[г.Канск] [Не ранее 15 ноября 1920 г.]
С первых чисел октября с.г. банды приступили к активным действиям. Отряд их численностью до 100 конных оперировал в районе Агинской волости.
9 октября в южную часть [Канского уезда] выбыл разведывательный отряд оперативной разведки штаба войск обороны [железных дорог 5-й армии].
13 октября туда же выступил конный отряд под командой тов.[А.] Янковского в составе 50 сабель.
18 октября туда же выступил сводный отряд под командой т.Емельяшина в составе 100 штыков, 12 сабель и 4 пулеметов. Ему же [были] подчинены все отряды [войск] ВОХР, находящиеся в уезде на работах по продразверстке, всего — 126 штыков и 33 сабли.
30 октября со стороны с.Рыбинского выступил отряд в составе 100 конных и 75 штыков под командой т.т. Дворяткина и Шаклейна.
30 октября в 14 часов у деревни Нагорной Агинской волости сдался бандитам отряд войск ВОХР в составе командира роты т.Белякова, 20 красноармейцев при пулемете Кольта.
2 ноября из Канска выступил отряд под командой комбата-372 ВОХР т.Егорова в составе 80 штыков.
6 ноября банда, прорвавшись с юга, пошла на север по направлению на Канск, начала производить мобилизации населения. Кроме того, население само стало примыкать к бандам, как, напр[имер], в с.Коростелево численность банды увеличилась до 200 [человек], преимущественно конных, хорошо вооруженных.
7 ноября банда заняла дер.Голопуповку, население которой и окрестных заимок массами стало переходить на сторону бандитов. Численность банды достигла 450-500 человек, хорошо вооруженных, при двух пулеметах и трех автоматических ружьях. Банда начала расстреливать коммунистов и советских работников, а также и милицию (Усанов, Орлов).
Ночью [с] девятого на десятое [ноября] банда заняла Больше-Уринское, производя мобилизации и встречая всюду сочувствие среди кулацкого населения. Ночью же [с] девятого на десятое, ввиду угрожающего положения, командование всеми вооруженными силами [Канского] гарнизона принял комбриг-35 т.Смоленский. Девятого ноября срочно вызваны на подмогу коммунисты северной части уезда. Девятого же встали под ружье все коммунисты города [Канска] и приняли [на себя] его охрану.
10 ноября банда заняла М[ало]-Уринскую, в 18 верстах от г.Канска; положение стало еще более грозным. В район ст.Бошняково прибыли пехотные отряды войск обороны [железных дорог].
11 [ноября] из Канска выступил на М[ало]-Уринскую сборный кавалерийский дивизион, сформированный из коммунистов, в составе 100 сабель и пехотный отряд войск обороны [железных дорог]. От банды получены сведения, что она идет на Канск, что в Канске уже подготовлено восстание.
12 [ноября в] район ст.Бошняково выступил взвод артиллерии и 12 [же ноября] нашими частями заняты М[ало]-Уринская и Б[ольше]-Уринская. Выступившим отрядом из Канска занята дер.Ашкаул, а затем позднее и Бражное, куда немедленно была установлена телефонная связь.
12 [ноября] от Емельяшина получено сообщение, что положение очень серьезное. Банда располагает большими силами, хорошо вооружена и встречает сочувствие у населения1. Необходимо, по его мнению, немедленно выдвинуть против нее крупные силы — до 500 шт[ыков] пехоты и не менее 300 сабель конницы, кроме тех, которые уже имеются в уезде.
14 [ноября] днем отряд банды вступил в бой с нашим отрядом т.Шаклейна в д.Ключевской. <...>
[Подписи отсутствуют]
ЦХИДНИКК. Ф.1. Оп.1. Д.41. Л.18. Машинописная копия.
________________________
1В районе своего действия (Агинская, Александровская, Амонашевская, Вершино-Рыбинская, Ирбейская, Тальская и Шелоховская волости) повстанческий отряд пользовался симпатией и поддержкой значительной части крестьянства. Повстанцам добровольно предоставляли жилье, продукты питания, фураж для лошадей, скрывали от советских разведчиков их местопребывание и пути передвижения. Емельяшин, шедший по следам повстанцев, констатировал: «Я вполне убедился, что, как это ни страшно, она* пользуется симпатиями некоторых слоев населения, пользуется поддержкой такового» (см.: ГАКК. Ф.р.1779. Оп.1. Д.3(2). Лл.48, 49).
*Имеется в виду банда.
Публикуется по изданию "Сибирская Вандея. Документы в 2-х томах. 1919 -1920. Под редакцией академика А.Н. Яковлева. М., Международный фонд "Демократия", 2000, Том 1, С. 441 - 518." Составитель В.И.Шишкин
Оглавление Предыдущая Следующая