












Документы
Строительство железной дороги Салехард-Игарка в 1953 г. было законсервировано, а позже прекращено. Половина трассы стала «мёртвой дорогой», брошенной и забытой, а идеи и цели великой стройки (в числе прочих грандиозных задумок тех лет) попали на «свалку» истории.
Именно на свалке – на обычной городской свалке – обнаружены 4 года назад и представленные здесь документы. Случайно. Просто пошёл человек за грибами. Обратил внимание. Принёс в музей.
Листы разной степени сохранности, некоторые сильно повреждены. Однако время здесь ни при чём – эти интересные документы были разбросаны впере-мешку с металлоломом и мусором…
Расположенный на правом берегу Оби Салехард железнодорожная паромная и ледовая переправа должна была соединить с левобережным посёлком Лабытнанги. Оттуда до станции Обской – не более 14 км, а далее оставался всего 181 км до станции Чум на существовавшей уже Печорской ветке.
Карты, помещённые в этом разделе, являлись составной частью технического проекта железнодорожной линии участка Чум–Обская, который относился к Стройке № 501, разделённой позже на Стройку № 501 и Стройку № 503. Выходные данные на комплекте карт – Москва, 1949 – лишний раз подтверждают тот факт, что техпроект этого участка (впрочем, как и всех последующих) был готов уже после того, как устройство насыпи и укладка дороги заключёнными были, собственно, завершены – движение на участке Чум–Обская было открыто ещё в декабре 1948 года...
В данной подборке – 16 листов фотобумаги размером 26,5 х 36,5 см, включая титульный лист и лист с условными обозначениями. Судя по всему, в данном комплекте не хватает 2-4х изображений.
На снимках заметна карандашная линия, намечающая спрямлённую трассу, идущую параллельно уже существующей и в одном месте её пересекающую (л. 13). Когда эта линия была нанесена и что она означает, относится она к железной дороге, линии связи или к незримой нити лагерных зон, можно лишь предполагать.
Примечателен лист 12, где помечена станция «Полярный Урал». Чуть восточнее неё – заканчивается Европа и начинается Азия. Напротив станции «Полярный Урал», в самом низу листа, можно разглядеть озеро Перевальное (Елец-кое), из которого на запад, в Европу, вытекает река Елец, а на восток, в Азию – река Собь. Обе эти реки фигурируют на картах данного комплекта.
Где бы ни обнаружились документы – в тайниках лагерных бараков, на полках благопристойных архивов или на обычной свалке, они должны рано или поздно увидеть свет. Но если даже предметы растворились во времени, документы превратились в печную золу и развеяны по ветру, то остаётся человеческая память, бесценные крупицы личных воспоминаний, и этим не разбрасываются.
Данный сборник (уже второй по счёту среди изданий «Музея вечной мерзлоты») пытается подобные крупицы собрать и сохранить. Пытается из этих крупиц выстроить, восстановить мостик, тропинку, дорожку к нашему наследию, нашему опыту. И эта дорога не мертва – это дорога к живым людям, к живой и пульсирующей истории, и эту постоянно меняющуюся субстанцию нельзя взять и просто выбросить, нельзя взять и оторвать от себя, не лишив себя жизни.
А. Тощев.
В начало Пред.страница След.страница