Эта работа была в числе победителей конкурса "Человек в истории. Россия - ХХ век" в 2002 году. Однако в 2006 году она появилась в журнале "Посев" с незначительными изменениями и сокращениями и под фамилией Ольги Подборской. Мы хотели бы восстановить справедливость: именно Дмитрий Кардаш из г. Енисейска является настоящим автором этой работы - она зарегистрирована под номером 2428 на третьем конкурсе "Человек в истории. Россия - ХХ век" в Международном обществе "Мемориал". Мы полагаем, что юридическая и моральная оценка ситуации достаточно ясна, однако хотели бы получить комментарии от редакции уважаемого журнала "Посев".
Координатор конкурса "Человек в истории. Россия - ХХ век" по Красноярском краю и Республике Хакасия Алексей Бабий
В журнале "Посев" №11 за 2008 год появились комментарии по поводу этой публикации.
"Мы получили письмо председателя красноярского "Мемориала"
Алексея Бабия, утверждающего, что статья "Миндаровский, сын Миндаровского" в
"Посеве" №7 за 2006 год написана не Ольгой Подборской, руководителем школьного
музея, а школьником Дмитрием Кардашом. Получили мы и отклик О.Подборской,
которая сообщает, что писала свою статью, используя тот же источник, что и
ученик, кроме того, в первоначальном варианте ее статьи Д.Кардаш упоминался.
По этому поводу редакция может сказать следующее:
1.У нас нет возможности проверять авторство печатаемых нами статей.
2. Некоторые статьи мы вынуждены печатать в сокращении, в том числе и статью о
Миндаровских. При этом та часть текста, в которой упоминался Д.Кардаш, видимо и
оказалась сокращенной.
3.Оригинал присланной в 2006 г. О.Подборской статьи не сохранился, а бывший в то
время главным редактором А.Ю.Штамм скончался.
4.Редакция выражает сожаление по поводу инцидента и приносит извинения всем, кто
так или иначе пострадал в данной ситуации.
Мы благодарны редакции журнала "Посев" за эти комментарии и оставляем их без своих комментариев. Читатель должен сделать свои выводы сам. Все необходимые материалы перед глазами - читайте и сравнивайте.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Средняя общеобразовательная школа № 1 им.И.П.Кытманова
Кардаш Дмитрий, ученик 11 класса «А»
Руководитель:Х олина Мария Валерьевна, учитель истории
Енисейск 2002 г.
Я еще с детства начал интересоваться историей и свою последующую жизнь мне хотелось бы связать с этой наукой. Мне очень нравится открывать тайны истории, пытаться связать настоящее с прошлым ее невидимыми нитями.
Недавно я был в Енисейском Краеведческом музее, пытаясь выяснить, когда и как в нашем городе появилась первая фотография. Мои исследования увенчались успехом - я узнал имя человека, способствовавшего появлению первых фотографических снимков в городе. Его звали Михаил Прокопьевич Миндаровский. В поисках информации о нем я обнаружил в подшивке газеты «Енисейская правда», которая часто публикует интересные материалы по краеведению, статью Т.В.Титовской (научного сотрудника Енисейского Краеведческого музея) под названием «М.П.Миндаровский - общественный деятель, гражданин и патриот».
В декабре 2001 года мой учитель истории, Холина Мария Валерьевна, предложила мне
участвовать в III Всероссийском историческом конкурсе для старшеклассников «Человек
в истории. Россия. XX век», а работу построить на
анализе рукописи, которая в
конце ноября пришла почтой из Санкт-Петербурга в Краеведческий музей. Это
уникальная рукопись «Записки и воспоминания 1919-1935 г.» принадлежит
М.П.Миндаровскому. Вы не можете себе представить моего удивления. Эту рукопись
прислала внучка М.П.Миндаровского, она посчитала нужным передать нашему музею
эти записки только сейчас, считая, что «крамольные» мысли Михаила Прокопьевича
будут сегодня представлять большой интерес для краеведов.
-Енисейск в записках Михаила
Прокопьевича Миндаровского. 1891-1935
Итак, ко мне в руки совершенно случайно попали записки и воспоминания человека, который жил в моем городе в первой половине прошлого столетия и являлся свидетелем тех событий, которые представляют для меня большой интерес. Мое внимание буквально сразу привлекло обращение автора, сделанное на первом листе рукописи, адресованное потенциальному читателю:
Моя убедительная просьба к тем моим друзьям и знакомым, в руках которых после
моей смерти окажется тетрадь моих записок и воспоминаний, всячески постараться
сохранить их, как исторический материал для будущего, когда наступит время для
изучения той нашей эпохи, современником которой я был при жизни, и чем дальше
это время наступит, тем ценнее эти записки окажутся для их обнародования.
Автор*
______________________________
*Здесь и далее выделенный курсивом текст, принадлежит автору рукописи
М.П.Миндаровскому
Записки охватывают период с 1919 до 1935 года, но я ни в коем случае не могу ограничить все, что написано автором сроком в 16 лет, поскольку он нередко сравнивает свое настоящее с прошлым и даже пытается предвидеть будущее, беря на себя роль пророка истории.
Хотелось бы отдельно рассказать вам об авторе этой рукописи.
М.П.Миндаровский родился в 1862 году в Енисейске. До 1917 года верой и правдой служа родному городу, был гласным Городской Думы и секретарем городской управы, публицистом и общественным деятелем. Михаил Прокопьевич не был ученым, не получил университетского образования. В 1883 г. он закончил Енисейское уездное училище и 36 лет состоял на службе в казначействе, городском самоуправлении, земстве. Его интересовало и волновало буквально все, что было связано с его родным городом Енисейском, в котором он прожил всю жизнь. В свободное от работы время он писал статьи, доклады, выступления на самые различные темы: хозяйство, финансовое положение города, народное продовольствие, строительство железных дорог и т.д. Он хорошо понимал назначение человека-гражданина, чувствовал личную ответственность за все происходящее в городе и считал своим гражданским долгом делиться с земляками. На протяжении многих лет он был постоянным корреспондентом сибирских журналов и газет. Чаще всего его статьи печатались в «Вестнике Красноярского городского общественного самоуправления», журнале «Сибирские вопросы», в газетах «Сибирская неделя» и «Сибирская жизнь» под псевдонимом «Абориген». Его работа сильно усложнилась с приходом советской власти. Он пишет:
«Расхищение и можно сказать полное уничтожение в 1920 году архивов городских учреждений, натолкнуло меня на мысль заняться составлением своих записок и воспоминаний с целью сохранения для будущих поколений».(Титовская Т.В. М.П.Миндаровский - общественный деятель, гражданин и патриот /Енисейская правда. – 1999 г. - № 153-154. - с.7)
И вот теперь, пожалуй, главный письменный труд его жизни читаю я, спустя 80 лет. К сожалению или к счастью для меня, другие поколения не смогли воспользоваться этими записками. В своих записках автор рассказывает историю повседневности своего города в период становления советской власти. Он показывает нам какие происходили перемены в жизни, связанные с историческим процессом на данном промежутке времени. Нередко автор комментирует события, высказывает свою оценку, личное мнение, открывая перед нами свой внутренний мир, о чем и говорит в начале своей рукописи:
Говорят, современники не могут с надлежащею беспристрастностью судить о делах и людях, которые прошли пред их глазами, о лицах, с которыми быть может, имели личные отношения. У меня лично, положим, нет на личной почве никаких столкновений с людьми и их творениями, летописцем которых я хочу быть, но пусть будет так и спорить с этим я не буду. Однако есть факты, записывая которые к сведению для будущих историков и краеведов, трудно бывает воздержаться, чтобы тот или иной факт не осветить пояснениями и выводами самого современника-летописца, пред глазами которого происходили описываемые им события».
