












Так называется статья в двух номерах, майском и июньском, журнала «Эко». Автор, сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО АН СССР, о себе сообщает, что попал в лагерь в 1953 г., когда «уже была не та обстановка, при которой труд становился средством массового уничтожения людей. Теперь в заключенных видели дешевую, мобильную и беспрекословную рабочую силу, создавали минимум условий для поддержания их в трудоспособном состоянии».
Этот походя сообщенный взгляд на труд как средство уничтожения вызывает протест. И. категоричная, почти «аксиомная», форма высказывания, и суть его отнюдь не располагает к полному согласию, даже неискушенного читателя. Тем более не содействуют абсолютному доверию некоторые цифры и факты, не выдерживающие проверку. И все же мы решили обратить ваше внимание на публикацию в новосибирском журнале, а отдельные главы перепечатать в «ЗП». Почему!
Во-первых, материал для раздумий и выводов автору «предоставил» Норильлаг, Во-вторых, взгляд его не упрекнешь в тривиальности, наоборот, он свеж и оригинален. В-третьих, работа выполнена, безусловно, исследовательская, пионерского характера, при этом не пропали репортерская наблюдательность, биографии, судьбы...
Что, на наш взгляд, мешает этому исследованию! То же, что привлекает к нему, — мемуарность. Явление автор оценивает, не поднявшись над ним (даже «со своей колокольни» было бы преувеличением). Не случайно, редакция журнала опубликовала материал под рубрикой «Точка зрения»: не исключены и другие наблюдательные пункты, и другие выводы.
Бесспорно, к сожалению, другое: хозяйственные отношения наших дней не избавлены от наследия проклятого прошлого.
С какими фактами, цифрами, утверждениями никак нельзя согласиться! Вот некоторые:
— Ни один вольнонаемный специалист предприятий, обслуживаемых лагерями, не выполнял сам своих обязанностей...
— Даже взрывниками в шахте вольнонаемные только числились...
— В ту пору в Норильске работало тысяч четыреста (??) заключенных... (Число представляет тем не менее большой интерес, ибо показывает, какими виделись масштабы Норильлага глазами его узников, а также, степень недостоверности лагерных слухов. На самом деле итоговые цифры в отчете за 1945 год не превышают пятидесяти тысяч, а пиковый контингент 1953 года — по косвенным данным — не достигал ста двадцати тысяч — А. Л.)
~ В прежние времена целую бригаду могли расстрелять из-за того, что кто-то из нее не выполнил норму...
Но не слишком ли много претензий к автору! Конечно, их было бы поменьше, будь он более критичен к услышанному о времени, которое предшествовало его пребыванию в Цорильлаге.
Закончим вступление к нашей публикации благодарностью Л. С. Трусу за его интереснейший труд и советом, обращенным к читателю: познакомиться с «Введением» в полном объеме — по страницам журнала «Эко».
А. ЛЬВОВ.
Заполярная правда 28.08.1990