В 2000 г. увидел свет первый музейный сборник «Стройка 503». Он был издан на средства гранта Президента РФ и вместил в себя архивные материалы, рассказы очевидцев, а также каталог музейных предметов, собранных по теме строительства железной дороги Салехард-Игарка (Объекты 501-503 ГУЛАГа). Первое издание не смогло вместить в себя всю информацию, накопленную музеем за 8 лет кропотливого труда. Да и в период после 2000 года исследовательская и собирательская деятельность была продолжена.
Нашлись, например, новые очевидцы. По словам двух участников строительства дороги А. Сновского и С. Лапицкого, обратившихся к нам, они были удивлены, что эту дорогу кто-то помнит. Оба увидели случайно нашу книгу и стали разыскивать адрес музея. Мы услышали от них много добрых слов, неудивительно, ведь эти люди не просто помнят то время, но и хотят, чтобы новые поколения людей не забывали о страшных эпизодах истории, не втягивались в политику репрессий.
Теплые, дружественные отношения с Вальтером Руге из Германии позволили сделать новый шаг в разработке темы. Родился новый проект «В память о дороге, в память о строителях», который был реализован в 2006-2007 гг. на средства гранта благотворительного фонда Михаила Прохорова. В программу вошло проведение акции «Спустя полвека – снова в Сибири» (приезд Вальтера в Игарку, посещение поселка Ермаково, съемки музейного фильма и документального фильма «По шпалам с Вальтером Руге» немецких кинематографистов), а также обустройство музея под открытым небом.
Главное, что стало реальным в рамках этого проекта – выпустить второй сборник о строительстве дороги-призрака.
Мы задумывались много раз о том, что иностранные исследователи и особенно журналисты пользуются зачастую необъективной информацией. Они предпочитают говорить о миллионах строителей, сотнях тысяч погибших заключенных, навешивать общие ярлыки, ставшие типичными при характеристике ГУЛАГа. Мы придерживаемся следующей точки зрения. Система осуждения, принуждения, насилия над людьми, которые в лагерях не были порой даже одеты хорошо, терпели холод зимой и изнывали от гнуса в летнее время, не может быть оправдана никакими целями. Но приукрашивать действительность, приписывать истории факты, которых попросту не было, недостойно любого человека, а уже тем более – исследователя, историка.
Мы не сторонники того, чтобы полагаться при воссоздании истории строительства дороги только на архивные данные самого ГУЛАГа. Отчетность этой системы порочна так же, как и сама система. Но, например, большая часть очевидцев отмечает, что количество заключенных на объекте № 503 колебалась от 30 до 40 тысяч. Такое же количество заключенных было и на Объекте № 501. Подобные цифры прослеживаются и по лагерным отчётам.
В настоящий сборник включены отдельные исследования и публикации на английском и немецком языках. Надеемся, что это хоть каким-то образом восполнит пробел, допущенный при издании первого сборника, где отсутствовала информация для читателей за пределами России, которые в последние годы проявляют особый интерес к загадочному объекту.
Составители сборника бесконечно благодарны всем живущим и уже ушедшим от нас очевидцам, поделившимся с нами своими воспоминаниями о пережитом, документами, предметами, фотографиями. Огромное спасибо всем нашим помощникам в Игарке и за её пределами, кому оказалась небезразличной судьба нашего наследия, судьба Ермаково и историко-архитектурной зоны «Стройка № 503», для кого память – неотъемлемое условие существования.
Выражаем особую признательность нашему другу Вальтеру Руге, красноярскому отделению общества «Мемориал» (руководителю А. Бабию и Sybill Saya), заведующей городским архивом г. Игарка С.Ф. Титовой.
В начало Пред.страница След.страница