Но что же все-таки заставило его заняться написанием этих записок? Зачем человек решил доверить свои самые сокровенные мысли бумаге? Хотел оставить свой след в истории? Или его рукопись - внутренний протест советскому строю? Мне дана уникальная возможность, опираясь на эту рукопись, создать подлинный образ того времени. В своих мемуарах автор сообщает мне достаточно много информации о том далеком времени, затрагивая все стороны жизни Енисейского обывателя, поэтому для меня эта рукопись - ценный источник информации. Его делает еще более ценным то обстоятельство, что в Краеведческом музее практически нет материалов и свидетельств о событиях 20-30-х годов, т.к., во-первых, все архивные документы того времени были уничтожены приспешниками советской власти, во-вторых, вся сохранившаяся информация о том периоде имеет нестойкое основание, поскольку документы, ее содержащие, писались под контролем советской власти в лице ЧК и ОГПУ.
В музее сохранилось достаточное количество статей М.П.Миндаровского,
напечатанных в период написания его записок, однако они, по-моему, не отражают
его настоящего мнения, т.к. эти статьи он писал в рамках жесточайшей цензуры и
за каждое лишнее слово, сказанное в сторону власти, автор мог быть расстрелян.
Поэтому я считаю, что эти статьи не могут быть приняты за основу моей работы.
Опорой в написании работы я могу считать книги современных историков, мнение
которых мне кажется наиболее объективным по сравнению с мнением большинства
советских историков.
Итак, передо мной рукопись одного человека, а ведь как известно: сколько людей -
столько мнений, поэтому М.П.Миндаровский не может быть до конца объективен в
своих суждениях, значит, при работе с рукописью моей целью прежде всего будет
то, что необходимо определить степень объективности автора при описании времени,
людей и событий, т.е. из обилия интересной информации необходимо выбрать то
главное, действительное, подкрепленное фактами, а не держащееся на субъективном
мнении автора.
Буквально с начала своей рукописи М.П.Миндаровский затрагивает тему революции, он рассказывает как к власти пришли большевики на примере сибирского города Енисейска. По его словам:
«Революция», где одни таскали, а другие стояли с винтовками на часах и охраняли
творимое разграбление национальных богатств несчастной страны...
Тема революции у него плавно переходит в события гражданской войны, очевидно,
потому что для него, как и для народа, не важны лозунги, а важны реальные
действия власти, позитивно сказывающиеся на уровне жизни и благополучия людей. Миндаровский очень подробно описывает процесс прихода к власти большевиков:
Наступают декабрьские дни 1919 года. Дни, полные тревог за будущее среди мирного и ничем не причастного к кровавой борьбе населения города, и дни ликования и радостного ожидания у тех лиц, или вернее той части населения, для которых возможность снова погреть руки у пылающего костра стала вожделенной мечтой. Городское и Земское самоуправления, являвшиеся тогда верховными органами управления в Уезде, озабочены были исключительно тем, чтобы предстоящий момент перехода власти в руки партизанских отрядов был насколько возможно тих и спокоен для мирного населения, начинавшего свыкаться или вернее мириться с создавшимся положением вещей. Соединенные заседания думы и земства, поручившие своим исполнительным органам ведение предварительных переговоров с партизанскими отрядами, возглавляемыми маклаковским крестьянином, год тому назад служившим в солдатах местной команды, Филиппом Бабкиным, который постепенно и осторожно подвигался по тракту и находился близ села Каргино, вступив в которое обосновал там свой штаб, - были наивно убеждены, что раз по предварительному между сторонами соглашению будет установлено, чтобы при выходе в город не открывать огня и вообще не причинять опустошения городу в лице его населения, то помаленьку порядок в городе наладится сам собою. Все пренаивно рассуждали, что теперь восстанавливается не бунтовщическая междоусобная озлобленная рать взявшая силу, а идут люди, представляющие в своем лице новую власть, два года просуществовавшую за Уральским хребтом. В таком представлении себе о новой власти начали свои переговоры и представители всенародных органов в Енисейске - думы и земства с названным Бабкиным. В ночь на 19 декабря представители думы и земства Ю.С.Щеглов (председатель земской управы), Ф.Т.Малич и О.Я.Петухова (члены управы), П.А.Александров и М.И.Миндаровский (гласные), после долгого и всестороннего обсуждения программы переговоров и условий занятия города и сдачи власти, выделили из своей среды П.А.Александрова, как представителя рабочих северных приисков и в компанию ему дали делегата от местного гарнизона солдата Савицкого Сергея и рабочего Щетникова. Все трое выехали под утро в село Каргино для личных переговоров, о чем одновременно сообщено было по телефону начальнику штаба Бабкину. На вторые сутки вернувшиеся делегаты привезли заключенный ими со штабом договор, обуславливающий, чтобы во избежание возможности единоличных, с оружием в руках выступлений со стороны города, управою были подвергнуты временному домашнему аресту начальник гарнизона Платонов, офицер Муравьев, комиссар уезда Лыткин, начальник милиции Чащихин, начальник тюрьмы Фукс и несколько лиц из граждан города, как например А.К.Тауснев, активно выступавшие до этого против советской власти. Вступавшие в город партизаны, как новая «законная» власть, со своей стороны принимали на себя обязательство — никаких кровавых эксцессов при входе и занятии города не учинять. Вот основные и главные условия подписанного сторонами договора, к сожалению, затерянного с делами земства, забранными образовавшимся потом ревкомом.
Со стороны уходивших со сцены органов власти в Енисейске договор был выполнен в точности: гарнизон был убежден никаких военных выступлений в момент входа в город отрядов не делать. Всем перечисленным в договоре лицам предложено арестоваться в одном помещении и разоружиться, где и находиться до сконструирования штаба новой власти и вступления ею в управление городом.
Так ли поступили новые представители «законной» власти, подписывавшие договор на мирное и бескровное занятие города? Прежде всего помощник Бабкина, его однодеревенец партизан Степан Накладов еще до вступления в пределы городских земель просил дать ему город на сколько-то часов времени, чтобы расправиться кой с кем из находившихся там контрреволюционеров — явных врагов советской власти. Однако начальник штаба Ф.Бабкин оказался не столь кровожадным зверем и совершиться «Варфоломеевой ночи» не допустил. Но зато все подвергнутые домашнему аресту лица вместо освобождения «по миновании надобности», как обусловлено было договором, были заключены в тюрьму, продержаны там с неделю, а затем под командою того же Накладова посажены в сани и отвезены по тракту, якобы, в Красноярск, но под Маклаковой на известной Бурмакинской горе расстреляны самым варварским образом (снимали предварительно всю одежду и обувь, заставляли бежать по снегу и вслед пускали пулю). Всего погибло, как было слышно из уст крестьян, которым приказано было закапывать трупы, более 15 человек, считая в том числе и других лиц, арестованных за неделю штабом Бабкина.
Этим кровавым актом новые правители раз и навсегда дали понять мирному населению, что значат в их глазах подписываемые договоры и сколь высоко понятие в их делах законности и порядка. В оправдание свое они всегда выставляют контрреволюцию, готовую, якобы, во всякое время поглотить их и в этих ежеминутно мерещащихся им тенях, смотрящих на них людей, видя опасность в прочности своего положения, творят свой суд и расправу. Такова природа всякой власти, опирающейся не на волю народа, а на силу штыка и винтовки. В этом направлении пошли и дела хозяйственного и административного свойства во всей стране.
Я вижу то, что в отличие от других районов Красноярского края в Енисейске был возможен переход власти «бескровно», но этого не случилось. Большевиками были допущены бессмысленные жертвы, что продолжалось и после. С образованием ЧК и ОГПУ власти развернули огромную кампанию, направленную на удаление «людей иначе мыслящих, посмевших свое суждение иметь».
Миндаровский сообщает: «За лето 1920 года погибло более сотни человеческих жизней». И приводит нам официальный документ: список некоторых расстрелянных граждан города Енисейска, который сама ЧК сочла для чего-то нужным опубликовать печатно по городу:
Я думаю, что этот список не требует комментариев, т.к. это не совсем люди «охранки», это самые уважаемые и влиятельные в нашем городе люди в начале XX века, это вся элита и научная интеллигенция Енисейска. Теперь я вижу, каким способом советская власть убирала своих соперников, не идя на компромиссы и не считаясь с мнениями других людей, способных оппонировать им.
