В 1948 г. у ученых-атомщиков возникла идея построить один из заводов по производству оружейного плутония глубоко под землей, чтобы защитить завод от ракетно-ядерного и бомбового ударов.
29 мая 1950 г. МВД СССР издает приказ № 00336 об организации ИТЛ под условным наименованием «Гранитный» на базе специализированной железнодорожной организации № 505 ГУЛЖДС, передислоцированной к этому времени из Монголии на станцию Базаиха под Красноярском.
Этому ИТЛ и специальному стройуправлению 505 поручается строительство железной дороги ст.Базаиха–Красноярск-26 и лагерных отделений вновь создаваемого ИТЛ – «ДФ».
Работы по строительству железнодорожной ветки от транссибирской магистрали к строительной площадке были начаты в мак 1950 г., силами 842 заключенных из «Гранитного», разбитых на 8 отдельных строительных колонн. Разместились они на всем протяжении трассы:
– колонна 101 – станция Базаиха
– колонна 102 – 4-й километр от ст.Базаиха
– колонна 103 – 18-й километр от ст.Базаиха
– колонна 105 – 25-й километр от ст.Базаиха
– колонна 106 – 31-й километр от ст.Базаиха
– колонна 110 – 42-й километр от ст.Базаиха
– колонна 108 – 45-й километр от ст.Базаиха
– колонна 109 – 48-й километр от ст.Базаиха
В августе 1950 г. в деревне Додоново формируется лагерный пункт, входящий в лаготделение № 1, с лимитом наполнения 300 заключенных. В этом же месяце организуется лагерный пункт в деревне Шивера на 100 заключенных.
К октябрю 1950 г. встал вопрос о дальнейшем использовании заключенных ИТЛ «Гранитный». Строительство железной дороги практически закончено и необходимо было решить: передислоцировать этот лагерь в район нового железнодорожного строительства или расформировать.
09.10.1950 г. – издан приказ МВД СССР № 0684 о передаче «Гранитного» ИТЛ и спецуправления» из состава УИТЛ и строительства 505 в состав управления строительства горно-металлургических предприятий МВД СССР. Этот ИТЛ явился, в основном, базой формирования ИТЛ Полянский.
По матертиалам книги "С.П.Кучин. Полянский ИТЛ (ГУЛАГ – уголовный)"