г.Ачинск [Начало декабря 1920 г.]
По материалам предыдущей сводки (№ 3, за октябрь) можно было определенно установить наличие в некоторых районах Ачинского уезда кризиса в настроении кулацких и середняцких масс крестьянства, который должен был неизбежно разрешиться или в сторону безоговорочного выполнения распоряжений власти, или вылиться в форму открытого неповиновения. Спровоцированная кулацкими и белогвардейскими элементами часть населения Сережской, Ястребовской, Балахтонской и Подсосенской волостей в первых числах ноября восстала против рабоче-крестьянского правительства, отказываясь выполнить падающую на них хлебофуражную разверстку, причем восставшими были зверски убиты работавшие на местах некоторые полномочные представители райпродкома и исполкома, местные коммунисты и вообще представители и убежденные сторонники советской власти. Восстание проходило под лозунгами «Да здравствует советская власть, но долой коммунистов!» или «Бей жидов и коммунистов!» Высланными войсковыми частями и мобилизовавшимися для подавления восстания членами сельских комячеек восстание было быстро ликвидировано, причем шайки, составлявшие ядро восстания, частью рассеялись, частью же отступили в тайгу и там, сгруппировавшись в несколько крупных банд человек по 200-300, совершили несколько рейдов по глухим таежным местам уезда. Путь следования некоторых из этих банд ознаменован варварскими разгромами волисполкомов и сельсоветов: делопроизводство сжигалось, личный состав разгонялся, захваченные бандами ответственные работники и члены комячеек нередко расстреливались. В настоящее время преследуемые по пятам войсковыми частями банды эти на севере уезда загнаны в глухую необитаемую тайгу, откуда изредка делают набеги на подтаежные села, выбирая преимущественно такие районы, где не расквартированы войска, или нападают на отдельные мелкие отряды, разоружая их и избивая командный состав. Руководители и начальники этих [повстанческих] отрядов: некто Гусев, бывший офицер, в последнее [время] служивший секретарем Больше-Улуйского волостного исполкома, бывший уполномоченный учека* и Маслов, по сведениям, также бывший офицер. На юге банды бегут в Минусинский уезд1. Население в большинстве случаев занимает выжидательные позиции и проявляет пассивность, в смысле содействия войскам по вылавливанию банд.
Успешная и быстрая ликвидация восстания подействовала на население отрезвляющим образом, и заминка в выполнении разверсток, наблюдавшаяся в конце октября, устраняется сама собой. На ссыпных и приемных пунктах заметно значительное повышение ссыпки и сдачи продуктов и предметов разверстки.
В местах восстаний зарегистрировано много недоразумений на почве реквизиций и конфискаций имущества. <...>
Завед. отд. упр. [подпись неразборчива]
Завед. инф.-инстр. подотделом Б.Городович
АФ ГАКК. Ф.р.16. Оп.1. Д.90. Л.148. Машинописная копия.
________________________
1Подробную информацию о преследовании отступивших в Минусинский уезд повстанцев см.: РГВА. Ф.17610. Оп.1. Д.54. Лл.5, 6.
*Фамилия в документе отсутствует.
Публикуется по изданию "Сибирская Вандея. Документы в 2-х томах. 1919 -1920. Под редакцией академика А.Н. Яковлева. М., Международный фонд "Демократия", 2000, Том 1, С. 441 - 518." Составитель В.И.Шишкин
Оглавление Предыдущая Следующая