












Эту афишку я увидел в День поминовения жертв политических репрессий, 30 октября 1997 года, в "Музейном центре на Стрелке", где наши "мемориальцы" организовали выставку памяти репрессированных деятелей культуры. Увидев, тут же спустился в цокольный этаж, где кабинет и стол председателя "Мемориала" Владимира Сиротинина: что это такое, откуда у вас? Вместо ответа он дал мне две папки: в одной неопубликованная книга первого директора заповедника "Столбы" Александра Яворского "Избушка Дырявая", в другой — материалы по Михаилу Лисовскому. "Его на Столбах звали Михвас", — добавил Сиротинин.
Как обожгло... В юности мама
моя, пока училась на рабфаке и работала после в
радиокомитете, постоянно ходила на Столбы, и
много раз вспоминала про хозяина избы Михваса.
Название избушки мама запамятовала, но теперь
оно мне известно: Головешкина, а построена она
была Михаилом Лисовским, Александром Телегиным и
Сергеем Хрущевым в 1935 году в Коротеньком логу.
Хорошо знаю этот лог, не раз ходил по нему, но
сомневаюсь, чтобы кто-то знал сейчас его
название. Так вот, этот лог проходит между
Ермаком и Китайской стенкой, соединяя Моховой и
Калтатский ручьи. Если даже столбисты не поняли
сразу, поясню еще: если от Руйговки, от
юго-восточного угла Такмака идти не вправо на
Китайку, а прямо на Калтат, пойдете вы непременно
по Коротенькому логу.
Сочинение Боровского Валентина
Действующие лица: Мужичек (символ); Щекапузик (дух ягодника); Лягушка (его жена); Рябчик; Кабарга 1-я; Кабарга 2-я; Гранит; Охотник 1-й; Охотник 2-й; Техник; Рабочий; Старый столбист; Большой человек; Бабы-ягодницы; Маринка-девочка; Столбисты; Лягушепузики; кабарги, столбисты, ягодники и др.
Либретто
Человек по отношению к Природе, за редким исключением, является хищником: взять от Природы все, и взамен утраченных Природой сил нигде и ничего. Со Столбами, пользующимися мировым именем эстетического уголка сибирской природы, тоже могла произойти катастрофа, но человека победить помог его же брат разумный и заповедным стал гранит, и лес и зверь.
1-е действие
Безмятежная жизнь Столбов, которую олицетворяют добродушный Щекапузик, Дух ягодника, легкая Кабарга (веселье тайги), хлопотливый Рябчик, несколько сварливая Лягушка, попавшая из низин на высокогорье, и потому страдающая вечным насморком, — в эту лесную идиллию вторгается Человек.
2-е действие
Человек начинает ломать Гранит, рубить леса и рыться в недрах земли в поисках золота -- "соли жизни, без которого человек не человек, а шелуха одна"! Незримо — разумно для Человека Природа сопротивляется: Щекапузик насылает на Человека с листочков ягодника мошек, комаров, слепней; Гранит, когда его ранят взрывом, попадает в Человека осколком камня; медведь, догнав в глухих колодинах баб-ягодниц, задирает их; сосна, падая под ударами топора, увлекает на землю Человека и давит его. Все, что может сопротивляться, сопротивляется! Животным в этой борьбе помогает Мужичек (символ лесного бродяжки), который "много лет и зим тому назад на площади торговой за слабых заступаясь, получил удар незаслуженный!" Не перенес мужичек оскорбления и ушел от людей в тайгу. Он символизирует добродушную, нетронутую любовь к сибирской природе.
3-е действие
Победа остается за Природой. Человек победил в себе разрушающую его силу, поклонился Природе и заключил с ней вечный мир.
Режиссер М.Лисовский
Помрежиссера А.Недорезов
Администратор Г.И. Трошин
А теперь прочтем вместе отрывки из записей племянницы Михаила Лисовского, Волковой М.Г.: "Лисовский Михаил Васильевич родился в Челябинске в 1900 году в семье акцизного чиновника. Во время гражданской войны семья переехала в Красноярск, в семье в это время было трое детей: два брата и сестра. Оба брата были людьми на редкость одаренными. Старший, Николай, был известным в крае хлебным инспектором, хотя главным увлечением его жизни была живопись. Сам он не рисовал, но постоянно вращался в кругу красноярских художников, был другом художника Каратанова Д.И. Позднее, выйдя на пенсию, стал искусствоведом, читал лекции о художниках, написал книгу о Каратанове. Писал прекрасные стихи, много времени проводил на Столбах, в лесу.
Младший брат Михаил был также человеком разносторонним... С 1921 по 1933 год... плавал на Север на различных пароходах: "Север", "Ангара", "Сталин", "Спартак" и др. В должностях начиная с практиканта, кончая капитаном...
Окончив в 1930-х годах режиссерскую студию при городском драматическом театре, Лисовский уходит из пароходства и целиком посвящает себя режиссерской деятельности. В 1934 году он переходит в Дом учителя, где ставит не только драматические, но и музыкальные спектакли...
