Енисейский учительский институт в 1946-1957 гг.
Енисейский учительский институт строил свою работу в послевоенные годы, исходя из задач, поставленных четвертым пятилетним планом, руководствуясь важнейшими решениями об улучшении подготовки педагогических кадров. Постепенно укреплялась учебно-материальная база, увеличивались учебные площади. В 1946 г. совместно с педучилищем был создан кабинет физики, кабинет педагогики, открыт читальный зал. В 1947 г. Министерством просвещения СССР было ассигновано на ремонт здания института 50 тыс. рублей. К началу занятий были отремонтированы все печи и все учебные помещения. Однако актовый зал для занятий не использовался, так как не было мебели. Отопление было печное, из-за плохого качества кирпича печи приходилось ремонтировать среди года.
К 1950 г. работали кабинеты основ марксизма-ленинизма, педагогики, всеобщей истории, русского языка и литературы. Уделялось большое внимание приобретению оборудования и наглядных пособий. В первые послевоенные годы институт испытывал трудности с комплектованием педагогических кадров. В 1946-47 учебном году не было одного преподавателя всеобщей истории, выбыл единственный преподаватель языковедческих дисциплин Г.Г.Тобиас, уехавший на работу в Эстонию, был отстранен преподаватель истории Полосухин как профессионально непригодный. Штатное расписание этих лет предусматривало 13 человек преподавательского состава. Оставалась недоукомплектованной на одну единицу кафедра физики и математики. В должности профессора кафедры физики и математики был утвержден ссыльный физик-теоретик Ю.Б.Румер, который проработал на кафедре физики с сентября 1949 по январь1950 г. Все преподаватели имели большую учебную нагрузку, тем не менее целенаправленно занимались повышением квалификации. В 1949 г. была прикомандирована к Московскому областному педагогическому институту для работы над кандидатской диссертацией старший преподаватель кафедры русского языка и литературы А.И.Малютина. Она первая в институте защитила кандидатскую диссертацию "Сибирские рассказы Короленко и их народно¬поэтическая основа". В эти первые послевоенные годы А.С.Нагаев, З.В.Стефанская, К.Н.Давыдова, В.И.Яцеев подготовились к сдаче кандидатских экзаменов и позднее успешно их сдали.
Объем научно-исследовательской работы того времени был довольно скромным. Из преподавателей только А.И.Малютина имела степень кандидата наук, остальные преподаватели готовились сдать кандидатские экзамены. Была начата работа по подготовке первого выпуска "Ученых записок" института (А.И.Малютина, З.В.Стефанская, А.И.Иванова, В.И.Яцеев, А.С.Стеринин). В 1950 г. приступил к написанию кандидатской диссертации "Развитие золотой промышленности на севере Енисейской губернии в XIX веке" преподаватель А.С.Нагаев. З.В.Стефанская работала над темой "Из истории пролетарской революции на севере Красноярского края". Кафедрой русского языка и литературы была организована диал- ектологическая экспедиция в составе преподавателей Е. М. Савеловой и В.Ф.Ивановой и группы студентов. Экспедиция выезжала в село Плотбище Енисейского района для сбора диалектологического и фольклорного материала. Работу экспедиции положительно оценили на научном совещании в Томске.
Организованы студенческие кружки: педагогический, исторический, литературный,
математический, радиотехнический. Но элементы научно творчества присутствовали
только в работе литературного (рук. А.И.Малютина) и исторического (рук.
З.В.Стефанская). Члены литературного кружка изучали сибирскую литературу и
подготовили доклады "Сибирь в поэзии декабристов", "Чехов и Сибирь", "Успенский
и Сибирь", "Сибирские рассказы Короленко", анализировали романы, известные в то
время: А.Волошина "Земля Кузнецкая", К.Седых "Даурия".Содержание работы
исторического кружка определялось темой исследования его руководителя. Члены
кружка работали с архивными материалами, записывали воспоминания участников
революционного движения. На занятиях были обсуждены доклады студентов "История
города Енисейска", "Декабристы в Енисейской ссылке", "Революция 1905 года в
Енисейске и Енисейском уезде", "Февральская революция в городе и уезде",
"Пролетарская революция в городе и уезде". Также собирался материал по истории
комсомола в Енисейске. Педагогический кружок занимался вопросами постановки
пионерской работы в школах города. Итоги работы подводились на теоретической
конференции института.