Итак, кто же оказался во главе нашего города в начале 20-х годов? Филипп Бабкин - крестьянин из села Маклаково (в честь которого до сих пор названа одна из главных улиц нашего города и парк).
Степан Накладов - его однодеревенец, вор, самогонщик и убийца.
Выдвинулись те, кто был у руля восстания. К тому времени еще ничего не было сформировано, ни аппарата местной власти, ни вообще ее структуры. И на данном этапе я могу объяснить беспорядки, которые творились в городе тем, что всем заправляли созданные на скорую руку органы ОГПУ и ЧК. Однако, что же мы видим через 12 лет:
За истекшие 12 лет кое-что все-таки отшлифовалось, и все-таки кого же мы видим сейчас у власти в своем Енисейске?
1. Видим невежественного, грубого и кровожадного Степана Накладова - одного из
сыновей крестьянина деревни Маклаковой, с молодых лет ездившего на облучке в
роли ямщика и всего менее работавшего с отцом на пашне.
2. Якова Козьмина, тоже бывшего крестьянина из деревни Сотниковой, еще до
революции выгнанного отцом, как лентяя в хозяйстве.
3. Братья Томиловы из деревни Каргиной, в молодости также сидевшие на отцовской шее, а когда он отказался содержать их в 1926 г., они убили его.
4. Известный изувер Пронюшкин, старый эксплуататор Анциферовских мужиков и проч. в этом духе. Люди поприличнее устроились кто в Краевые заправилы, а то и в самой Москве.
Если мы остановим наше внимание на тех «трудностях» роста, о которых говорится в советской печати и сопоставим их с умственным кругозором и работоспособностью хотя бы последних четырех лиц, то невольно приходится об этом призадуматься. Ведь обязанность администратора, на какой бы служебной лестнице он ни находился, каким бы поводырем над ним ни была партия, требует от него все же некоторого мышления и известной доли инициативы, иначе партия не стала бы предъявлять к каждому хозяйственнику своих особых требований. А какой же размах, какую опытность в деловых вопросах, да еще в настоящее время, когда жизнь ставит таких хозяйственников на положение «кулика в болоте», могут показать эти люди, ранее не только никогда не работавшие серьезно, но и не мечтавшие себе, что они сделаются своего рода «Гарун-альрашидами».
Этими словами Миндаровский вступает в полемику с В.И.Лениным по поводу его высказывания: «даже кухарка сможет править государством». Насчет государства не знаю, но уж захолустным сибирским городком кухарка не смогла бы управлять точно. Это истина, доказанная уроками истории 20-30-х годов XX века.
В данное время, когда я пишу эти записки, отделом образования и политического просвещения заведует столяр. Во главе музея поставлен бывший красноармеец - предшественник столяра, который при разговоре вместо слова «может» произносит «могит» (этот молодой человек, во время заведования политпросветом, разрешал мне печатание брошюры о железной дороге, предпослал ей свою рецензию, которая в подлиннике присем прилагается).
В Красноярске партия сняла одного молодого человека с обязанности судового механика и назначила его окружным нотариусом. Как ни отклонял паренек от себя это назначение, прося оставить его на деле, которое он любит и хочет на нем совершенствоваться, партия была непреклонна и пригрозила ему увольнением из среды ее членов, в случае дальнейшего уклонения.
Что же заставляло партию делать такие, я бы сказал, противоестественные назначения? Мне кажется, здесь имел место не столько недостаток людей на вакантную должность, сколько слова Ленина, что «кухарка должна уметь править государством», и партия обратила это в закон, которым все время и руководствовалась.
Здесь будет уместно привести слова Соловьёва, которые М.П.Миндаровский упоминает в своей рукописи:
«Нет ужаснее тирана, как раб, сделавшийся господином!»
Что же помешало советской власти за 12 лет создать эффективный аппарат власти? Даже если взять пример современной России, за последние 10 лет произошли коренные изменения в структуре власти и образовалась четкая система государственных органов, а также произошло разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ее ветви. А советская власть за 12 описанных лет не только не становилась лучше, но и в силу своей вседозволенности и безнаказанности деградировала.
Но кто же выбирал эту власть и как это делалось? На этот вопрос автор записок дает исчерпывающий ответ, помогая создать мне картину выборной кампании, происходившей 70 лет назад, и у меня есть все основания считать эту информацию действительно верной, поскольку М.П.Миндаровский был часто секретарем выборов и к органам власти имел непосредственное отношение. Вот как он описывает процедуру таких выборов:
Расскажу Вам, как происходит самая махинация этих выборов. Незадолго до начала выборов вывешивается список лишенцев, т.е. тех групп населения, которые по 65 статье советской конституции не могут быть участниками выборов, как явно контрреволюционный элемент, хотя с общечеловеческой точки зрения — людей заслуженных и порядочных. Затем назначаются участковые собрания, уже отсеянных членов профсоюза и незначительной группы пенсионеров и богаделенных. На этих собраниях председательствующим коммунистом зачитывается заранее составленный в своей тесной компании список кандидатов в члены уездных и районных советов и предлагается голосование, из любезности предварительно спросив, целым ли списком желает собрание голосовать или поименно, хотя каждый из коммунистов давно уже знает, что все выскажутся за целый список, т.к. внутренне понимает, что каждый из так называемых избирателей в душе думает, скорей бы только кончилась эта комедия. Решив, разумеется, единогласно голосовать всем списком председатель собрания вопрошает кто за, кто против и кто воздержался. В этот торжественный момент расставленные по разным углам помещения партийцы зорко наблюдают не поднимет ли кто-нибудь руку (выборы по конституции должны проводиться только открытые – поднятием руки, иначе при закрытом избрании записками или шарами вся эта советия не продержалась бы и трех лет) против предложенного списка, чтобы тут же взять этого храбреца на заметку, если он служащий или рабочий, при первом же удобном случае выставить его со службы. А так как служба или постоянная работа служат единственным занятием, дающим человеку кусок хлеба для существования с семьей, то чтобы не умереть с голоду весьма естественно все поднимают руки за избрание, в душе посылая к черту как самое собрание, так и устроителей этого маскарада. В более позднее время в целях привлечения на собрания большего числа избирателей стали вручаться последним именные приглашения, которые при явке на собрание должны быть передаваемы регистратору для записи фамилии явившегося. При такой системе не трудно потом выявить не пришедших избирателей и взять их под подозрение, как протестантов, бойкотирующих выборы. Тогда все те, коим по совести кажется противной устраиваемая комедия, явившись на собрание, передавали свои повестки регистратору, а сами незаметно в толпе исчезали из помещения. Фактически выборы происходили при наличности половины из зарегистрировавшихся, а в протоколе отмечалось при таком-то числе зарегистрировавшихся, т.е. явившихся на собрание избирателей, а в общем по всем городским участникам при подавляющем процентном числе всех лиц, имеющих право голоса на выборах.
Из всего этого я могу сделать заключение о том, что советская власть выбирала сама себя и такой выбор нельзя назвать всенародным. Однако, для понимания того, какой была советская власть, грубо говоря хорошей или плохой, мало знать о тех, кто ее представлял и того кем она выбиралась. Для народа, людей, которыми управляет эта власть истинно важной является деятельность этой власти, дающая отрицательный или положительный результат в своей работе.
У пришедших к власти большевиков на первом месте стояла идеология. Ее предводители считали, что их сила, прежде всего, состоит в полном контроле за умами и мыслями людей, которыми она управляла. При такой позиции эта власть непременно должна была столкнуться с русской православной церковью, а уж коль в нашем городе Енисейске влияние церкви всегда было огромно (об этом говорит один только факт, что в г.Енисейске до 1917 г. существовало 11 действующих церквей). М.П.Миндаровский описывает в своих записках несколько случаев, показывающих отношения религии и идеологии большевиков 20-30 годов XX века. Вот некоторые из них:
Да, великие государственные умы, как посмотришь, управляют нами! Во время моего проживания в Красноярске «товарищи» по части строительства в Енисейске сделали такие два дела для строительства страны, за которые обыкновенно бывало место в тюрьме. Здесь же все обошлось благополучно. Первое из этих дел: взорвали динамитом закрытую в 1932 г. Рождественскую церковь, построенную в 1755 году.
