[г.Красноярск] 13 ноября 1920 г.
<...>
Тов.Хжановский отмечает, [что] отсутствие в уездах военных троек, аналогичных губернской тройке, приводит к тому, что уездные к[омите]ты, увоенкомы не имеют возможности знать положение уезда.
В данный момент наиболее благополучными являются Красноярский и Минусинский, наименее — Канский и до некоторой степени Ачинский уезд.
В военной тройке существуют два мнения: одно, что движение организовано одним центром, который, по предположениям, находится в Красноярске, другое — что движение неорганизовано и будет скоро разбито.
Медленность военных операций объясняется недостатком обмундирования.
Губком должен отметить, что оптимистическое мнение командующего [Восточно-Сибирским сектором войск] ВНУС [М.Ф.Барандохина] безусловно ошибочное, что несмотря на уверенность в скорой ликвидации белых, мы отнюдь не гарантированы от новых восстаний. Необходимо обратить особое внимание на оперативные стороны восстания, а на политические причины, вызывающие эти вспышки, до сих пор нет общего взгляда. Тройка поручила трем товарищам — Хжановскому, Падучеву [Г.Л.] и предгубчека — выяснить политическую подкладку восстания.
Из материалов, имеющихся в трибунале ВОХР о выездной сессии трибунала на месте восстания в Мариинском уезде, видно, что среди примкнувших к восстанию крестьян есть много выполнивших разверстку. Выступление проходило под лозунгом «Долой коммунистов и за советскую власть». Это наводит на некоторые размышления о составе ячеек на местах. В частности, в Енисейской губ. отмечен ряд фактов невыполнения членами ячеек разверстки.
То обстоятельство, что ячейка в деревне зачастую состоит целиком из мастеровых, которые работают за натуральную оплату труда, притом по очень высоким ценам, [вызывает недовольство крестьян]. Отмечается особое озлобление среди крестьян на так называемую внутреннюю разверстку, которая идет для обеспечения «бедноты» деревни после того, как разверстка выполнена в размере 60%.
Тов.Хжановский, резюмируя свое сообщение, указывает, что ставка на сибирского бедняка была ошибочна, вызвав озлобление середняка, что необходимо было держать курс на середняка. Большое озлобление вызвала среди крестьян одновременная мобилизация [новобранцев] 1899-1900 гг. [рождения] и унтер-офицеров. Причем [особенно —] беспорядочная мобилизация унтер-офицеров, а именно, мобилизация строевых и нестроевых, и затем отмена мобилизации нестроевых унтер-офицеров, после того как они были сведены в казармы.
В Ачинском уезде озлобление вызвано тем, что губпродком не выполнил своего обещания удовлетворить некоторым количеством мануфактуры те волости, которые выполнили разверстку в размере 100% и выше1.
Необходимо в порядок дня партийной работы поставить вопрос о проверке работы всех деревенских ячеек и изменении характера их работы.
Необходимо от замкнутой системы работы перейти к системе открытых заседаний ячеек и наибольшего общения комячеек с беспартийными массами.
Губпродкому необходимо пересмотреть вопрос о внутренней разверстке, организовав ее таким образом, чтобы хлеб не попадал к лодырям и бездельникам, обретающимся в деревне.
Ошибочно думать, что мерами военного давления можно будет в корне ликвидировать восстание. Необходимо изучить его причины, учесть все ошибки и постараться их исправить.
Переходя к военной стороне дела, тов.Хжановский указывает, что надеяться на присылку из центра сколько-нибудь способных к боевым действиям [воинских частей] нельзя.
Войска ВОХР не стоят на надлежащей высоте. По мнению тов.Хжановского, необходимо сменить руководителя ВОХР тов.Барандохина и заменить его тов.Петерсоном. Это будет тем более возможно в связи с реорганизацией губвоенкомата. <...>
ГАНО. Ф.п.1. Оп.1. Д.125. Л.71. Машинописная копия.
________________________
1В Ачинском уезде более 100% разверстки 1919/1920 гг. сдали 23 волости, в том числе Алтатская, Больше-Улуйская, Ельниковская, Ильинская, Мало-Улуйская, Назаровская, Подсосенская, Сережская, Ястребовская. Назаровская волость, выполнившая разверстку на 131%, не получила ни вершка мануфактуры (см.: Красноярский рабочий. 12 декабря 1920 г.; Крестьянин и рабочий. Ачинск. 22 и 30 декабря 1920 г.).
Публикуется по изданию "Сибирская Вандея. Документы в 2-х томах. 1919 -1920. Под редакцией академика А.Н. Яковлева. М., Международный фонд "Демократия", 2000, Том 1, С. 441 - 518." Составитель В.И.Шишкин
Оглавление Предыдущая Следующая