Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

СЕКРЕТНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВОДКА № 7 ИНФОРМАЦИОННО-ИНСТРУКТОРСКОГО ПОДОТДЕЛА ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ ЕНИСЕЙСКОГО ГУБИСПОЛКОМА ЗА ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ ОКТЯБРЯ 1920 ГОДА

г.Красноярск [Октябрь 1920 г.]

В политическом настроении Енисейской губернии за отчетный период резких перемен не наблюдается. Напряженность политической атмосферы колеблется не только по всей губернии, но даже и в любой волости, так что там, где было спокойно вчера, стало неспокойно сегодня, и наоборот. Общее впечатление создается о кажущемся небольшом изменении настроения в сторону успокоения.

Большую роль в волнениях по волостям сыграли и продолжают играть органы губпродкома. Хотя по официальным сообщениям от губернского продовольственного комитета картина выполнения разверсток и деятельности агентов еще не выяснена и уже целый месяц нет отчетов от райпродкомов, тем не менее у информационно-инструкторского п[од]отдела отдела управления создалось вполне определенное представление о деятельности и продуктивности работ продорганов. В качестве иллюстрации можно указать на деятельность агента губпродкома Межевской волости, где только благодаря его агитации совершенно не выполнена разверстка и взвинчено настроение населения. В селе Минино «умелые» работники так повели разверстку, что население грозит открытым применением грубой силы и выступлением против советов.

Уборочные отряды столь «хорошо» составлены и подобраны, что Минусинский райпродкомиссар вернул всю артель обратно за полной ее непригодностью к работе. Обмолоточные отряды в других уездах не оказались много лучше. 5 волостей Красноярского уезда охвачены полным нежеланием выполнять разверстки. Волостные и сельские советы просят оградить их ввиду невозможности выполнять работы. Некоторые волостные и сельские исполкомы, по словам губпродкома, запрещают устраивать собрания с целью проведения разверсток и не позволяют уборочным отрядам работать.

В Ачинском уезде для понуждения населения к разверсткам дано два батальона войск. Требуется еще два батальона для Красноярского и Минусинского уездов. Особенным упорством отличается население близ гор.Красноярска, избалованное меной* и высокими ценами на продукты, которыми ведется широкая спекуляция. <...>

Переходя [к] конкретной обрисовке настроения в уезде, можно составить следующую картину политического состояния Красноярского уезда. Очень плохое настроение в Мининской, Шилинской и Шерчульской [волостях], плохое — в волостях Зеледеевской, Покровской, Шалинской, Межевской, Погорельской и Сухобузимской. В остальных волостях сравнительно спокойно.

Приказ о мобилизации сильно повысил напряженность в политической атмосфере. Были случаи дезертирства целыми селами.

Ачинский уезд.

Население города сообразно классовым особенностям относится к власти различно. Пролетарские и полупролетарские массы стоят всецело на стороне советской власти, полубуржуазные круги и кулацкие элементы настроены явно враждебно. Однако в самом городе открытых недоразумений и неисполнения декретов власти не наблюдалось. В уезде продком ведет так же свою работу, как и в Красноярске: в Даурской, Балахтинской и Тюльковской волостях агенты продорганов ведут антисоветскую пропаганду и занимаются спекуляцией.

Плохое настроение проявилось в следующих волостях: Корниловской, Тюльковской, Жуковской и Мало-Имышенской. Спокойно настроены Петровская, Алтатская, Никольская, Курбатовская, Подсосенская и Чернореченская волости. В районе Кизыльской волости бродят шайки и грабят крестьян. В Жуковской волости курят самогонку. Общее впечатление по уезду довольно благоприятное — население, за небольшим исключением, тяготеет в сторону соввласти.

Канский уезд.

Настроение уезда очень неустойчивое и колеблется в зависимости от общего положения дел. Недостаток предметов первой необходимости особенно сильно отзывается на настроении крестьян. Контр[революционная] агитация кулаков взвинчивает и без того напряженное состояние в деревнях. Отпуск мануфактуры в волости, выполнившие разверстку, вызвал неудовольствие соседних деревень. Определенно хорошо настроены две волости: Тасеевская и Шеломовская.

Среднее настроение в волостях Суховской, Ношинской, Курайской, Рождественской и Долго-Мостовской. Особенно плохое настроение в волостях Агинской, Ирбейской и Уярской, где раньше были колчаковские дружины.

Население, испорченное спекуляцией, просит свободной торговли, недовольно разверстками, трудовой повинностью, словом, хотело бы жить по-старому. Многие из жителей этих волостей привлечены к ответственности за участие в карательных отрядах Колчака. Поэтому черное настроение вполне понятно. В Уярской волости срывались плакаты, разрушена трибуна и сожжена кузница кредит[ного] союза. В южной части уезда ликвидируются небольшие остатки белых банд. Разверстка проведена сравнительно спокойно. В самом городе все спокойно, но буржуазия и кулачество настроены скверно. <...>

Общее впечатление по губернии.

Число шаек белогвардейцев значительно уменьшилось и их активность за отчетный период заметно понизилась. Разверстки вызывают неудовольствие по всей губернии, но применять вооруженную силу для их проведения почти нигде не приходилось. В данный момент происходит ряд беспартийных конференций крестьян для проведения второй разверстки. Приказ о мобилизации вызвал в Красноярском уезде вспышку неудовольствия, и указатель политического настроения резко упал в сторону открытого неповиновения. Приняты срочные меры к восстановлению нарушенного равновесия.

Окраины губернии по-старому живут оторванными от центра, почти не контролируются, погружены в политическую спячку и никем не побуждаются к активной деятельности. <...>

Заведующий информационно-инструкторским п[од]отделом А.Поздняков

Секретарь Модерах

ГАНО. Ф.р.1. Оп.1. Д.319. Лл.36, 37. Машинописный подлинник.

________________________

*Имеется в виду прямой продуктообмен между населением прилегающих к Красноярску деревень и горожанами.

 

Публикуется по изданию "Сибирская Вандея. Документы в 2-х томах. 1919 -1920. Под редакцией академика А.Н. Яковлева. М., Международный фонд "Демократия", 2000, Том 1, С. 441 - 518." Составитель В.И.Шишкин


Оглавление  Предыдущая  Следующая