Владимир Степанович Веденков
Руководитель Красноярского правозащитного информационного центра
Много раз приходилось задумываться, когда слышал определение сталинских времен: «что это - когда половина населения сидела, а другая половина – охраняла», где же эта вторая половина, не она ли является основой, как тогда говорили - «новой общественной формации – Советский народ»?
Не так давно, в газете «Вечерний Красноярск» (от 1 марта 2006 г.) опубликована очень интересная в информативном плане и поучительная статья, а точнее, интервью с ветераном, капитаном КГБ в отставке, Е. Боровлевой «Не люблю расхлябанности», где она довольно подробно и откровенно поделилась своими воспоминаниями.
Это интервью можно трактовать по разному: от познавательного, для обычного обывателя до скандального и возмутительного для членов общества «Мемориал» и людей подвергшихся политическим репрессиям. «Мемориал» намеревается потребовать «сатисфакцию», возможно даже через суд, за эту статью, поскольку члены общества документально установили, что упомянутые в статье лица (Туговиков и «сообщник» - начальник почты) действительно реальные репрессированные люди.
Казалось бы, что ушла в прошлое риторика тех страшных времен про врагов народа, что прошло уже 50 лет после ХХ Съезда КПСС, предавшего огласке и осудившего «черные» страницы прошлого, но оказывается, что история - то рядом, история-то среди нас. И, может быть, как раз потому (или является следствием того), что нынешний глава ФСБ Патрушев, выступая перед сослуживцами, которых он называет современными «неодворянами», с гордостью заявляет, что «мы не отказались от своего прошлого!», а в кабинетах этого ведомства продолжают висеть портреты Дзержинского.
В связи с этим, давайте посмотрим на следующее возникающее противоречие, над которым мало кто задумывается.
С одной стороны, уже 15 лет действует Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», по нему государство выплачивает немалые средства жертвам этих репрессий в качестве компенсации. В преамбуле этого Закона говорится, что «миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам». Также в преамбуле говорится, что Федеральным Собранием Российской Федерации «осужден многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости» и выражено «глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким».
С другой стороны, могущественное государственное ведомство, фактически управляющее страной, не отказывается от своего прошлого. Откуда же миллионы жертв? Может это проделки инопланетян?
В этой связи приведу цитату из воспоминаний Лидии Корнеевны Чуковской об Анне Ахматовой:
«То, что пережили мы, - говорила Анна Андреевна, - да, да, мы все, потому что застенок грозил каждому! – не запечатлела ни одна литература. Шекспировские драмы – все эти эффектные злодейства, страсти, дуэли – мелочь, детские игры по сравнению с жизнью каждого из нас. О том, что пережили казненные или лагерники, я говорить не смею. Это не называемо словом. Но и каждая наша благополучная жизнь – шекспировская драма в тысячекратном размере. Немые разлуки, немые черные кровавые вести в каждой семье. Невидимый траур на матерях и женах. Теперь арестанты вернутся и две России глянут друг другу в глаза: та, что сажала и та, которую посадили. Началась новая эпоха. Мы с вами до нее дожили».
Эти слова прозвучали ровно 50 лет назад, в дни проведения вышеупомянутого ХХ Съезда КПСС. И вот возвратимся к интервью, упомянутому в начале статьи. Там подробно освещены и методы работы в те времена и чувствуется гордость за проделанную работу. Знаменательна и концовка интервью, где этот бодрый, с отличной памятью в таком возрасте человек радуется жизни и целует свою внучку. А могут ли поцеловать тех неродившихся внучек те упомянутые ею люди, за которых она получила ордена? …Риторический вопрос и очень печальный.
Упомянутая статья не единственная в ряду откровений представителей вышеупомянутого ведомства. Можно сослаться на ряд статей и вышедших книг отставного полковника КГБ Е. Стригина, который освещает достаточно недавние события , в том числе и факты, связанные с работой по реабилитации жертв политических репрессий .
Переходя к нашим дням, и к событиям в Красноярске, процитирую некоторые абзацы из его последней упомянутой статьи.
«И вот тут то пришли в голову «крамольные» мысли.
Прежде всего, то, что репрессии тех лет шли по нарастающей потому, что шло своеобразное «социалистическое соревнование», тогдашние сотрудники госбезопасности просто выдавали на гора результат, который от них требовало начальство, которое постоянно повышало «норму выработки». К счастью, эта вакханалия окончилась довольно быстро, а то бы и населения в стране не хватило. Но эта мысль не ахти какая оригинальная и «крамольная».
Интересна другая. В те годы правления Горбачева и компании был принят курс на реабилитацию. Но осуществлялся он теми же методами что и в годы репрессий. Началось своеобразное «социалистическое соревнование», кто больше и быстрее реабилитирует».
«Показуха в деятельности органов госбезопасности, к сожалению, была возможна. А к добру это не ведет, даже если эта показуха ради реабилитации. Людей, способных на показуху (а тем более не понимающих этого) всегда можно направить в другую сторону. А это уже более опасно. Эту особенность человеческой психологии никогда не следует забывать. Человек – существо не совершенное, но другого такого умного в жизни пока нет».
И в заключение, относительно названия данной статьи. В своей работе «Долгая дорога от КГБ до ФСБ» Е. Стригин писал, что «печатный вариант некоторых книг уже вышел под названием «КГБ был, есть и будет». Нам осталось вспомнить народный юмор и, добавив последнее слово, получить название статьи.