Наступил 1937 год. Начались аресты родных, друзей. Ждал своей очереди и Михаил Васильевич. 16.10.37 он также был арестован. Обвинили его в идеологической диверсии: постановке спектаклей, протаскивающих враждебную советской власти идеологию. В те годы по указанию главного идеолога — "отца народов" были составлены списки запрещенных к постановке пьес. Разрешали ставить в основном современные пьесы, восхваляющие новую власть, чернящие кулаков, "врагов народа", старую интеллигенцию...
Лисовский не ставил "крамольных" спектаклей. Хотел поставить "Азорские острова" (писал он в показаниях на допросе в НКВД), но узнав, что пьеса запрещена, оставил эту затею. Однако об этом доложили кому следует и скорые на расправу чекисты быстро вынесли приговор.
13.11.37 Михаил Васильевич был расстрелян... "Головешкина" избушка, как ее называли столбисты, лишилась хозяев. Друзья Лисовского Телегин и Хрущев тоже были расстреляны".
...И впрямь, скорые на расправу: чекистам даже месяца не понадобилось на убийство.
"В 1927 году он женился на Антонине Ильиничне Трошиной. Она закончила Народную консерваторию, вокальное отделение (класс Риоли Словцовой), потом пела в хоре оперы, оперетты, в церковном хоре, позднее была солисткой радиокомитета"
Теперь взгляните на фамилию
администратора спектакля "Столбы": Трошин.
Да-да, Георгий Ильич был братом Антонины и таким
образом, породнился с Лисовским. Кстати, Охотника
1-го играл Николай Нелидов. Каждый столбист
помнит старую избушку Нелидовку, построенную
этой семьей, — мы еще встретимся с братьями
Нелидовыми чуть ниже.
Красноярцы знали Трошина как основателя и
руководителя Великорусского оркестра народных
инструментов. Он тоже был арестован и сгинул в
ГУЛАГе; по его следственному делу с жутким
номером 4435 расстреляно 37 человек, в лагеря
отправлено 16. На "мемориальском" стенде
экспонировались два свидетельства о его смерти.
В первом, выписанном ЗАГС в 1958 году, причиной
смерти указано острое воспаление почек. Второе
датировано уже 1989 годом, и в нем написано
"расстрел". Так несчастная Антонина
Ильинична в одночасье потеряла и мужа и брата. Но осталась дочь, Галина
Михайловна Лисовская. Получив из НКВД справку о
том, что Георгий Ильич "осужден без права
переписки", мать и дочь, они уехали из
Красноярска, однако, к их чести, не уничтожили
семейные фотографии и различные документы
расстрелянного главы семьи, как это делали в те
годы многие.
Как тесен столбовский и вообще красноярский мир! Александр Яворский ходил со своей компанией в Нелидовку... Читаем его "Избушку Дырявую": "В 1933 году наши взгляды на постоянство столбовских посещений изменились и мы перестали ходить на Столбы. Началось все с меня. После смерти (застрелился) директора музея Соболева я был избран коллективом временным директором. Еще в 1930 году музей переехал в свое новое здание (где находится и сейчас) в египетском стиле, на берегу Енисея.
Вскоре из Омска был переведен лесотехнический институт и научно-исследовательский институт леса. Директор этих двух институтов потребовал новое здание музея под институты, а мы только начали в нем экспозицию своих богатых коллекциями отделов. Произошло столкновение интересов двух культурных учреждений. Дело кончилось назначением дважды директора Носова еще и директором музея. Несогласие мое было причиной моего ухода из музея, а т.к. заповедник "Столбы" был в ведении музея, то я ушел и из заповедника и перестал ходить туда, а наша избушка Нелидовка досталась художнику Лекаренко, который ее переоборудовал и запер. Тогда-то мы все целиком, в числе пяти оставшихся, и стали постоянными посетителями Дырявой"
Пять — это сам
Яворский, Арсен Роганов, Александр Нелидов, Анюта
Морозова, присоединившаяся к ним позже Вера Лотоцкая. Но на снимках, которые приложены к
рукописи книги, есть и Николай Нелидов —
столбист и, как мы знаем, актер. Судьба братьев
Нелидовых трагична: все трое были
репрессированы, двое из них расстреляны. В архиве
красноярского "Мемориала" есть небольшое
досье на Федора Николаевича. Он работал
заведующим группы статистики в
Крайлеспромсоюзе. УНКВД арестовало его 2 ноября
1937 года по обвинению в том, что он якобы
"являлся активным участником
контрреволюционного заговора в Красноярском
крае, ставившего своей конечной целью свержение
советской власти в Сибири путем вооруженного
восстания" Бред, конечно, однако уже 19 ноября
"тройка" приговорила его к расстрелу, и на
следующий день приговор был приведен в
исполнение. Он пережил Лисовского лишь на неделю.
"Место захоронения установить не
представляется возможным", — так ответили из
ФСБ младшей дочери Нелидова, Нине Федоровне,
которой в день расстрела отца было всего лишь
тринадцать лет.