А вот случившаяся недавно на наших глазах история на почве религиозной общественности не поддается объяснению ни материалисту, ни церковнику. Дело в следующем: в местной Троицкой церкви вакантное место священника занял один из бывших ссыльных иереев, вооруживший свою собратию против себя тем, что во время священнослужения не упоминал имена патриархального кандидата митрополита Сергия и архиерея Павла. Вдруг священника этого арестовывают и немедленно высылают в село Каргино. Тем же потом угрожают и его заместителю, также пропускавшему в своих молениях эти имена. После этого при выборе следующего кандидата в церковные настоятели церковный совет счел нужным предварительно испросить согласия ОГПУ и горсовета и уже по получении такового решил пригласить намеченное лицо.
Это один из примеров, когда власть внедряет своих людей в церковь, пытается подчинить себе духовенство, установить свои порядки в духовной сфере.
Стремление наших заправил из горсовета к разрушению города не ограничивается только церковными зданиями, но идет далее по пути разрушения кладбищ, намогильных памятников и крестов и даже отдельных могил, лиц, чем-либо заметных в истории города. В этом случае характерен этот следующий факт. При ликвидации, как принято теперь выражаться, Абалаковской церкви и кладбища разгрому подверглись не только каменные и мраморные надгробия, но даже была разрыта могила похороненного в ней в 1911 г. врача Ю.Н.Васильева, пользовавшегося в городе симпатиями всего населения, как врача бессребреника и как отзывчивого человека. Стоявший над могилой мавзолей, сделанный из мрамора, сооруженный городом на подписные средства, разворочен и спущен в разрытую могилу. Подверглись разгрому и другое погребение, занесенное в летописи Енисейска, гражданина М.О.Маркса (географа и натуралиста-исследователя), чугунная ограда на могиле которого снята была еще год тому назад, а ныне сброшен и мраморный памятник, стоявший на могиле покойного.
После прочтения этих строк невольно задаешь себе вопрос: кому и зачем необходимо все это делать? Ведь это не объяснить простым хулиганством и вандализмом (тем, которое творится в настоящее время на наших кладбищах охотниками за куском цветного металла, который можно поменять на кусок хлеба, и наверняка он встанет поперек горла у тех, кто это сделал). Разграбление могил, происходившее в 20-х годах XX века - это хорошо спланированная акция, проходящая при непосредственной поддержке власти.
Советская власть имеет стремление узаконить свои отношения с церковью, для чего издает некоторые законы, о которых сообщает М.П.Миндаровский:
Не лучше и в других делах нашей христианской церкви при существовании в государстве закона об отделении церкви от государства, статья 4 которого говорит:
«В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь
отделяется от государства, а школа от церкви, а свобода религиозной и
антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами».
«Церковь отделяется от государства». Написано, кажется, ясно и всем понятно и до
сих пор никем не изменено, а вот пойдите и полюбопытствуйте, что творится на
практике.
Из предыдущих описанных М.П.Миндаровским случаев я вижу, что эти законы никем не соблюдаются, это дает понять мне практика жестокой действительности. Все эти стремления советской власти остались на бумаге. Лично я не уважаю тех людей, у которых слова расходятся с делом.
Наибольший объем информации об отношениях церкви и идеологии большевиков на данный момент содержит книга «Енисейск православный», написанная протоиереем Енисейского Успенского Собора Геннадием Фастом. Этот человек несколько лет собирал материал для своей книги. Однако в его книге нет некоторых фактов, о которых рассказал М.П.Миндаровский в своих записках, поэтому эта рукопись, прежде всего, является ценным источником для воссоздания истории города Енисейска 20-30-х годов XX века.
О результатах гонений на церковь за время существования советского строя я могу судить даже сейчас - из 11 церквей, действовавших в начале XX века, к началу XXI осталось только две, вот итог господства советской идеологии.
Мой город относительно небольшой, его всегда можно было с большой натяжкой назвать городом, т.к. крестьянство составляло большой процент населения и, как всегда, имело массу проблем. Особенно это касается начала XX века, когда крестьянин уже должен был переходить к более совершенным методам ведения хозяйства, а он нередко пахал землю вручную, поскольку лошадь себе могли позволить лишь зажиточные крестьяне. Теперь посмотрим, какими же методами советская власть собиралась решить проблемы крестьянина. Люди, стоящие у власти, вели политику в отношении крестьянина по двум основным направлениям: раскулачивание и коллективизация.
У М.П.Миндаровского, как человека болеющего судьбой города, горожан, немалая часть записок посвящена крестьянству и земельному вопросу. Вот как он описывает кулаков:
Но самое существенное из мероприятий правительства, проделываемых на местах, это картины раскулачивания крестьянства.
Уже в то время, как я ехал по тракту в Красноярск в марте 1930 года, дорогой попадались навстречу громадные партии ссыльных и раскулаченных крестьян. Жутко и больно было видеть, как тащились пешком или на санях полунагие и полубосые русские люди со своими семьями и детьми, закутанные в лохмотья, потом и кровью кормившие когда-то великую Русь. Обращение с ними в пути сопровождавшего их конвоя было самое варварское. Очевидцы рассказывали, что были случаи, когда при раскате саней в ухабе из кибитки выпал ребенок, но обоз не остановился поднять его, а следовал далее. Стон и вопли слышали мы в пути при встрече с этими несчастными людьми.
Именно эти люди должны были стать опорой и основой государства по мнению П.А.Столыпина. Теперь их арестовали, изъяли все имущество в пользу государства, большая часть этого имущества осела в карманах тех людей, которые арестовывали «бывших хозяев жизни», теперь смешанных с грязью в прямом смысле этого слова.
Другой стороной политики советской власти в отношении крестьянина была коллективизация, имеющая своей целью уравнивание средних и бедных крестьян. Вот один из примеров работы этой системы, описанный Миндаровским:
Коллективизация деревень, начатая «на основе уничтожения кулачества, как класса», а проще говоря, на основе грабежа зажиточных хозяйств и ссылки самих работников, судя по тем «успехам», какие приходилось наблюдать в Красноярске и здесь, отрадного ничего не предвещают. Нужны, видимо, долгие годы ожидания, чтобы мелкособственническая натура деревенского хлебороба могла переработать себя и, претерпев все невзгоды, начать с энтузиазмом работать на благо новой общины. В ожидании этого, скорее всего, СССР превратится в живой труп. В момент, когда я пишу эти строки, идет отобрание у крестьян скота - крупного и мелкого. Собраны табуны по несколько тысяч голов и, благодаря такому своеобразному хозяйству, несчастные животные ежедневно умирают десятками, а мелкие барашки и сотнями голов в день. Чрезмерные засевы полей в колхозах остаются на зиму неубранными по недостатку в них рабочих рук, а самая постановка труда в колхозах во многом напоминает существовавшие когда-то Аракчеевские военные поселения или прежнюю крепостническую барщину, возглавляемую взамен помещика целою бригадою партийцев и комсомольцев. Да и в самих управителях начинает замечаться какая-то упадочность и как бы разочарование в своей работе по перестройке России на социалистический лад.
Чего же хотели добиться этим большевики? Что они хотели получить в результате проведения коллективизации? Ответ на эти вопросы дал «великий» Сталин. Об этом ответе в своих записках М.П.Миндаровский написал:
Любопытное изречение современного мудреца Сталина, произведенного теперь товарищами уже в гении, сделанное им на последнем съезде советов, что ближайшая цель его политики: «Сделать колхозников зажиточными».