За период с 1950 по 1954 гг. институт был полностью укомплектован
преподавателями. На 1950-51 учебный год Министерство просвещения СССР утвердило
штатное расписание профессорско-преподавательского состава в количестве 13
единиц. В 1951-52 учебном году в связи с ростом контингента студентов утверждено
штатное расписание в количестве 16 единиц. В 1952-53 учебном году и в 1953-54
учебном году работало 17 преподавателей. Для проведения занятий по педагогике и
руководству педпрактикой привлекали опытных учителей школ. В 1953-54 учебном
году 6 преподавателей имели университетское образование, остальные окончили
педагогические институты. До 1953 г. лишь один преподаватель имел ученую степень
кандидата наук и звание доцента - А.И.Малютина.
В 1954 г. ученую степень кандидата исторических наук получила 3.В.Стефанская.
Много внимания уделялось в указанный период подготовке и сдаче кандидатских экзаменов. В 1951 -52 учебном году все кандидатские экзамены сдали: преподаватель истории А.С.Нагаев, старший преподаватель физики Ю.А.Старикин. В 1952-53 учебном году закончили сдачу кандидатских экзаменов директор института И.А.Киселев и В.И.Яцеев. С февраля 1954 г. И.А.Киселев. находился в годичной аспирантуре при Институте повышения квалификации преподавателей общественных наук при МГУ. Заместитель директора В.И.Яцеев был прикреплен к Западно-Сибирскому филиалу АН СССР для подготовки диссертации по высшей математике.
Комиссия Крайкома партии, в 1953 г. проверявшая работу института, отметила, что "все преподаватели института читают лекции и ведут семинарские занятия на достаточном идейном и научно-теоретическом уровне, владеют методикой чтения лекций и проведения практических занятий".
В первые послевоенные годы большие трудности сохранялись с набором студентов. По установленному плану с 1947 г. институт должен был ежегодно принимать по 125 человек (50 - на отделение физики и математики, 50 - на отделение русского языка и литературы, 25 - на отделение истории). Но план не выполнялся. Основной базой для укомплектования института студентами являлись северные районы Красноярского края, начиная от Казачинского района и до Таймырского национального округа. Связь со школами этих районов возможна была только авиатраспортом. Причинами невыполнения плана руководство института называло:
- отдаленность Енисейска от железной дороги;
- малочисленность выпускников в ближайших районах (так, в 1946-47 учебном году
средние школы г. Енисейска выпустили 13 человек, из них 6 человек поступили в
институт);
- стремление молодежи поехать на учебу в крупные вузовские центры;
- отсутствие практической помощи со стороны краевых организаций;
- выпускники Енисейского учительского института направлялись на работу
преимущественно в северные районы, тогда как для выпускников других
пединститутов предоставлялся более широкий выбор.
В 1947 г. поступило 130 заявлений о приеме, явилось для сдачи вступительных экзаменов 87 человек, зачислено в институт 76, приступило к занятиям 68. В 1949 г. было принято 59 человек вместо 125. В связи с тем, что студенты мобилизовывались на сельхозработы, занятия на первых курсах начинались с 1 октября. Впервые в 1952 г. был выполнен план приема. Возрастал в эти годы и выпуск молодых специалистов: 1951 г. - 53 человека, 1952 - 89, 1953 - 115, 1954 - 122 человека. Все окончившие институт были своевременно распределены на работу. Большинство выпускников были направлены в районы Красноярского края.
С 1947 г. в институте насчитывалось 3 кафедры: физики и математики; русского языка и литературы; истории. Вопросы учебно-методического характера рассматривались на заседаниях кафедр, на Совете института. В феврале 1948 г. была проведена двухдневная научно-методическая конференция преподавателей института с обсуждением вопросов:
1.Усиление идейно-политической направленности в преподавании;
2. Методика лекционной работы в институте;
3.Методика проведения семинарских занятий по гуманитарным дисциплинам.
