Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Книга памяти жертв политических репрессий Республики Хакасия. Том 3


Политические репрессии против служителей религии

Началом политических репрессий против священнослужителей послужил ленинский Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». 27 декабря 1921 г. был издан Декрет, по которому изымались ценности, находящиеся в церквях и монастырях. По всей России совершалось осквернение храмов и поругание святынь, насильственное отнятие церковного имущества. В.И. Ленин в своем секретном письме членам политбюро 19 марта 1922 г. писал: «Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр). Без этого никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство, в частности, и никакое отстаивание позиций в Генуе, в особенности, совершенно немыслимы... Изъятие ценностей должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь, и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать» (Г У Л А Г: его строители и герои. 1999 г., с. 339–340).

В стране насаждается большевистская идеология под лозунгом «Борьба против религии – борьба за социализм». Это означало войну государства против своих верующих, служителей культа, и в каждом верующем виделся враг. К врагам применялись репрессивные меры.

Контрреволюционерами считались все: православные, сектанты, мусульмане, ксендзы и пасторы, раввины, ламаисты, шаманы. Все религии для правящей партии большевиков – контрреволюционная сила, которую нужно сломить любыми средствами.

В соответствии с законодательными актами и распоряжениями «карающим мечом» репрессивной машины становится ОГПУ (Объединенное Государственное Политическое Управление). Приказом ОГПУ от 02.02.1930 по поводу массового выселения кулацких элементов из районов сплошной коллективизации к первой категории выселяемых кулаков были отнесены «активные члены церковных советов, всякого рода религиозных, сектантских общин и групп». Далее в приказе говорится: «Семьи арестованных, заключаемых в концлагеря или приговоренных к ВМН – расстрелу – должны быть высланы в северные районы Союза наряду с выселяемыми при массовой кампании кулаками и их семьями. Имущество таких семей конфискуется в том же порядке, как у всех высылаемых кулаков».

95% церквей, существовавших в 1920-е годы, были закрыты. Многие были снесены. От 100 тысяч дореволюционных священников ко времени Великой Отечественной войны осталась горстка запуганных и устрашенных. Десятки тысяч рядовых священнослужителей были расстреляны «просто так» или отправлены в ссылку, откуда возвращались только единицы. За период с 1917 по 1940 гг. 206 русских архиереев «пропали без вести», из них 59 архиереев исчезли в одном 1937 году.

А ведь епископов в России было не так уж много. Их число никогда не превышало ста. Епископа с обществом и с центральной церковной и государственной властью связывают многочисленные нити. Он у всего христианского мира на виду.

До сих пор полностью не раскрыты архивы НКВД. Пора бы раскрыть, как и при каких обстоятельствах погибли десятки, сотни людей высшего духовенства православной церкви (епископы, архиепископы, митрополиты и др.). Во всех областях, краях были созданы внесудебные органы для вынесения приговоров «врагам народа»: «тройки», «Особое совещание», «двойки». Приговоры этих органов не подлежали обжалованию.

В годы Великой Отечественной войны православная и другие церкви внесли достойный вклад на алтарь победы над фашизмом. Только на 14 октября 1944 г. церковь собрала 190 млн рублей, не считая пожертвований ценными вещами в фонд обороны страны. В тяжелые годы войны многие граждане вновь обращаются к религии, с ведома руководства партии открываются храмы, молельные дома, увеличилось число верующих.

В период правления Хрущева вновь начались репрессии против церкви: пошла волна массовых закрытий храмов. Введена была жесткая регистрация крестин и свадеб. Интеллигенции, студентам запрещалось посещение храмов. Лагеря ГУЛАГа вновь стали пополняться верующими.

В Уголовном кодексе РСФСР 1922 и 1926 годов включена специальная глава «Нарушение правил об отделении церкви от государства», где предусмотрены различные меры наказания священнослужителей (ст. 122-127): за преподавание несовершеннолетним вероучений; за возбуждение суеверия в массах населения для извлечения путем каких-либо выгод; за принудительное взимание сборов в пользу церковных и религиозных групп; за совершение в государственных и общественных учреждениях и предприятиях религиозных обрядов. Любого священнослужителя, шамана, главу религиозной организации правоохранительные органы ОГПУ, НКВД, МГБ могли привлечь к ответственности по этим статьям и определить меру наказания. Приговоры несудебных органов: «троек», «двоек», «Особых совещаний» – не подлежали обжалованию. Политические репрессии в Хакасии охватили все категории населения. Среди тысяч репрессированных граждан оказались сотни служителей религиозных верований, верующие различных конфессий.

Областной комитет ВКП(б), ОГПУ, НКВД вели тщательный учет и контроль за деятельностью священнослужителей, различных сект, общин, шаманов и верующих. В любое время для выполнения плана репрессий можно было сфабриковать наличие различных «контрреволюционных организаций» с участием религиозных общин. Что и делалось. 11 декабря 1928 года начальник ОГПУ Хакасского округа представил секретное донесение о проживающих в Хакасии священниках православной церкви.

Хакасское УНКВД держало на специальном учете численность и состав всех православных и религиозных общин, которые могли в любой момент пополнить состав «контрольных» цифр плановых репрессивных операций. Экземпляр передавался секретарю обкома ВКП(б) как члену внесудебного органа, органам «тройки».