Это еще лишний раз подтверждает тот факт, что индивидуальные особенности человека, данные ему природой, служат тем зародышем общественного неравенства, на почве которого и возрос капитализм. Значит, Сталин противоречит сам себе. Значит «зажиточность» и у колхозников будет не у всех одинакова, и, в конце концов, приведет к тому, что кого-нибудь из них снова придется раскулачивать. Зачем было раскулачивать, если в конечном итоге ты хочешь добиться появления тех же кулаков, но не по отдельности, а целым селом? Наверное, для того, чтобы их потом удобнее было раскулачивать. С другой стороны, как колхозники могли стать зажиточными? Ведь они были экономически замкнуты, т.е. колхозники отдавали все произведенное ими государству, потом получали талоны и шли с этими талонами на продпункт и меняли их на недавно произведенную ими продукцию. Автор записок приводит несколько примеров такой экономической замкнутости:
27 февраля президиум РИК распорядился с 10 марта сего года открыть ярмарку в городе Енисейске. Вот желанный день наступил, «флаг поднят, ярмарка открыта, народом площадь вся покрыта», а что же далее?! Раздосадованный мой знакомый, обойдя весь строй, с досадой бросая корзину, говорит: «Черт знает что такое, обошел весь квартал и не нашел фунта сливочного масла. Редька, лук, чеснок, картошка и больше хоть и не спрашивай. Вот так ярмарка!»
Еще осенью прошлого года, когда везде прокричали о разрешении свободной торговли
хлебом и об открытии колхозных базаров, в Енисейске этот день был особенно
отмечен. Так, например, к этому дню горкомхоз устроил длинный навес с прилавками
и особые ларьки, и прилавки по ширине базарной площади. На высоком столбе
временно поставлен был громкоговоритель, который кричал на всю площадь в день
открытия. Около двух возов муки, откуда-то доставленных на площадь (только не от
колхоза), поместился председатель горсовета Журомский, приветствовавший этот
знаменательный день своей речью, а местная газета «За большевистские темпы» или
«Зуботычина», как расшифровывают некоторые ее сокращенное название из трех букв
ЗБТ, разразилась наглой статьей; наглой я называю, потому что в ней без стыда и
совести приведено было описание дня базара из 40 возов хлеба, творогу и молока,
и несколько туш мяса и т.п. вранья, как бы в полное игнорирование
свидетелей-очевидцев этого дня.
(см. прил. № 2)
Вот наглядный пример того, как информирует своих читателей советская пресса. В этих двух случаях я нахожу некоторые подвижки в действиях власти, все-таки объявление о свободной торговле, разрешение колхозникам торговать - это уже что-то.
Однако притом, что торговать колхозникам было нечем, эти действия абсолютно бесполезны.
В своей работе я считаю нужным отметить еще одну сторону жизни советского человека - общежитие, которое существует и поныне. Существование человека в бараке или в коммунальной квартире часто лишало его даже маленького кусочка скрытой личной жизни, к которой он так тянется. Даже самые потаенные стороны быта каждого человека знали жители всей квартиры. К 80-м годам XX века в советской России существовала четкая железная система общежитий и коммунальных квартир. Но как же она создавалась? Вполне вразумительный ответ на этот вопрос дает М.П.Миндаровский в своих записках. Он рассказывает о попытках власти проводить жилищную кооперацию, как единственного выхода из создавшейся жилищной проблемы. Вот как это было:
Второй год я работаю в арендно-жилищной кооперации при горсовете, сущность которой состоит в том, что почти весь жилой муниципализированный фонд передается в пользование этой кооперации, а кооперацией она называется, потому что каждый ее жилец, делаясь ее членом-пайщиком и платя в ее кассу квартирную плату, относится к своему углу так же заботливо и бережливо, как относился собственник к своему дому. Поэтому на общих собраниях всей организации (жакт) жильцы сами разрешают все хозяйственные, культурные потребности своего быта: ремонт, топливо и т.п. В целях наибольшей заинтересованности в этом молодого поколения директивами центра рекомендуется вовлекать на обязанности членов председателей жактов комсомольцев и лиц партийного актива. Такова основная база будущего социального общежития, и что же?
Лично для меня удивительно, как человек, живший 80 лет назад, смог угадать одну из главных особенностей общественной жизни советского строя. Я могу утверждать, что М.П.Миндаровский сыграл роль пророка в истории, попробовав взглянуть из прошлого в будущее.
Немаловажную роль в экономике любой страны всегда играло мелкотоварное и среднее производство. Сегодня президент нашей страны В.В.Путин и премьер-министр М.М.Касьянов проводят политику на поддержку мелкого и среднего бизнеса, считая его основой экономики. В начале XX века мелкотоварное производство (особенно для таких малых населенных пунктов, как Енисейск) играло решающую роль. Советская власть кричала на каждом углу о поддержке кустарей. Но вот что было на практике со слов автора исследуемых мною записок:
Был здесь старик Зорембо - единственный в городе мастер по чернению шуб и выделке зверовых шкурок, кормившийся этим ремеслом со своей старухой, и что же? Райфо, преследуя его налогом, говорит: «Составляй артель или иди работать в кусткомбинат». Т.к. Зорембо найти себе в товарищи других специалистов не смог, а работать на кусткомбинате не захотел, то в результате, как безработный, лишенный хлебного пайка, умер голодной смертью. Факт, который подтвердят все в городе в 1935 году. Другой, подобный ему, единственный в городе колбасный мастер, имевший свою мастерскую и гастрономическую торговлю, которые были у него национализированы вместе с домом, а владелец переведен в разряд лишенцев, которым он числится и поныне. Ему, как одиночке, также воспрещено работать по своей специальности, кроме как в артели или на кусткомбинате, куда он имел оплошность поступить, и что же? Ввиду того, что кусткомбинат этот, подобно другим организациям сводит свои отчетные балансы с убытком, то Макарову, как лишенцу, преподнесен счет на 1000 рублей в погашение убытка, вместо того, чтобы заплатить ему за проработанное время. Теперь на приведенных двух примерах заключайте, насколько облегчилось бремя мелких производителей.
Советская власть и в кустарное производство пыталось ввести идею коллективизации, объединяя кустарей различной профессиональной ориентации под одной крышей. Чего пытались этим добиться большевики? Наверное, им легче было контролировать и управлять целой группой кустарей, чем поддерживать власть над каждым из них в отдельности.
Я усматриваю много нелогичного, неправильного в методах советской власти и считаю ее работу не только не эффективной, порой абсурдной и бесполезной. Прежде всего, эта неэффективность отражается на жизненном уровне населения, о чем свидетельствует голод, эпидемии, наконец, состояние быта простого человека, плохо жившего раньше, а благодаря «социалистическому раю» его жизненный уровень вовсе сошел на нет. М.П.Миндаровский, болеющий за судьбы граждан, счел нужным передать ужасные обстоятельства, в которые был поставлен человек во время становления советской власти. Автор приводит уйму примеров, подтверждающих это. В свои записки он вложил официальный документ - объявление о рекомендациях власти народу по поводу того, как люди должны рационально использовать нищенский паек (см. прил. № 3).
М.П.Миндаровский в своих записках приводит размеры пайка, который получал он сам, крупный чиновник и представитель власти:
Вот она за месяц:
Муки | 20 фунтов |
Мяса | 8 фунтов |
Жиров | 1/2 фунта |
Соли | 2 фунта |
Картофеля | 20 фунтов |
Кофе или чаю | ¼ фунта |
Сахару | 1 ½ фунта |
Спичек | 2 коробки |
Но это было в лучшие времена, а в декабре 1932 года он жил так:
Вот уже более полугода мы живем здесь на голодном пайке, получая в месячную норму от 8 до 14 кг муки в месяц на работника, несколько грамм сахару, иногда кусочек мыла, и это все. Удивительно то, что как только сократится продовольственная норма, так сейчас же появляется на сцену текучесть в рабочей силе на предприятиях и учреждениях, начинаются непорядки и вредительство во всех текущих делах и на производстве. То лопнет машинная часть в локомотиве, то затонет или сядет на мель пароход, и все в этом роде. Значит, вполне справедливы слова древнего мудреца Аристотеля в передаче Бакуна: «Человек, чтобы мыслить и быть способным вести дело, должен быть свободен от забот о куске хлеба».
Здесь М.П.Миндаровский приводит цитату древнего философа Аристотеля, как нельзя лучше подходящую для его теперешнего положения. Я уважаю М.П.Миндаровского за то, что он, не свободный от забот о куске хлеба, может мыслить и быть способным вести общественно важное дело в жесточайших условиях, тем самым опровергая вечные слова Аристотеля.