В организации учебной работы постоянно осуществлялся контроль за качеством преподавания со стороны руководства института, заведующих кафедрами. Они регулярно посещали лекции, семинарские и практические занятия. Проводилось взаимопосещение преподавателями родственных дисциплин. Особое внимание уделялось начинающим преподавателям. Отмечалась в этом плане успешная работа заведующей кафедрой русского языка и литературы А.И.Малютина. На заседаниях Совета института рассматривались вопросы "О состоянии изучения педагогики и психологии и самостоятельной работы студентов по этим дисциплинам", "О состоянии преподавания физкультуры и спортивно-массовой работе", "О перестройке преподавания языковедческих дисциплин", "О работе кафедры физики и математики". И в эти годы работа преподавательского коллектива, партийной, комсомольской и профсоюзной организаций была направлена на мобилизацию всего студенческого коллектива для систематической самостоятельной работы. Преподаватели помогали студентам спланировать работу, инструктировали, как записывать и обрабатывать лекции, составлять конспекты и тезисы, рекомендовали литературу, списки которой были в кабинетах. Проходили общие производственные совещания студентов и преподавателей, посвященные организации самостоятельной работы.
Создавались условия для самостоятельной работы в общежитиях: нормальное освещение, неуклонное соблюдение правил внутреннего распорядка. В кабинетах была сосредоточена необходимая литература. Регулярно проводились групповые и индивидуальные консультации. Парторганизация следила за тем, чтобы не было перегрузки студентов общественными поручениями. Пример в учебе показывали студенты-коммунисты Подовалова, Седова, Тренькаев, Сизых, которые учились в 1951-1952 гг. Они не только четко планировали свой день, но и собрали вокруг себя группу студентов по 4-5 человек, которые занимались одновременно с ними. Была организована взаимопомощь, передача опыта лучших студентов, практиковались отчеты студентов об их самостоятельной работе, сообщения старост об успеваемости в группах. Студенты-коммунисты в 1950-1951 гг. занимали ведущую роль в учебе. Из 13 коммунистов 6 были отличниками, остальные имели только хорошие и отличные оценки. Они серьезно занимались сами и организовывали работу других студентов. Так, студент Подовалов организовал группу сокурсников в 8 человек; они занимались индивидуально, но в одном месте и в одно время, так что слабые могли всегда получить помощь от своих товарищей. В результате двое из этой микрогруппы сдали экзамены на "отлично", остальные на "хорошо" и "отлично". Сам Подовалов получил только одну хорошую оценку, остальные - отличные.
Председатель комиссии проверки института в 1953 г. Д.М. Лекаренко сделал вывод: "Студенчество в массе своей организованно, дисциплинированно, достаточно воспитанно и хорошо трудится. Это положительное в работе дирекции, парторганизации, комсомола, преподавательского коллектива». В институте каждую субботу организовывались лекции на политические и научные темы. Их читали преподаватели института, а также приглашенные лица. Регулярно отмечались даты красного календаря. Устраивались теоретические и читательские конференции, вечера вопросов и ответов. Большую воспитательную работу проводили преподаватели, прикрепленные к группам. Хорошо организовали работу в группах А.И.Малютина, К.Н.Давыдова, А.С.Нагаев. Много внимания уделялось развитию художественной самодеятельности. Был создан общеинститутский коллектив художественной самодеятельности, в который входили драмкружок, танцевальный кружок, хоровой кружок, кружок художественного чтения. Этот коллектив готовил концерты, спектакли, обслуживая население города и окрестных колхозов. Большим успехом пользовались спектакли драмкружка: "Не все коту масленица" (по А.Островскому), "Два капитана" (по В.Каверину), пьеса Малютина "Старые друзья" - 1951 -54 гг. На смотре художественной самодеятельности района в 1952 г. институт занял первое место. В 1951-52 учебном году было дано 23 концерта для населения города и района. С концертами на регулярных вечерах отдыха выступала каждая группа, таким образом, каждый студент принимал участие в том или ином виде художественной самодеятельности. Студенты по своей инициативе организовали кружки: драматический, народных танцев, хоровой. Каждую субботу студенты отдельных групп ставили концерты для своих товарищей. В организации самодеятельности большую помощь оказывали преподаватели З.В.Стефанская, К.Н.Давыдова, А.И.Иванова. Агитколлектив института (в нем состояло в 1954 г. 75 агитаторов) вел массовую разъяснительную работу среди населения. Отдел агитации и пропаганды РК ВКП (б) привлекал преподавателей и студентов в качестве докладчиков по различным вопросам. Многие студенты работали внештатными лекторами РК ВЛКСМ.