Пора бы уже назвать место, где в те годы
стояла Дырявая ( хронологически ее 10 названий
таковы: На Кузьмичевом, Белянинская, Позади
Ермака, Над Иваховым ложком, Вторая Плешатка,
Дырявая, Яворского, Дяди Сёна, Избушка четырех,
Вторая Дырявая), — пожалуй, вы уже поняли, что
стояла она рядом с Ермаком, где была в те годы
пашня. В 15-20 минутах, стало быть, ходьбы от
Головешкиной избы Лисовского. Последняя изба
получила свое название от прозвища хозяина:
Лисовский ходил настолько черным от загара, что и
дразнили его на Столбах Головешкой. Впрочем, у
меня есть и версия мамы: Михвас как-то на ее
глазах вытащил из костра головешку и помешал ей
суп, который на том же костре и варился, — якобы с
тех пор и пошло.
Я использую отрывки из книги Александра Яворского "Избушка Дырявая", относящиеся к теме, заявленной в заголовке моей статьи. В 1936 году компания из Головешки уже утвердилась на новом месте, и Александр Леопольдович пишет в своем дневнике (год спустя уничтоженном им самим вместе с другими дневниками, после по памяти восстановленном): "И вот теперь у нас есть соседи, с которыми мы часто перекликаемся, когда идем по воду, спускаясь вниз с горы. Чаще из соседей ходил М.Лисовский, по прозванию Головешка. Он действительно своей чернотой напоминал головешку. Это был веселый человек, всегда в приподнятом настроении и песенно-разудалый. Шутки, прибаутки и всякие веселые песни и анекдоты сразу говорили за его эстрадную профессию...
Как-то раз забрела в Головешкину избушку, пользуясь родственными связями, Александра Ильинична Трошина..."
...Добавлю еще, что в Дырявую к Яворскому и его компании часто ходил художник "Дядя Митя Каратанов".
Ах, как они, молодые, веселились, не зная, что их ждет совсем уже скоро: "...вдруг из-под горы со стороны Головешкиной избушки показался человек с ружьем. Это был брат Михаила, Николай Васильевич Лисовский. Он взял ружье наперевес и стал скрадывать нас с Сашей, а мы, видя его, мгновенно превратились в токующих косачей и начали подпрыгивать, бормотать и кувыркаться, забыв про всякую усталость. В это время нам на помощь подошла Анюта от избушки. Словом, полная картина тока: тетерка — Анна, косачи — я и Саша, охотник — Лисовский. Долго дурили, вот что значит молодость".
...Шел 1937 год.
"Мы особенно зачастили в избушку над Иваховым ложком и здесь мы обретали покой и душевное равновесие. Город в эту пору казался нам каким-то страшным. Как мы были рады, когда, поднявшись из ложка с водой к избушке, встречали друг друга, ведь мы не виделись пять дней, а что могло за эти пять дней произойти? Очень и очень многое. Уже не было на своих местах многих самых обыкновенных простых людей, соседей и близких знакомых..."
...В августе Яворский, работавший тогда преподавателем в Пединституте, как обычно, взял отпуск и, никуда не поехав, ушел один в Дырявую. Прожив там около недели, спустился в деревню Базаиха, подкупил продуктов и снова вернулся к Ермаку еще на четыре дня. Наконец, решил сходить в город. Обратите внимание, не домой!
"Переправился на лодке от Базаихи на Гремячий и зашел к Вере Лотоцкой. Тут я узнал, что ко мне "приходили". А это значит, как и у всех, к кому "приходили" — их и уводили. Как обидно. Год был такой тяжелый и напряженный — работа по выпуску последнекурсников, лекции, налаживание ботанического кабинета и многое, связанное с организацией, можно сказать, на голом месте. Отпуск — и он должен пропасть. Нет! Опять в Дырявую до конца отпуска. Снова набрал припасов и снова я над Калтатом в своей Дырявой.
Пробыл я в избушке до 1 сентября, т.е. использовал не весь отпуск, и вышел. Я узнал, что на кафедре никого нет. Начал читать лекции по всем пяти ботаническим дисциплинам, около 10-11 лекций в день. И 22 октября в ночь был обыскан, арестован и препровожден в тюрьму".
В начале 1938 года был арестован и Арсен Роганов.
***
Александр Яворский отбывал срок в Вятлаге, писал там свою поэму "Столбы" и книгу "Избушка Дырявая", заканчивал их уже на воле, в 1959 году. Обе книги до сих пор не изданы. Все столбовские избы в те годы были уничтожены, как рассадники антисоветчины, остались только Нелидовка и Музеянка, поскольку принадлежали самому заповеднику. Один из членов компании, Лев Гобов, сделал напоследок несколько снимков Дырявой и послал их в лагерь Яворскому. Но и эта изба уцелела! Дело в том, что у нее был истинный хозяин, житель Базаихи по фамилии Белянин (а сколько Беляниных живет там и по сию пору?), он-то Дырявую и уберег. Теперь-то все позаросло, и не найти уже мест, где стояли Головешкина и Дырявая избы. Не зарасти бы нашей памяти о людях, которые в эти избы ходили. Работали, любили, растили детей, пели песни и писали стихи. А их - убили...
Анатолий ФЕРАПОНТОВ