Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Создание регионального просветительского лекционно-выставочного центра

Международное историко-просветительское и благотворительное Общество «МЕМОРИАЛ»

ПРОЕКТ
«Просветительская деятельность в области прав человека в России:
«Опыт прошлого – уроки настоящего и будущего»

Проект

«Создание регионального просветительского лекционно-выставочного центра»

ОТЧЕТ
итоговый

1. Договор целевого финансирования № 09-ЕС-ООН/РЕГ и 09-ЕС-ООН/РЕГ-ОБ

2. Название организации согласно свидетельству о регистрации: Региональная общественная организация «Красноярское историко-просветительское правозащитное и благотворительное общество "Мемориал"»

3. Регион: Красноярский край

4. Сроки выполнения проекта: 1 февраля 2002 г – 28 февраля 2003 г. (письмом № ММ-19 от 11.03.03 срок продлен до 30.04.03)

Запрашиваемая сумма: 139.764,00 руб Сумма фактических расходов: 139763,33 руб

 

Руководитель Регионального просветительского центра: (исполняющий обязанности)

Бабий Алексей Андреевич


 

По договору № 09-ЕС-ООН/РЕГ Красноярское общество «Мемориал» приняло на себя следующие обязательства.

Далее отчет дается по пунктам.

Создание регионального просветительского, лекционно-выставочного центра

По первоначальному плану, лекционно-выставочный центр организовывался в помещении Красноярского Культурно-исторического музейного комплекса на Стрелке (далее ККИМК). Был заключен договор о сотрудничестве между Красноярским обществом «Мемориал» (см. Приложение 1), выделено помещение, установлено оборудование. Однако, к сожалению, в ККИМК не удалось организовать эффективное использование помещения и оборудования, поскольку ни один член общества «Мемориал» не имел возможности находиться там постоянно или хотя бы достаточно часто, в силу того, что их рабочие места находились в других местах города.

В январе 2003 г. было принято решение о переносе помещения лекционно-выставочного центра в краевой Дом науки и техники (далее ДНиТ). Это решение было обусловлено следующими причинами:

Это решение отнюдь не означает прекращение сотрудничества с ККИМК. Напротив, ККИМК совместно с «Мемориалом» организовывало, и будет организовывать в дальнейшем стационарные и передвижные выставки, посвященные политическим репрессиям. Лекции в большинстве своем также проводились, и будут проводиться в ККИМК. Принятие в члены Красноярского «Мемориала» Г.А.Приходовой, заместителя директора ККИМК, позволило лучше координировать работу «Мемориала» и ККИМК.

Под лекционно-выставочным центром понимается «точка присутствия», место, где в любое время можно связаться с членами «КО «Мемориал», поработать с мини-библиотекой и архивом, получить консультации, а также выйти в интернет и поработать с правозащитными сайтами, в т.ч. с сайтом КО «Мемориал» (интернет-класс ЗАО “Maxsoft” находится в соседнем кабинете, доступ к сайтам правозащитной тематики обеспечивается бесплатно). Это хорошо согласуется с политикой объединения ресурсов, принятой сейчас в КО «Мемориал».

Таким образом, лекционно-выставочный центр территориально и «идеологически» объединился с «базовой точкой присутствия» Красноярского «Мемориала» - Домом науки и техники. Это было очень важное решение, потому что именно просветительское направление является для нас приоритетным. Фактически, для КО «Мемориал» это вопрос выживания, поскольку большинство «мемориальцев» уже «в возрасте», и без пополнения молодыми силами через какое-то время работа затормозится или остановится вовсе.

Организация регулярных (не реже 1 раза в неделю) лекционных мероприятий для старших школьников и студентов региона

Правильная организация лекционного процесса, на наш взгляд, предполагает следующее:

К сожалению, в 2002 году ни одно из этих условий не соблюдалось. Не существовало «отчуждаемых» текстов лекций (да даже и их перечня), не было подготовлено предложение для школ и вузов, не было плана и не было фиксации проведенных лекций, поскольку сами лекции также не велись. На собрании КО «Мемориал» 23.01.03 деятельность Просветительского центра по организации лекций была признана неудовлетворительной, приняты меры и назначены ответственные по созданию и проведению лекций. Поскольку, кроме лекционной деятельности, была признана неудовлетворительной и деятельность по созданию мини-библиотеки, было принято решение обратиться в Международный «Мемориал» с просьбой о продлении срока договора. Письмом № ММ-19 от 11.03.03 (Приложение 2) срок договора был продлен до 30.04.03, что позволило выправить ситуацию с выполнением обязательств по гранту.

