Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Геннадий Капустинский. Так было. История без вырванных страниц


Сибирячка, опалённая войной

Мы жили,
Мы дрались,
Мы плакали, скорбя,
Мы голодали, нам бывало страшно.
Нам никогда не позабыть себя
Не бронзовых — живых, простых, вчерашних…
Ольга Берггольц

Как и тысячи мальчишек и девчонок довоенной поры, Тамара Воронцова училась, строила планы на будущее и беззаботно жила с родителями, сестрой и братишкой в Красноярской Николаевке. Но страшная, внезапно обрушившаяся на страну в июне 1941 года, война перечеркнула все планы молодой, жизнерадостной 18-летней сибирячки. Очень сожалела Тамара, что не поступила в свое время после восьмого класса в медицинское училище, куда она очень хотела поступить, да мама ее отговорила. Вот сейчас на войне и пригодилась бы она в качестве медсестры. С началом Отечественной войны юные сибирячки вереницей пошли в военкоматы с просьбой отправить на фронт. Среди них была и комсомолка Тамара Воронцова. В сентябре 1941 года она получила наконец-то долгожданную повестку. Собрали их всех по повесткам в клубе им. Карла Либкнехта и велели на следующий день явиться с кружкой, ложкой, сменой белья и запасом продуктов на три дня на сборный пункт.

Привезли новобранцев в Москву и поселили в каком-то сарае на окраине, где две недели они проходили курс молодого бойца, «Я все время постоянно мерзла», - вспоминает Тамара Алексеевна, - «Особенно мерзли ноги, так как я уехала из дома в одних туфельках. Обмундирование нам выдали уже после прохождения курса молодого бойца перед принятием присяги. Выдали нам длинные военные платья х/б и ботинки. Все было не по размеру, велико, но ноги больше не мерзли, потому что я наворачивала портянки и ботинки свободно одевались». Оружия никакого им пока не выдавали, но пострелять тремя патронами из трехлинейки довелось, правда всего один раз.

После этой подготовки поехала новоявленный боец Воронцова с подругами на войну. Двенадцать дней в теплушках ехала она к месту дальнейшей службы - на Украину в село Белоногово, где дислоцировался авиаполк № 8462. Определили Тамару в этом полку и аэродромную роту на должность шофера бензовоза, хотя никаким шофером она не была и управлять автомобилем не умела. Она просто ездила с водителем бензовоза и помогала ему заправлять самолеты, раскатывая и сворачивая заправочные шланги. Командир аэродромной роты капитан Смирнов Александр Сергеевич был строгим, требовательным, но справедливым командиром. Спуску никому не давал и дисциплину в роте поддерживал на должном уровне. Когда однажды Тамара, не выдержав, укоротила свое безразмерное армейское платье, то сразу же была наказана строго капитаном десятью сутками ареста. Правда, отсиживать их на гауптвахте ей не пришлось – не этого было, но сам факт такого взыскания имел воспитательное значение.

Вот так и началась для Тамары Воронцовой суровая военная жизнь. Вместе со всеми солдатами роты она занималась боевой и политической подготовкой. Научилась хорошо стрелять из табельного оружия, мастерски управляться со своими нелегкими обязанностями, научилась различать марки и модели самолетов не только своих, но и вражеских. Во время боевой работы полка, когда шли бои и самолеты беспрерывно взлетали и садились, чтобы заправиться топливом и боеприпасами, Тамара без отдыха, порой на пределе своих девичьих силенок, вместе с другими, едва успевала заправлять боевые машины, при этом умудрялась перекрывать усыновленные нормативы. Вот когда, действительно, время было дороже золота - счет шел на секунды.

Она находилась в Действующей армии, она воевала, вместе с такими же, как она, добывала ПОБЕДУ. С полком она прошла весь боевой путь, познав горечь отступления и радость побед. Она теряла подруг, боевых товарищей и приобретала новых. Почему-то тогда (да бывает и сейчас) таких скромных, незаметных тружеников войны не всегда жаловали боевыми наградами. Награды больше доставались тем, кто стрелял, летал, бомбил, ходил в атаку. Но в их подвигах и наградах есть доля и вклад вот таких незаметных, скромных солдат-девчонок. Тамара Воронцова не ходила в штыковые атаки, не поднимала роты под пулеметным и автоматным огнем, не совершала подвигов в тылу врага, но своим будничным делом, на своем месте способствовала рождению подобных подвигов. В мае 2005 года наша страна будет отмечать 60-ю годовщину Победы. Хотелось бы пожелать работникам Советского районного военкомата города Красноярска, чтобы они к этой дате восстановили справедливость и представили бы фронтовичку Воронцову Тамару Алексеевну, прошедшую в действующей армии всю Отечественную войну с сентября 1941-го по май 1945 года, к достойному боевому ордену. Полагаю, что заслуживает Тамара Алексеевна ордена «За заслуги перед Отечеством». Таких, как Тамара Алексеевна, фронтовиков, прошедших через всю войну, - единицы. К 60-летнему юбилею Победы они должны быть названы поименно и отмечены высокими государственными наградами, учитывая, что многим из них уже далеко за 80 лет. Старики-фронтовики, действительно, имеют на это право!

В разгар наступательных боев в 1944 году Тамара Воронцова написала заявление и партийную организацию полка о приеме ее в ВКПб, и ее единогласно приняли: сначала кандидатом, а через год уже и в члены партии. Уже один этот факт говорит о том, что она была образцом в выполнении воинского долга.

9 мая 1945 года День Победы Тамара Воронцова вместе со своими боевыми товарищами встретила в Киеве на знаменитом Крещатике. Так уж получилось, случайно или нет, но авиаполк, в котором служила и воевала Воронцова, весной 1945 года снова дислоцировался на том же аэродроме возле села Белоногово на Украине, где он находился в 1941 году, и где она начинала свой боевой путь.

После демобилизации Тамара Воронцова вернулась в родной Красноярск, работала на почте в бюро контроля переводов, а в 1947 году поступила на железную дорогу, где 20 лет проработала заведующей материальным складом. В книге, выпущенной к 100-летию Красноярской железной дороги «Стальное звено Транссиба» упоминается, что и Тамара Алексеевна Воронцова - в числе лучших и заслуженных работников Красноярской железной дороги. Позже, уже в 1967 году Тамара Алексеевна переходит на работу в трест «КрасноярскПромСтрой», где проработала до ухода на пенсию в 1977 году с общим стажем 52 года. Ее беспокойная натура всегда влекла в неизвестное, туда, где трудно, где, как она сама считает, без нее ничего бы не получилось. Одно время она возглавляла партийную организацю предприятия. Тамара Алексеевна активно участвовала в строительстве многих жлезнодорожных объектов, среди которых ей особенно запомнилась железнодорожная трасса «Абакан-Тайшет». Она возводила мемориальные комплексы в Ульяновске и Шушенском. За свой труд Тамара Алексеевна награждалась почетными грамотами, памятными знаками, похвальными листами, а в ее трудовой книжке понадобились дополнительные вкладыши для записи множественных благодарностей и других поощрений.

Так уж сложилась личная жизнь нашей героини, что сейчас она живет одна в Красноярске, но ее не забывают старые подруги и товарищи, с кем она работала уже после войны. Наша сибирячка-фронтовичка мила и энергична. Ее грудь украшает орден Отечественной Войны I степени, медали и памятные знаки. Оставайтесь такой же, будьте, как всегда, жизнерадостной и оптимистичной, ведь оптимизм - залог долголетия. Низкий вам, Тамара Алексеевна, поклон и большое спасибо за ПОБЕДУ!


На оглавление Вперёд