В 1990-Х ГОДАХ АЧИНСКИЕ ЗАГСЫ СТАЛИ ВЫДАВАТЬ НЕКОТОРЫМ ГОРОЖАНАМ СВИДЕТЕЛЬСТВА
ИХ УМЕРШИХ РОДСТВЕННИКОВ, ГДЕ УКАЗЫВАЛАСЬ ПРИЧИНА СМЕРТИ - РАССТРЕЛ.
ПРОКЛЯТЫ И УБИТЫ
Таким образом, стала открываться правда периода сталинских репрессий, которые не обошли стороной и наш город.
В течение 1970-80-х годов в Ачинске обнаруживались захоронения при строительстве народохозяйственных объектов. Официальные власти отрицали факт уничтожения людей, но показания горожан, записанные членами общества «Мемориал», свидетельствовали о расстрелах в городе.
Так, Л. Кузнецов в своих показаниях рассказывал, что летом 1980 года он работал на строительстве гаража ДРСУ, и при копке котлована экскаватор, после нескольких захватов земли ковшом, вынес на поверхность останки людей: черепа и кости. Было обнаружено семь или восемь черепов с огнестрельными ранениями в затылочной и лицевой частях. В некоторых черепах были пули. Из вещей нашли дамская сумка, остатки подошвенной части дамских сапожек, пуговицы.
В районе аэропорта в г. Ачинске, при строительстве взлётной полосы в 1976 году, в результате вскрытия грунта бульдозером были обнаружены массовые захоронения: кости, черепа людей, а также обрывки шинелей, нижнее бельё, воротники рубашек, сапоги, упаковки из-под махорки с датой 1937 года. Со слов очевидца А. Г. Пучененко, в районе аэропорта и автозаправочной станции существовали, как минимум, три захоронения.
На основании свидетельских показаний гражданина Мердеева, который принимал непосредственное участие в заседании комиссии по соцзаконности, установлено, что жертвы сталинских репрессий захоронены по обеим сторонам дороги на Красноярск, в районе фабрики игрушек и складов ДРСУ. Трупы расстрелянных хоронили на пустыре, в овраге, при чём, работники НКВД заставляли ачинцев возить ежедневно землю, навоз и отходы в этот район, чтобы заметать следы преступлений. Мердеева так же заставляли возить на лошади отходы в овраг, где он лично видел торчавшие из земли руки, ноги, головы мертвецов. Ежедневно хоронили до десятка человек. Затем в этом месте высадили деревья.
На 9-м км. Красноярского тракта в 400 метрах от дороги были найдены массовые захоронения людей, которые тянулись на 50 метров вдоль тракта.
Некий Рязанов рассказывал, что работая извозчиком в 30-х годах, каждую ночь от
здания НКВД он вывозил трупы в сторону аэропорта, где их закапывали. В районе
аэропорта было место, огороженное забором и охраняемое солдатами, откуда по
ночам слышались выстрелы. Бывало, за раз расстреливали до 24 человек.
Члены общества «Мемориал» обращались в КГБ г. Ачинска о предоставлении данных об
этих страшных находках. Ответ был однозначным – в нашем городе расстрелов не
было.
А вот Г. И. Макаров в 1990-м году делал запрос в Военный Трибунал Сибирского военного округа относительно судьбы своего отца, и ему пришёл ответ о том, что тот расстрелян именно в Ачинске. Отец работал плотником на железной дороге, проживал в Сибстройгородке.
«Иван Иванович Макаров арестован органами НКВД 29 апреля 1938 года в связи с обвинением в том, что он, якобы, являлся участником антисоветской кулацко-повстанческой группы, действовавшей в городе, готовился к совершению диверсионного акта, высказывал террористические намерения против коммунистов, - говорится в документе. - Решением Тройки УНКВД по Красноярскому краю от 31 мая 1938 года ему была назначена исключительная мера наказания – расстрел. Реабилитирован 3 ноября 1959 года Военным Трибуналом Сибирского военного округа».
***
«Обезумевшие люди после революции и гражданской войны нещадно уничтожали друг друга. От зависти, из мести или малодушия граждане строчили доносы, другие, упиваясь властью и безнаказанностью, глумились в застенках тюрем над своими соотечественниками. По сей день держит власть в секретных архивах списки так называемых «троек», которые отправляли людей на тот свет без суда и следствия. Не было должного осуждения тех, кто издевался над народом.
Однако не произрастает ли сегодняшняя безнаказанность из времён репрессий? И уже дети, внуки, правнуки тех людей сегодня творят беззакония», - высказывает мнение участник общества «Мемориал» Сергей Тимофеевич Пестерев.
Автор Наталья Сущенко