Советская власть с помощью системы пайков контролировала людей. Все мысли простых людей были заняты заботой о куске хлеба и поэтому человек не мог думать о другом. Я могу судить о том, что система пайков была создана для тотального контроля за умом народа. Человек, сказавший хотя бы слово против, лишался пайка, и эта его боязнь лишиться нищенского подспорья полностью отдавала его судьбу в руки власти.
Нередко из-за плохого питания и отсутствия элементарной гигиены в городе происходили страшные эпидемии, об опасности которых и необходимости предотвращения их, власть кричала во все стороны: «Опасайтесь сыпного тифа». Этими же словами была озаглавлена статья в местной газете «За большевистские темпы» (см. прил. № 4), которую Михаил Прокопьевич прокомментировал так:
Какой прекрасный, добрый совет дает нам молодой доктор советской обработки! Еженедельно ходить в баню. Это в Енисейске, где частных и домашних бань нет совершенно или на весь город разве найдется десяток. Коммунальная баня одна с пропускной способностью не более 200 человек в сутки. Это значит, что 6000-ное население города может помыться в бане только раз в месяц. Менять белье, которого у большинства нет даже на одну смену и купить негде. Кооператив же отпускает не более трех метров на человека в год, а мыло не отпускается в норму уже 4 месяца. Чесать голову хорошим гребнем, которых уже год как нет в продаже ни в одном из магазинов города.
По-моему, по этому поводу мои комментарии излишни. Автор все ясно и четко прокомментировал.
Часто в такой системе жизни человек не выдерживал. Самые смелые открыто выступали, а другие шли на некоторые попытки поправить свое положение, нередко переступая закон только ради того, чтобы прокормить себя и семью. Поэтому, чтобы завершить составление образа того времени необходимо разобраться в отношениях человека с законом. Мне это сделать не трудно, поскольку автор исследуемых мною записок приводит более чем достаточно примеров конфликтов в этих отношениях, подкрепленных действительными свидетельствами и фактами, раскрывая эту тему через факты советского судопроизводства:
Переживаемые в данное время острые недостатки всего необходимого для человеческого организма, породили особый вид преступлений, в прежние времена никогда неслыхиваемых. Стали обнаруживаться хищения хлеба из кладей и полей, масса случаев сбора из огородов картофеля, кража ношебных вещей и т.п. случаи. Казалось бы, уже это одно показывает создавшееся положение настолько серьезным, что должно бы побудить правящую власть искать выход из этого.
М.П.Миндаровский выводит понятие «особого вида» преступлений - мелкие хищения, а также «особого вида» наказания - расстрел, как меру предотвращения этих преступлений, что свидетельствует о бескомпромиссности власти. Автор в качестве примера такой особой системы приводит приговор, опубликованный в ранее упомянутой газете «За большевистские темпы» (см. прил. № 5).
Человек взял без спроса начальства сноп сена, ему кроме этого обвинения предъявляют ряд других. По совокупности предъявленных обвинений человек (Галкин Ф.П.) объявляется врагом народа и приговаривается к расстрелу. Чтобы показать отличие советской системы судопроизводства от критикуемой большевиками самодержавной системы суда, М.П.Миндаровский вспоминает о суде, который состоялся в 1899 году в Енисейске:
Когда по введении в Сибири Судебной реформы военно-полевой суд приговорил в 1899 г. двух преступников за зверский грабеж на приисковой дороге к смертной казни через повешение, этот первый после основания Енисейска приговор, вызвал в переполненном публикой зале суда крики, вопли и истерику среди нервных людей, то теперь о каждом расстреле довольно спокойно читаем мы, развалившись в кресле со стаканом чая в руках.
Из двух вышеописанных случаев я могу сделать вывод о том, что смертная казнь, вызывавшая бурю негодования в обществе, управляемом консервативным царским правительством, в годы советской власти стала нормой. Это свидетельствует об изменении психологии людей, произошел надлом в сознании. То, что вызывало естественное негодование, вслух выражать было нельзя, это могло стоить жизни. Страшно...
Другой пример М.П.Миндаровского вызывает у меня ассоциации с сегодняшним днем. Автор приводит статью из газеты «За большевистские темпы» (см. прил. № 6, часть 1, часть 2). В ней описывается случай, когда 5 сотрудников Районного финансового отдела за крупное хищение государственного имущества приговорены судом к лишению свободы на 2 года с запрещением занимать ответственные должности в системе финансовых органов. С подобной ситуацией мы сталкиваемся порой и в современной России, когда за мелкие преступления человек лишается свободы, а те, кто ворует в больших размерах, безнаказанны, их свобода ничем не ограничена.
Тема судопроизводства и законности достаточно полно раскрыта в рукописи. По моему мнению, эта информация достаточно объективна, поскольку Михаил Прокопьевич вклеил в свои записи газетные вырезки, в которых описываются случаи судопроизводства в Енисейском районе. Поэтому у меня не возникает и тени сомнения в подлинности всего того, что он пишет по этому поводу.
Итак, М.П.Миндаровский помог мне воссоздать подлинный образ советской власти, которая основывалась на попрании естественных прав человека, а также контроле за его деятельностью. Автор объективно оценил действие представителей этой власти с точки зрения действительности, основываясь на реальных жизненных примерах и уроках. Он показал и раскрыл мне суть политики советской власти – говорить, но не делать.
Хотелось бы, чтобы эти записки были опубликованы, потому что они наводят на определенные размышления. М.П.Миндаровский дает следующим поколениям уникальную возможность учиться на крупных исторических ошибках (какой я считаю существование советского строя) и оставить без внимания его труд мы просто не вправе. В принципе, для меня главная идея М.П.Миндаровского о несостоятельности методов советской власти не нова, поскольку я живу в современной России и все учебники истории (по данному периоду), книги российских и зарубежных историков теперь открыто говорят об этом. Но меня удивляет, как через историю повседневности Миндаровский сумел дать объективную оценку событий сложнейшего в социальном отношении исторического периода, тем самым опередив современных мне историков на 70 лет. Ведь он не напрасно писал свои записки, он знал, что когда-нибудь они будут востребованы и интересны обществу, он чувствовал и видел это своим острым взглядом из прошлого в будущее. М.П.Миндаровский твердо знал, что время сотрет с титульного листа его записок пометку «СЕКРЕТНО», написанную карандашом. Закончить свою работу я хотел бы цитатой современного историка Н.Верта*, которая, как нельзя лучше передаст вам мои ощущения после исследования рукописи М.П.Миндаровского:
«На моих глазах рушилась официальная историография, открывались архивы, стирались самые белые пятна истории, - короче, восстанавливалась память народа. Появилась надежда, что искривления между подлинной историей для частного пользования и официальной историей для общего пользования будут уничтожены».
_______________________________
*Верт Н. История советского государства. - М: Прогресс-академия, 1995 г., стр.4
1. М.П.Миндаровский «Записки и воспоминания 1919-1935 годов». Рукопись, не
публиковалась, передана в фонды Енисейского Краеведческого музея в ноябре 2001
г.
2. Статьи из газеты «За большевистские темпы»:
№ 65 от 16 октября 1932 г. «За что сели на скамью подсудимых бывшие работники
РАЙФО».
№ 42 от 31 июля 1933 г. «Решительно очистить партию от примазавшихся
классово-чуждых элементов».
№ 48 от 12 декабря 1932 г. «Опасайтесь сыпного тифа».
«На страже закона».
Март 1935 г. «10 марта открывается межрайонная ярмарка».
от 5 октября 1932 г. «Общественная собственность - священна и неприкосновенна».
3. Объявление райпродкомиссара г.Енисейска от 31 июля 1920 г.
4. Объявление Уездной Чрезвычайной Комиссии, март 1919 г.
1. Верт Н. История советского государства. - М: Прогресс-академия, 1995 г.
2. Титовская Т.В. М.П.Миндаровский общественный деятель, гражданин и патриот. //
Енисейская правда. – 1999 г. - № 153-154. - с.7.
3. Фаст Г.Г. Енисейск православный. - Енисейский благовест, 1994 г.