Спортивная работа в институте была нацелена на подготовку значкистов ГТО 1 и 2 ступеней, студентов-разрядников. Работали секции: легкоатлетическая, гимнастическая, акробатическая, лыжная, стрелковая, волейбольная, городошников, шахматная. Развитию спорта мешали недостаточное количество спортинвентаря, отсутствие нормального спортивного зала. Весной и летом студенты занимались на спортплощадке института и городском стадионе. В 1951 -52 учебном году в институте было 150 значкистов и разрядников. Значительное число студентов являлось членами ДСО "Искра". Ежегодно проходили внутриинститутские соревнования по волейболу, настольному теннису, по стрельбе, по лыжам, шахматам. Спортсмены института принимали активное участие в городских и районных соревнованиях. В районном лыжном кроссе 1954 г. мужская команда заняла 1 место, женская -2. В 1951 г. коллектив института был награжден переходящим Красным знаменем Краевого Совета ДСО "Искра" и денежной премией в размере 3000 рублей. В 1952 г. институту присудили 1 место по ДСО "Искра" и преходящее Красное знамя этого общества. Студенты института проводили занятия в физкультурных кружках базовой школы (Усков, Заборцев, Рукосуев, Реутов и др.).
В эти годы несколько улучшилось материально-бытовое обеспечение студентов и преподавателей. Все преподаватели получили квартиры (правда, неблагоустроенные). Общежития размещались в трех зданиях вблизи института. В комнатах проживало по 3-5 человек, общежития своевременно ремонтировались, имели электрическое освещение, были радиофицированы, хорошо отапливались. Условия для самостоятельной работы были удовлетворительными. Строго соблюдался внутренний распорядок. Имелись прачечная и сушилка. Питание в студенческой столовой было по доступным ценам. В то же время не было в общежитии изолятора, красных уголков, камеры хранения. Кухня имелась только в одном общежитии. До 1953 г. обеспеченность мягким и твердым инвентарем была неудовлетворительной. Кровати были старыми и сломанными, одеял совершенно не было, вместо матрацев - матрасовки, набивавшиеся соломой. Отсутствовало постельное белье. В 1953 г. положение несколько улучшилось, но по-прежнему не хватало тумбочек, шкафов, дорожек.
Плохим было снабжение промышленными товарами. Так, в 1946-47 гг. студент в среднем получал за год товаров всего лишь на 300 рублей. Однако все студенты обеспечивались валенками, что в условиях сибирской зимы было немаловажным. Как и в предыдущие годы, большим подспорьем для института было подсобное хозяйство. В Паспорте института 1951 г. приведены такие данные. Общая земельная площадь хозяйства 140 га. Из них: пашни - 36, лугов - 60, выгонов - 15. Посевная площадь - 28 га, посевы зерновых - 20, картофель - 4, овощи - 0,7, кормовые культуры - 3. Крупного рогатого скота - 20 голов, овец - 17, свиней - 6, лошадей -- 9, пчелосемей - 24. Имелся необходимый сельхозинвентарь (конные грабли, молотилка, жатка, бороны, сенокосилка, плуги). В штате хозяйства было 10 рабочих, однако в период весны, лета, осени для сельхозработ постоянно привлекали студентов и сотрудников.
