












Судоверфь
Енисейский лесозавод был организован в городе Енисейске в 1920 г. с подчинением тресту «Совполярлес». Первым директором строящегося предприятия стал Накладов С.И.
В 1931 г. завод был пущен в эксплуатацию. Средняя общегодовая численность работающих - 416 человек.
В 1934 г. в результате пожара Енисейский Лесозавод сгорел полностью. Придавая серьезное значение развитию Лесопильно-деревообрабатывающей промышленности в Красноярском крае, советское правительство предприняло серьезные меры по строительству нового лесопильного завода. За очень короткий период с июня 1934 г. по январь 1935 г. был заново построен двухрамный лесопильный корпус с установкой новейшего по тому времени технологического оборудования, здание силовой станции, склад пиломатериалов, ремонтный цех и др. Продукция завода шла на экспорт, а пиломатериалы на внутренний рынок страны. Уже в 1936 году завод выпускал экспортной продукции в объеме до 9 тысяч стандартов и около 30-35 тысяч кбм. пиломатериалов на внутренний рынок. Число рабочих составляло 700 человек.
В 1941-44 гг. по решению Государственного Комитета Обороны страны Енисейский Лесозавод был перепрофилирован на выпуск пилопродукции на внутренний рынок, а также для нужд фронта. Выпускали лыжные палки, авиапланку, воинскую доску, ящики для снарядов, спецтару для упаковки военной продукции и продукцию для Сельмаша, а также прочую черновую заготовку. В 1941 году, несмотря на то что с июля по декабрь было мобилизовано на фронт около 200 человек, руководство завода и парторганизация сумели организовать весь коллектив на выполнение государственного плана, который был выполнен на 105,3%, дав прибыли государству около полумиллиона рублей. («Енисейская правда» от 1941-42 г.).
План 1943 г. был выполнен к 36-ой годовщине Октября, и сверх плана выдано 6 тыс.
кбм мтериалов. Все работы по отгрузке экспорта, рыночных пиломатериалов, укладке
готовой продукции производились вручную.
19 июня 1944 г. Государственный комитет обороны страны издал постановление о
строительстве деревянных речных барж и о расширении производственной базы
деревянного судостроения в Енисейском бассейне.
В июле 1944 г. последовал приказ Наркома речного флота об организации в г. Енисейске судостроительной верфи на базе Енисейского лесозавода. Директором Судоверфи был назначен инженер-судостроитель т. Ефремов Г. В. (который в 1948 г. был отозван в Москву). Главным инженером был назначен Кохнович В.В.
Для укрепления кадров приказом Наркомречфлота в Енисейск были направлены - судостроители, а также квалифицированные рабочие судоплотники, конопатчики и другие специалисты по судостроению с Тавдинской, Суратевской верфей и г. Горького.
В 1945 г. на базе судоверфи была организована школа ФЗО N3 /директор Гищенко Н.С./, которая готовила кадры судоплотников, гражданских плотников, а также кузнецов.
В 1945 г. была спущена готовая 1000-тонная баржа и сдана в эксплуатацию Енисейскому пароходству. Позже строились 2000-тонные лесовозы, 2-х палубные дебаркадеры и брусчатые стандартные дома и другая продукция.
В 1950 г. директором судоверфи был назначен Мордвинов Д.М. В 1949, 1950 годах коллективу дважды присуждалось первое место с вручением переходящего Красного знамени Министерства речного флота и ВЦСПС с выдачей денежной премии по 35 и 38 тысяч рублей.
В 1954 году енисейские судостроители освоили производство двухпалубных пассажирских дебаркадеров- плавучих вокзалов. Один из них установлен на енисейской пристани.
В 1957 году Министерством речного флота РСФСР была отмечена хорошая работа коллектива судоверфи с присуждением премии в размере 33,7 тысяч рублей.
В 1958 г. судоверфь достигла проектной мощности по строительству деревянных барж, в общей сложности 30 тысяч грузотонн, а за годы существования судоверфи пополнила Енисейское речное пароходство несамоходным флотом - около 300 единиц.
С 10 октября 1958 г. Енисейская судоверфь из ведения МРФ (Министерство Речного Флота) была передана в ведение управления Лесной и деревообрабатывающей промышленности Красноярского Совета народного хозяйства с подчинением комбинату «Енисейлес».
Различные преобразования продолжались до августа 1967 г., когда на правах цеха Енисейский лесозавод вошел в состав Нижнее-Енисейской сплавной конторы треста «Енисейлесосплав».
В 1973 г. построен новый цех шпалопиления.
В целях совершенствования структуры управления промышленностью и улучшения снабжения сырьем, была проведена реорганизация. Приказом по министерству лесной промышленности от 28.01.08 г. было организовано новое производственное объединение «Енисейлесоэкспорт» с местонахождением в г. Лесосибирске, в состав которого и вошла Нижне-Енисейская СПК.
В 1994 г. СПК была реорганизована в акционерное общество, которое просуществовало совсем недолго.
Ул.Бабушкина, 1 - на этом месте была контора судоверфи
Показать на карте