4. Учебники истории под редакцией Долуцкого, Островского и др.
Объявление
От Енисейской Уездной Чрезвычайной Комиссии по борьбе
с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности
Настоящим объявляется, что ею приговорены к высшей мере наказания — расстрелу
нижеследующие лица:
1. Чепалов Василий Васильевич мещанин и торговец г.Енисейска, участника
подавления восстания в г.Енисейске в 1919 г., в феврале месяце участ¬вовавшего в
поимке, истязаниях и расстрелах красных повстанцев.
2. Кытманов Николай Петрович пот. гражданин, бывший офицер, житель г.Енисейска,
который при колчаковской власти был начальником контрразведывательного пункта
(охранки) и усердно поддерживавшего реакцию бывшей власти Колчака.
3. Востротин Петр Степанович гражд. г.Енисейска, содержатель конспиративной
квартиры и судебный пристав во время реакции Колчака.
4. Дураков Дмитрий Игоревич гражд. г.Енисейска, который служил аген¬том в
контрразведке (охранке) при колчаковщине и все возложенные на него обязанности
исполнял аккуратно, бывший жандарм при монархии.
5. Максимовская Дарья Андреева гражд. г.Енисейска — участница подавления
восстания в г.Енисейске в 1919 г. в феврале месяце, которая разъезжала по улицам
г.Енисейска в дни кровавой расправы над красными повстанцами с бывшими палачами
колчаковской реакции, с офицерами и казаками, указывая квартиры повстанцев,
требуя, чтобы тут же на месте при ея глазах расстреливали таковых, а иначе она
будет и вообще ночь не спать и беспокоиться, что такой-то повстанец останется
живой, что для нея было не желательно.
6. Суздалев Иван Корнилович гражд. г.Енисейска, служивший в контрразведке и при
падении власти Колчака уничтожил все документы и дела контрразведывательного
пункта, желая хоть этим прикрыть всю грязь работы контрразведки.
7. Алхимин Михаил Васильевич гражданин г.Енисейска, участвовавшего в
обезоруживании красноармейцев и способствовавшего белым при свержении Советской
власти в 1918 г., участника подавления восстания в феврале мес. 1919 г. и
выдававшего повстанцев и советских работников казакам.
8. Смирнов Павел Алексеевич гражданин села Бельского, который служил
милиционером при колчаковской власти, участвовал в карательном отряде в поимках,
истязаниях и расстрелах красноармейцев.
9. Раменский Ефим Егорович гражданин села Пировского, который добровольно
поступил в контрразведку, дабы принести пользу и укрепить реак¬цию колчаковщины.
10. Власьев Пимон Прокопьевич гражданин г.Енисейска, казак, участ¬ник подавления
восстания в 1919 г. в феврале мес., активно проявивший свою деятельность в столь
несчастные дни для красных повстанцев.
11. Надымов Иван Иванович мещанин г.Енисейска, бывший стражник при монархии,
служивший в контрразведке, принимавший активное участие в поисках и
предательстве советских работников и красноармейцев.
12. Седаков Николай Венедиктович бывший милиционер, участник карательного
отряда, принимал активное участие в расстрелах и истязаниях красноармейцев и
советских работников.
13. Филиппов Николай Аверкиевич гражданин г.Енисейска служил в
контрразведывательном пункте, всячески содействовавший в подавлении революции,
считавшийся незаменимым работником (охранки).
Приговор приведен в исполнение.
ЕНИСЕЙСКАЯ УЕЗДНАЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ КОМИССИЯ.
10 марта открывается
межрайонная ярмарка
По постановлению бюро райкома и президиума райисполкома с 1 по 10 марта в
г.Енисейске должна быть проведена межрайонная ярмарка. Срок открытия ярмарки
наступил, а наши торговые организации и ярмарочный коми¬тет еще не
подготовились. Отбор нужных ассортиментов товаров проведен не во всех торговых
организациях. Не подготовлены павильоны для ярмарки. Не подготовлен дом
крестьянина для приема приезжающих из района на ярмарку, не развернута массовая
работа по подготовке к ярмарке в коллективах города и среди колхозников 27-го
февраля президиум РИКа заслушал сообщение председателя ярмаркома о готовности
проведения ярмарки и выявил совершенно слабую подготовку. Поэтому президиум РИКа
постановил: Из-за недостаточной подготовки межрайонную ярмарку отнести с 1-го
марта на 10-е марта. Ярмарку провести с 10-го по 20-е марта.
За недопустимо слабую работу ярмаркому объявлен выговор и дано категорическое
указание обеспечить подготовку в пятидневный срок. К этому сроку для лучшей
подготовки к ярмарке должны включиться в первую очередь парторги, месткомы,
сельсоветы, колхозы и развернуть широкомассовую работу за организацию подлинно
культурной советской торговли. Подготовить лучшие ассортименты товаров,
организовать красные союзы колхозов, колхозников – сельскохозяйственными
продуктами, сырьем на ярмарку и широко оповестить население о ярмарке.
Насибуллин
Объявление
Несмотря на выпущенное мною ранее сего объявление с предупреждением граждан
г.Енисейска, что продовольственный паек должен расходоваться с таким расчетом,
чтобы удовлетворить месячную потребность и никаких добавочных выдач
производиться не будет. Однако, несмотря на это все-таки наблюдаются печальные
картины в конце месяца, а масса граждан обращается за выдачей добавочного пайка,
что указывает на то, что сокращение аппетита не вошло в привычку Енисейскому
обывателю и он не ставит себе в обязанность учитывать общее состояние
продовольственного вопроса в стране, в которой в виду критического положения
каждый фунт хлеба на учете.
Еще раз советую гражданам взять пример с центра, где с начала внутренней войны с
буржуазией граждане Советской Республики получали 1/8 часть фунта хлеба и с
успехом отстаивали завоевание революции, которую и довели до последнего конца,
причем своим победоносным шествием избавили и Сибирь от плети Колчака. Ставлю в
известность граждан, что в будущем никаких исключений для получения добавочного
пайка допускаться не будет и граждане, не уверенные в правильном расходовании
получаемых продуктов на указанное время, должны предъявить продовольственные
карточки в Райпродком, где из последней будут вырезаны талоны только на
продукты. Представителям только таких карточек будет предоставлено право
пользоваться обедом в Советской столовой, карточки же с талонами на остальные
предметы будут возвращены обратно.
Райпродкомиссар
31 июля 1920 г.
г.Енисейск
Опасайтесь сыпного тифа
На эпидемическом фронте появляются сигналы о неблагополучии.
Это заставляет нас заострить внимание общественности на профилактических
мероприятиях против сыпняка.
Прежде всего необходимо, чтобы каждый гражданин знал, что сыпной тиф разносится
вшами, поэтому каждый должен бороться со вшивостью. Каждый должен знать, что
чистота – лучшее средство предохранения от вшивости. Поэтому нужно еженедельно
ходить в баню и менять белье, мыть чаще голову, прочесывать ее хорошим гребнем,
а лучше стричь совсем волосы.
Если завели вши, надо уничтожить их.
Запускать вшей нельзя – вошь быстро размножается и, переползая с одного человека
на другого, распространяет смертельную заразу.
Те общежития, где только появится вошь, необходимо подвергать тщательной
дезосанобработке.
Райсанврач В.Соломинский
12 декабря 1932 г., № 78 (143)
Общественная собственность — священна и неприкосновенна
С расхитителями народного достояния
расправляться беспощадно
Приговор
Именем Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 29
сентября 1932 года в дер.Подгорной Народный суд Енисейского р-на от имени
Крайсуда в составе председателя Танеева; народных заседателей Солдатова Егора
Спиридоновича и Зырянова Ивана Алексеевича. Дело слушалось со сторонами:
Государственный обвинитель Марков, общественный защитник — Назаров. В открытом
заседании суд, рассмотрев дело по обвинению Галкина Федота Петровича 49 лет,
село Булдырь, проживает в дер.Подгорной, Енисейского р-на, по соц. положению –
со слов крестьян, имущественное положение имеет: 1 корову, 1 лошадь, посев 0,9
га, семейное положение женат, жена 48 лет и дочь 12 лет, грамотный, окончил
приходскую школу, б/п, русский. Сослан в 1928 году по ст.58 пункт 10 У.К. сроком
на 3 года, срок отбыл, остался жить в Сибири, обвиняется по постановлению
правительства от 7 августа 32 года: установленным Галкин сосланный по ст.58
пун.10 УК, проживая в деревне Подгорной в момент резкой классовой борьбы и
организации большого колхоза, проводил агитацию среди колхозников и особенно
среди лучших, как то членов правления колхоза, активистов и даже членов партии.
