Изучив немало архивных следственно-судебных дел, убедился в том, что от подвига до преступления (также как и от любви до ненависти) у нас нередко - всего один шаг. Могу привести не один десяток примеров, когда за практически аналогичные действия одних судили, а других – награждали. Причем, самыми высшими наградами и званиями. Самый известный пример - побег Михаила Петровича Девятаева с секретного полигона Пенемюнде на немецком «Хейнкеле-111». Он стал Героем Советского Союза. Лейтенант Аркадий Михайлович Ковязин, совершивший побег из плена в 43-м на фашистском «Шторьхе», был удостоен Ордена Ленина. Как и Девятаев, спустя годы – в мае 65-го.
Вместе с тем, около десятка других советских летчиков, также бежавших из фашистского плена на вражеских самолетах, были после этого осуждены за измену Родине. Поводом чаще всего становился факт сотрудничества в плену с немцами, хотя многие военнопленные шли на это, надеясь усыпить таким путем бдительность врага и при первой же возможности перебежать к своим.
Раньше уже писал о самом массовом в истории по числу угнанных самолетов побеге из плена, который совершили старший лейтенант Владимир Сергеевич Москалец, лейтенант Пантелеймон Владимирович Чкуасели и младший лейтенант Арам Саркисович Карапетян. Можно прочесть ЗДЕСЬ:
Сегодня расскажу о дерзком и необычном побеге из плена лётчика 711-го ближнебомбардировочного авиационного полка младшего лейтенанта Николая Павловича Печенкина и техника того же авиаполка Степана Михайловича Пикулькина. Впервые узнал об этой удивительной истории из публикаций Ю.В. Дунаева [1].
11 октября 1943 года Печенкин и Пикулькин угнали с аэродрома в районе города Борисова (Белоруссия) два самолета У-2, ранее захваченных немцами. Самое удивительное, что беглецы умудрились привязать к крыльям самолетов еще 6 военнопленных, также бежавших с ними (2).
Н.П. Печенкин
Справочно. Николай Печенкин родился в 1915 году в г. Грозном. В 1937 году окончил 1-ю Краснознаменную авиационную школу ГВФ имени П.И. Баранова в г. Батайске. На фронте - с декабря 1941 года, в составе 13-й особой авиагруппы, которая дислоцировалась в городе Ельце. Затем воевал в составе 711-го ближнебомбардировочного авиационного полка, сформированного в конце 1941 года из самолетов У-2 (По-2). Авиаполк действовал в составе ВВС 3-й армии на Брянском фронте.
В феврале 1942 года Николай Печенкин попал в плен. В 1957 году он написал об этом в автобиографии: «13 февраля 1942 года при выполнении боевого задания я был сбит противником и пленен. Ранений не имел. Как военнопленный у врага был в лагерях в городах Орел, Брянск, Могилев, Борисово. Последние шесть месяцев работал у врага шофером и авиамотористом по восстановлению наших отечественных самолетов. Имея свободный вход на аэродром в городе Борисове, я организовал побег на двух самолетах, 13 ноября 1943 года бежал из плена (3). Совершил посадку под Москвой».
Беглецов обвинили в том, что оба, «находясь в плену у немцев, сотрудничали с разведкой противника и по ее заданию в период с апреля 1942 года по октябрь 1943 года на самолете переправляли в тыл советских войск агентов-диверсантов». Другим участникам этого перелета было предъявлено обвинение в том, что они «работали у немцев на хозяйственных работах». На основании постановлений Особого совещания при НКВД СССР от 11 марта 1944 года участники этого побега (и летчики, и пассажиры) были осуждены к направлению в лагеря на срок от 3 до 5 лет.
Маленькие по тем временам сроки, меня больше всего убеждают в том, что обвинять вырвавшихся из плена советских воинов по статье 58-1б УК РСФСР не было достаточных оснований. Не было доказано, что Печенкин и Пикулькин готовили самолеты к полетам с целью переброски в тыл наших войск немецких агентов, а тем более, что они их "на самолете переправляли в тыл советских войск".
Николаю Печенкину ОСО определило 5 лет. Вскоре после освобождения, 27 февраля 1949 года, его снова арестовали, а через год постановлением Особого совещания при МГБ СССР от 10 февраля 1950 года сослали на поселение в Красноярский край.
Учетно-послужная карточка Н.П. Печенкина
В 1956 году Военная коллегия отменила указанные постановления по протесту Генерального прокурора СССР, в котором отмечалось: "11 октября 1943 года Печенкин и Пикулькин, не желая оставаться в плену у немцев, на двух самолетах перелетели линию фронта вместе с Хапаевой, Тимофеевой и другими в количестве 6 человек и явились в воинскую часть Советской Армии. В материалах дела нет никаких доказательств, подтверждающих изменнические действия Печенкина, Пикулькина, Хапаевой-Старцевой и Тимофеевой или вербовку их немцами в качестве агентов".
Николай Павлович Печенкин после войны проживал в г. Шахты, работал водителем в Шахтинском пассажирском автохозяйстве.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года Н.П. Печенкин был награжден орденом Красной Звезды (4). Скончался в 1994 году.
[1]Дунаев Ю.В. «Герои и жертвы: летчики Великой Отечественной». Сыктывкар. 2012.
(2)Ю. Дунаев, ссылаясь на офицера ГВП, указывает, что бежали с летчиками 6 человек - три женщины (Хапаева-Старцева Нина Прокофьевна, 1923 г.р.; Тимофеева Ольга Архиповна, 1922 г.р. и еще одна, вероятно, не подвергнутая суду) и три мужчины - Старцев Николай Маркович, 1911 г.р., старший оперуполномоченный Особого отдела армии (по делу также не проходил); рядовые Альбегов Александр Георгиевич, 1922 г.р. и Авдюшенко Михаил Аверьянович, 1919 г.р.)
(3) Согласно архивным документам побег был совершен в октябре 1943 года.
(4) Сведений о награждении Степана Михайловича Пикулькина, 1913 г.р., не имеется. После войны он проживал в деревне Панино Нижегородской области, по информации односельчан скончался от ожогов в начале 90-х годов, после пожара в его доме.
26 декабря 2023 Вячеслав Звягинцев