Характерен приказ по институту от 5 мая 1948 г. "Зав. подсобным хозяйством Комеников плохо подготовился к весенней посевной кампании: плуги не отремонтированы, семена не отсортированы, картофель не прояровизирован. Рабочих распустил, учет работы отсутствует, выход на работу и уход с работы не отмечается и работа ежедневно не принимается. Дирекция института неоднократно делала замечания и указывала на недостатки в работе подсобного хозяйства. Если не будет наведен порядок в работе подсобного хозяйства, то успешное проведение сева не будет осуществлено. В целях налаживания работы и проведения успешного сева приказываю:
1. Наладить учет работы, систематически вести учет входа на работу и ухода с
работы.
2. Завести тетрадь учета работы и ежедневно принимать работу.
3. Проверять пахоту и боронование и ежедневно отмечать количество и качество
работы, не допуская огрехов.
4. Вывезти весь навоз, пригодный для удобрения, на поля, непригодный для
удобрения соломенный навоз сложить в скирды для перегара.
5. Для удобрения использовать золу как с печей, так и
сжигания веток на покосах.
6. При посадке картофеля навоз загребать в борозды.
7. Для огородов использовать навоз, хорошо перегоревший.
8. При поделке парников землю
просеять и использовать только хорошую землю - чернозем.
9. Отсортировать семена и прогревать перед посевом на
солнце в хорошую погоду.
10. Для учета работы счетоводу т.Яковлевой выехать сроком с 15 по 20 мая на
заимку".
Кто издал приказ? Председатель колхоза, агроном? Ведь так предписаны и расписаны все необходимые агротехнические мероприятия. Нет, приказ издал директор учительского института. Из этого документа видно, каким тяжелым было время. Надо было жить, работать, учиться. Речь шла о питании, о жизни преподавателей, сотрудников. Поэтому в архиве этого периода - военных и первых послевоенных годов – почти половина приказов о подсобном хозяйстве, о его работе. Этот участок – в поле пристального внимания руководства. Особенно весной, летом, осенью. Нельзя не сказать и о том, что волна репрессий в предвоенные, военные и послевоенные годы выплеснула и в Енисейск немало людей, часть из которых работала в учительском институте. Почти все работники подсобного хозяйства был ссыльными. Высланными были преподаватели Ю.Б.Румер, Г.Г.Тобиас, гл. бухгалтер А.В.Евлахов.
В 1954 г. учительский институт был преобразован Енисейский государственный педагогический институт. Институт размещался в здании, построенном в 1912 г. для гимназии. В главном учебном корпусе было 17 аудиторий, актовый зал на 250 мест, 3 служебных комнаты. В двух аудиториях находилась библиотека, а в остальных - кабинеты, лаборатории физико-математического факультета. Общая площадь здания была 1509 м2. Отопление печное (36 печей). Водопровода и канализации не было. Занятия велись в две смены. Позже для занятий было выделено второе здание, которое ранее занимало общежитие. В этом здании разместились кабинеты историко-филологического факультета, читальный зал. С введением второго корпуса занятия проводились в одну смену.
В учебных кабинетах (основ марксизма-ленинизма, педагогики, русского языка и литературы, математики) была сосредоточена специальная литература, наглядные пособия. Кабинеты имели достаточное количество рабочих мест для самостоятельной работы. Были созданы 4 лаборатории: по общей физике, фотолаборатория, препараторская. Кроме того, была оборудована электромагнитная лаборатория как научная база для экспериментальных работ по магнетизму. Оборудование кабинетов и лабораторий с каждым годом пополнялось.Занятия по физическому воспитанию в 1955-56 гг. проводились в приспособленном помещении недостаточной площади. В 1957 г. в помещении, которое было передано крайисполкомом на баланс института, был оборудован спортивный зал. Имелись столярная и металлообрабатывающая учебные мастерские, а также своя кузница. Все кафедры были полностью укомплектованы преподавателями. В 1955-56 учебном году ученую степень кандидата наук имели 3 человека. В связи с увеличением контингента студентов увеличивался и преподавательский коллектив. В 1955-56 учебном году было 30 преподавателей, в 1959-1960 - 48.
Теперь в здании на ул. Кирова, 68 находится Енисейский районный суд.
Енисейский учительский институт, ул. Кирова, 68
Показать на карте