Получив от последних должный отпор, Галкин не прекращал свою работу. Под видом
сильного опьянения заходил к Патюкову и продолжал агитировать, что «братья между
собой не уживаются, а колхозы распадаются, вот попомните меня». В момент
выдвижения руководителя и активного работника колхоза Назарова на работу в
председатели Городского Совета гор.Енисейска в конце 31 года в декабре месяце
Галкин, встретив члена правления колхоза Патюкова Сергея, заявил, что «паразита»
убирают, «добрых лю¬дей раскулачивают». Галкан получил должный отпор и приглашал
правленцев в гости и т.д. и однако работа по развалу колхоза со стороны
Галкина имела успех: 2 колхозника, исключительно сагитированные Галкиным,
Патюков Никифор и Мунин вышли из колхоза, а Патюков Василий вышел из комсомола.
Галкин влиял на малоустойчивых колхозников. В Подгоренском колхозе за последнее
время замечена масса мелках краж: кража картофеля, соломы, снопов, а также
турнепса, последний растаскан до 40 проц. 10 сентября Галкин на своей лошади
повез в гор.Енисейск своего зятя Мусалова ссыльного и в пути из колхозного поля
Галкин и Мусалов похитили 5-6 снопов, но были захвачены на месте кражи. На
вопрос единоличников, заметивших хищение, воры ответили, что, якобы, им разрешил
Зырянов Никифор – конюх. Однако cyдoгoвoрeниeм установлено, что никакого
разрешения ни колхоз, ни колхозник Зырянов не давал и даже не стал разговаривать
с Галкиным.
Опрошенный на судебном заседании Галкин виновным себя не признал и объяснил, что
он против колхоза не агитировал, а все сам собирался вступить. Овес не воровал,
а сидел на возу, но овсом кормил своего коня. Но однако свидетельскими
показаниями установлено, что Галкин завязывал снопы, а Мусалов складывал снопы
на воз. На основании чего, руководствуясь ст.ст. 45, 47 УК, ст. ст. 319, 320
У.П.К. ПРИГОВОРИЛ:
Галкину Федоту Петровичу на основании постановления нового закона об охране
колхозного имущества от 7 августа, определить высшую меру социальной защиты
РACCTРЕЛ с конфискацией имущества. Мерой пресечения взять содержанием в
Ендомзаке под усиленным конвоем. В отношении Мусалова Ивана Петровича объявить
розыск. Произвести расследование.
Приговор окончательный, но может быть обжалован в Верхсуд в 72 часа со дня
вручения копии приговора.
Председатель Танеев
Народные заседатели Солдатов, Зырянов
05 октября
Суд
За что сели на скамью подсудимых бывшие работники РайФО?
Хищение государственного имущества, растраты,
подлоги, пьянство — вот их преступления
12 октября с.г. в г.Енисейске в помещении Татклуба в 12 часов дня под
председательством народного су¬дьи тов.Танеева, заседателей т.т. Першина и
Шевченко, при государ¬ственном обвинителе тов.Ваганове, общественном обвинителе
тов.Попове, защитнике т.Ганс открылся судебный процесс над 5-тью сотрудниками
Енисейского районного финансового отдела.
К суду привлечены Миллер, Кривошеев, Яблонский, Балахнин и Погоржельский.
В обвинительном заключении ярко подчеркивается особенность подсудимого Миллера (Скамейкина),
который, будучи налоговым инспектором в 1931 г., был главным вдохновителем среди
сотрудников райФО в хищении госфондовского имущества. Под его влия¬нием, как
выяснилось на суде, был зав. райФО Кривошеее, зав. складом Яблонский, инспектора
Погоржельский и Балахнин.
Миллер (Скамейкин) сговаривал последних разделить описанный за неуплату недоимки
мед у кулака Сидорова. Цель Миллера была достигнута, мед между сотрудниками
райФО был разделен поровну. Точно также была разделена пшеничная мука и пр.
продукты, которые шли со склада госфондовского имущества для пьянок подсудимых.
Но Миллер не ограничивался этим хищением, он присвоил себе варшавскую кровать,
швейную машину, часы, полушубок, самовар, отрез бархата, 3 персидских ковра и
наконец сделал растрату в сумме 165 руб.
Кривошеев присвоил доху, 2 персидских ковра, 10 проц. отчисление от вырученных
на торгах денег, которое шло для пьянки подсудимых.
Со стороны Балахнина была присвоена песцовая шуба по расценке торгов 500 р.,
персидский ковер и пр. вещи.
Погоржельский присвоил себе полушубок, теплые брюки, шапку, часы и ковер.
Хищением государственного имущества эти люди не ограничились. Они начали
устраивать коллективные пьянки у гр.Балахнина. Пшеничная мука, мед, рыба, масло,
папиросы, вино были в центре внимания на их вечеринках.
В обвинительном заключении суда сотрудника райФО привлечены по статьям 109, 116,
120, 129 У.К.
Интересно остановиться на одном из показаний подсудимого Кривошеева, который,
как выяснилось, хотел ускользнуть от пролетарского суда в Иркутск, где он
устроился работником в краевом финансовом отделе, но при разоблачении дела в
Енисейском райФО он вынужден был явиться обратно в г.Енисейск. Попытка
Кривошеева избежать суда не удалась.
Балахнин в своем показании на суде ссылался на свою неопытность и особенно
подчеркнул свои командировки, объясняя таким образом незначительное участие в
деле хищения госфондовского имущества.
Погоржельский в своем показании неоднократно подчеркивал, что присвоенные им
шубы, брюки, шапка и ковер были получены под расписку для целей командировки, он
ссылался в свое оправдание на своевременное им извещение РКИ о необходимости
сделать ревизию в райФО.
Миллер (Скамейкин) в своем показании опирался на недостаточный штат, в условии
которого работу райФО проводить было трудно. Он подчеркнул, что большинство
штата было с недостаточной квалификацией, в силу чего получилась некоторая
неразбериха в делах райФО.
Яблонский ссылался на свою нео¬пытность и кратковременность в исполнении своих
обязанностей зав. складом, указывая при этом на полную подчиненность старшим.
Выступления экспортной комиссии в лице Сальникова, Лукашевича и др. утверждало,
что документы райФО были запутаны, вследствие чего экспортной ревизионной
комиссии райФО не поддавалось учету в своих документах.
После выступления общественного государственного обвинителей выступила защита,
которая особенна заострила, внимание на совместной пьянке ревизора краевого
финансового отдела тов.Иссерса.
СУД ПРИГОВОРИЛ:
Миллера (Скамейкина) к лишению свободы на 2 года с поражением прав, с
запрещением занимать ответственные должности в течении 3 лет в системе финоранов.
Кривошеева к лишению свободы на 2 года с поражением прав с запрещением занимать
ответственные должности в теч. 5 лет в системе финорганов.
Балахнина – к 1 году принудработ с 50 проц. вычислением из зарплаты и лишением
прав занимать ответственные должности на 2 года.
Погоржельского к 6 мес. принудработ и лишением прав занимать ответствен¬ные
должности на 2 года с 25% вычислением из зарплаты.
Яблонского к 1 году принудработ с 25 проц. Вычислением из зарплаты и лишением
прав занимать ответственные должности на 2 года.
За участие ревизора краевого финансового отдела Иссерса в совместных пьянках с
сотрудниками Енисейского районного финансового отдела возбудить следствие.
Устинов
16.10.1932 г., № 65 (130)
На главную страницу/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»/Работы, присланные на 3 конкурс (2001/2002 г.)