Кужма Александр Поликарпович
Родился в Петербурге в 1896 году в семье военного чиновника.
С 1916 г. учился в институте инженеров путей сообщения, откуда выбыл в 1919 году, вступив в Красную Армию. Демобилизовался в 1922 г. для окончания высшего образования. В 1923 г. закончил 1-й Ленинградский политехнический институт, в 1929 году получил звание профессора. Работал в Ленинградском институте гражданского воздушного флота.
Арестован в марте 1934 года и осужден на 10 лет. В 1934 -1939 годах отбывал в Ухтпечлаге. В 1939 году этапирован в Москву в ОКБ при НКВД СССР. Работал зам. главного конструктора по расчетно-экспериментальной части, принимал участие в проектировании и выпуске авиамоторов МБ-100 в Казани. Представлен к досрочному освобождению, однако из-за войны освобождение не состоялось.Освобожден только в 1946 году на общих основаниях. Поступил работать на Ленинградский завод № 800. Вскоре приглашен в Казанский авиационный институт. В 1947 году Кужме вторично присвоено звание профессора, и он назначен зав. кафедрой реактивных двигателей. Одновременно работает консультантом отдела главного конструктора завода № 16.
Арестован 16 февраля 1949 года, по прежнему обвинению осужден к ссылке на поселение в Красноярский край. Этапирован в Енисейск, где работал в центральных ремонтных мастерских.
В ссылке А.П.Кужма разработал теоретические основы проектирования водометных катеров, изготовил опытный образец, который успешно прошел испытания. Об этом писала местная газета «Енисейская правда». /04.05.1954г/
Освобожден из ссылки в августе 1954 года.
Судоверфь (ул.Бабушкина, 1), на которой в ссылке работал Кужма Александр
Поликарпович
Показать на карте