С февраля по апрель 2003 года членами КО «Мемориал» были подготовлены следующие лекции:

(тексты лекций см. в Приложениях 3, 4, 5, 6, 7, 7а)

Идет разработка следующих лекций:

(тезисы лекций см. в Приложении 8).

Очень важно, что подготовка лекций тесно связана с остальными направлениями работы Красноярского общества «Мемориал». Так, например, лекции «Лагеря Красноярского края», «Тюрьма народов (депортации в Красноярский край)», «Великий передел (крестьянская ссылка 1930-1935 гг.)» базируются на обзорных материалах, опубликованных в соответствующих разделах сайта Красноярского общества «Мемориал» (memorial.krsk.ru). В свою очередь, разрабатываемые лекции «Духовный геноцид (репрессии против красноярской интеллигенции)» и «Серпентарий (репрессии 30-х годов в партийном аппарате Красноярского края)» являются основой для соответствующих разделов сайта. Более того, эти же материалы лягут в основу обзорных статей для готовящейся Книги Памяти жертв политических репрессий. Эти же материалы легко адаптируются для статей в периодической печати.

Лекции недостаточно подготовить, их нужно хорошо «упаковать» и преподнести потенциальному потребителю. Мы исходили из того, что потребитель должен иметь возможность выбора тематики лекций, чтобы эффективно использовать их в учебном процессе, дополняя стандартную программу. Мы также исходили из того, что наряду с лекциями мы должны предложить потребителю другие наши продукты и услуги (передвижные выставки, поставка информации в электронном виде и т.п.). Совместно с ККИМК и ДНиТ был подготовлен буклет, включающий не только информацию о лекциях, но предложение о проведении передвижных выставок, о посещении мини-библиотеки и о других формах сотрудничества со школами и вузами (см. Приложение 9)

В марте-апреле сотрудниками лекционно-выставочного центра было проведено 7 лекций (плюс еще одна лекция была проведена 7 мая, после открытия выставки «До твоего рождения», и ещё одна –30 октября 2002 г., итого - 9), то есть, в среднем читалось по одной лекции в неделю. Этот темп мы намерены соблюдать и далее, начиная с сентября 2003 г., так как летом удастся провести лишь несколько лекций в лагерях отдыха.

Список проведенных лекций и аудитория зафиксированы в нижеприводимом списке. 

Дата место лектор лекция аудитория
30.10.02 Детская библиотека им. Островского Бабий История СССР- история репрессий Речевая шк. №37 (30 чел.)
13.03.03 ККИМК, кинолекционный зал Бабий Лагеря Красноярского края студенты гуманитарного факультета Красноярского политехнического университета, (20 чел). 
20.03.03 ККИМК, зал «Полиэкран» Бабий Лагеря Красноярского края Ученики шк. № 11 (30 чел.)
14.04.03 Школа №115 Полушин Феномен Льва Гумилева, или как открытия рождаются под нарами. Ученики шк. № 115 (140 чел).
14.04.03 Школа №115 Полушин Лагерная культура как часть культурной среды страны Ученики шк. № 115 (140 чел).
21.04.03 Школа № 27 Полушин Феномен Льва Гумилева, или как открытия рождаются под нарами. Ученики шк. № 27 (70 чел).
23.04.03 ККИМК, зал «Полиэкран» Бабий Лагеря Красноярского края Ученики шк. № 14 (70 чел.)
25.04.03 КГПУ, исторический факультет Бабий Лагеря Красноярского края Студенты Красноярского государственного педагогического университета
07.05.03 ККИМК, кинолекционный зал Бабий Лагеря Красноярского края Ученики шк. № 58 (29 чел).

Таким образом, пусть и с запозданием, лекционная работа была поставлена так, как следовало. Следует отметить, что эта работа была выполнена в крайне сжатые сроки. Летом 2003 г., когда «на лекционном фронте» будет некоторое затишье, мы намерены завершить разработку оставшихся лекций и подготовить более качественную «упаковку» - буклеты, листовки т.п. Практика показала, что у молодежи есть интерес к теме политических репрессий, но следует обратить внимание на подачу материала, избавляясь от излишней академичности.

Организация экспонирования выставок для молодежи в рамках тем исторического просвещения и прав человека

В 2002-2003 г. Красноярским обществом «Мемориал» совместно с ККИМК были организованы следующие выставки:

В рамках совместного проекта «Память сердца» - стационарные выставки, приуроченные ко Дню памяти жертв политических репрессий:

В 2003 г. эти выставки формируются как передвижные и будут экспонироваться на теплоходе, совершающем круизный рейс по Енисею, что позволит ознакомиться с ними жителям Красноярского края, проживающим в населенных пунктах от Красноярска до Дудинки.

