нескольких типичных заблуждениях, которые в обеих частях буду развеивать.
Кстати. Много из сказанного ниже относится и к коммерческим сайтам. Даже почти все. Это неудивительно - «business» переводится отнюдь не как «деньги», а как «деятельность». Но с коммерческим сайтом ситуация несколько проще: сайт должен приносить прибыль, остается только догадаться, каким образом. Цель сайтов НПО конкретизировать несколько труднее.