В рамках проекта «Мост из прошлого в будущее» были организованы следующие выставки:

Таким образом, выставочная деятельность ведется в полном объеме.

Следует отметить, что посещение выставок рождает новые формы сотрудничества. Так, экскурсия учеников шк. 146 (учитель истории Л.И.Захватова) по выставке «Репрессированные речники Енисея» породила совместную исследовательскую работу КО «Мемориал» и шк. 146 о репрессированных речниках.

Организация работы мини-библиотеки по темам исторического просвещения и прав человека

Красноярское общество «Мемориал» располагает большим количеством книг и периодических изданий о политических репрессиях и правах человека. К сожалению, до последнего времени этот массив информации был малодоступен для посторонних (да и в значительной степени для самих членов КО «Мемориал»), поскольку хранился на квартирах «мемориальцев», не был должным образом систематизирован и описан.

В 2002 году, с появлением Просветительского центра, была сделана попытка собрать, систематизировать и предложить для использования этот обширный, полезный и зачастую уникальный материал. Для этого большая часть литературы была собрана из квартир мемориальцев в помещение Просветительского центра в ККИМК. К сожалению, в 2002 году эта литература находилась в закрытом помещении, не была описана и систематизирована. Только после перевода Просветительского центра в ДНиТ (февраль 2003 г.) началась реальная работа мини-библиотеки (см. Приложение 12).

Несмотря на очевидные сдвиги, мы и сейчас не удовлетворены в полной мере проведенной работой. В первую очередь, нас беспокоит то, что библиотека не очень посещаема (шесть посещений в месяц, см. приложение 14). Для начала, может быть, и неплохо, но хотелось бы, чтобы каждый день в библиотеке были посетители. Следует активнее проводить рекламу читального зала в прессе (до сих пор была лишь одна публикация в «Городских новостях», сделанная пресс-центром ККИМК.

Впрочем, даже те немногочисленные посетители оказались для нас «золотыми», поскольку это были люди, реально интересующиеся темой политических репрессий, потенциальные (да уже и реальные) партнеры в работе. Так, А.Е.Рублева, первый посетитель библиотеки – начальник музея ГУИН Красноярского края; Е.Л.Зберовская и Е.С.Маменкова – исследователи, работающие над диссертациями на темы политических репрессий – соответственно о спецпоселенцах и карательных органах в Красноярском крае. Их посещение нашей библиотеки послужило стимулом к проведению лекции на историческом факультете КГПУ, а та, в свою очередь, привлекла к «мемориальской» работе студентов (начата работа по репрессированному казачеству). То есть, отдача от библиотеки уже есть, и именно так, которая планировалась – пусть пока невеликая по объему, но уже нужного качества.

Резюме

Несмотря на сложности, возникшие с реализацией проекта в 2002 г., обязательства по договору выполнены в полном объеме. Создан и функционирует лекционно-выставочный центр с мини-библиотекой, проведено три стационарных и две передвижных выставки, практически еженедельно читаются лекции для школьников и студентов.

Суть, однако, не в численных показателях. Важнее то, что нам удалось наладить регулярную работу по просвещению, отработать правильный технологический цикл:

Не менее важно то, что благодаря просветительской деятельности мы устанавливаем контакты с людьми, которые смогут затем участвовать в конкретной мемориальской работе. Результаты, достигнутые за несколько месяцев, весьма обнадеживают.

Работа над проектом укрепила позиции «Мемориала» в государственных структурах, связанных с образованием и культурой. «Мемориал» выступает не в роли просителя, а в роли полноправного партнера, предлагающего интересные и полезные проекты и услуги.

Получение целевого финансирования позволило укрепить материальную базу Просветительского центра. Главным же позитивным результатом проекта следует считать то, что из достаточно хаотичной, хотя и активной деятельности просветительская работа в Красноярском «Мемориале» стала планируемой, управляемой и систематической. Таким образом, заложена основа для дальнейшего развития просветительского направления, которое стало одним из центральных направлений работы Красноярского общества «Мемориал». Мы намерены улучшить имеющиеся лекции и разработать новые, довести до конца опись и систематизацию имеющейся литературы, наладить непрерывное перемещение передвижных выставок по школам края, а также наладить другие формы взаимодействия с образовательными учреждениями. Так, среди ближайших задумок –