Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Л.О.Петри, В.Т.Петри. Таймырская быль


Заслуженный капитан дальнего плавания Г.О.Кононович

Большое о себе впечатление у меня оставил высоко образованный, культурный человек, специалист морского дела, прекрасно знавший английский язык капитан дальнего плавания Георгий Осипович Кононович; именно под его командой в 1947 году из Финляндии по репарации в Дудинку был приведён караван судов во главе с ледоколом «Таймыр» и красавицей трёхмачтовой финской яхтой, которая вошла на Дудинский рейд с поднятыми парусами, а все стоящие у причалов и на рейде корабли, всякие «посудины» и даже городская ТЭЦ дали протяжные приветственные трёхкратные гудки, Вот с такой помпой в начале сентября 1947 года капитан Кононович был встречен за мужественную и квалифицированную проводку каравана судов с Балтики, вокруг Скандинавии и через суровые моря Северного морского пути на Енисей. На следующий день нач-к отдела водного транспорта Разин и капитан Кононович пригласили всех вольнонаёмных сотрудников отдела водного транспорта посетить и совершить пробный выезд по Енисею на финской яхте. На яхте нас встречала команда «морских волков»-обветренных и загорелых парней. В трюме нам показали ряд прекрасных кают с 18 спальными местами и в носовой части кают-компанию, рядом с которой размещался камбуз с плитой, холодильником, умывальником и кухонным столом. Все были поражены, увидев 2-х местную сауну, оборудованную двумя полками и чугунной печкой с такими же шарами сверху для подачи пара. Машинное отделение с дизелем мощностью 100 л.с. было чисто прибрано. Тяговый винт имеет вращающиеся лопасти, поэтому при ходе под парусами их ставят по ходу, не создавая тормозного эффекта. Гальюн на 2 очка с душем находился в кормовой части рядом с сауной. Всё выглядело в миниатюре очень красиво и привлекательно. Несколько часов подаренной нам экскурсии на яхте оставили большое впечатление. Мы от всей души поблагодарили капитана Кононовича и команду яхты за данный нам подарок. Приближалась полярная зима и в конце сентября яхту отвели на зимний отстой в Игарку. Решением руководства Дудинского порта эту яхту закрепили за директором Норильского комбината генерал-майором Панюковым. Но произошла беда. В первую же зимовку в Игарке яхта полностью сгорела. Такую ценность не уберегли. Причина пожара - очередная пьянка начальства Игаркских водников на её борту с топкой её уютной сауны. Позже Кононович станет капитаном-наставником на атомном ледоколе «Ленин». Интересен случай, происшедший с Кононовичем в Лондонском порту. В ожидании начала навигации по Северному морскому пути, Кононович, как капитан, отлично знавший английский язык, получил зимой 1946 года в Ленинграде задание доставить груз в Ливерпуль. На рейде в Темзе его корабль любезно встретил лоцман для дальнейшей проводки по каналам в Ливерпуль. Английские «морские волки» ещё помнили военное время прошедшей войны, уважая, как правило, российских моряков. Лоцман занял капитанский мостик, а механик - машинное отделение. В сталинское время с корабля на берег буржуазной страны имели право сходить только три члена команды: капитан, механик и радист. Как положено по этикету, Кононович угостил лоцмана сигарой и чашкой кофе. Нужно сказать, что у моряков капитанский мостик считается святым местом в отношении чистоты его содержания и особого уважения к нему. Лоцман, ведя корабль по каналу на большой скорости, искусно делал проводку корабля особенно при встречном движении. Выпив кофе и докурив сигару, лоцман окурок бросил прямо на пол капитанского мостика. Это увидел Кононович. Не устраивая скандала и не делая лоцману замечания, он вынимает белоснежный носовой платок и накрывает им окурок, а затем вместе с платком бросает окурок через борт. Всё это видел лоцман, который стал извиняться. Произошла немая сцена. Только по окончанию проводки корабля Кононович принял у выходного трапа извинение у лоцмана, преподав ему хороший урок от российского моряка. В марте 1976 года Кононович мне в Москву прислал большое интересное письмо. Он прославился отличной в Арктике проводкой в 1946-1948 годах караванов судов из Мурманска в Дудинку, когда я работал в отделе водного транспорта Дудинского порта.

По прошествии 30 лет я его нашёл в Мурманске, где у него была квартира. Привожу полностью его интересное и дорогое для меня письмо: «Лев Оттович, приветствую Вас! Тронут Вашим письмом. Но получил я его с огромным запозданием: лишь в начале февраля. Дело в том, что я на «Арктике» был лишь на период перегона из Таллина в Мурманск т.к. не плохо знаю сложности Датских проливов и мне было поручено обеспечить безопасность перехода. А много лет тому назад, в 1961году я ходил, тоже в роли капитана-наставника, на ледоколе «Ленин» к СП-10. И, если говорить о прессе, то в этом отношении, я не только забыт, но, скорее, избалован т.к. по тем или иным причинам, мне приходилось бывать в интересных, широко освещаемых рейсах, плавать на известных судах и пр. Да и книжку самому пришлось написать «История ледокола «Ермак».Просто Вам это не попадалось на глаза. Это я так, не ради хвастовства, а просто с тем, чтобы доказать что в жизни бывают случайные встречи и на страницах печати. Немного о себе. Хроника. 1946-48 годы как Вы помните, перегонял финские суда в Дудинку. Затем в 1949-51 годы ледокол «Леваневский». В 1951-58 годы ледокол «Ермак», в 1958-63 годы капитан-наставник в Арктике и Антарктике (5-я экспедиция). Одно время был начальником операций Западного сектора Арктики-1962 год. В 1961 году капитаном наставником на ледоколе «Ленин». Затем с Арктикой попрощался и стал работать только на транспортных судах. В 1963 году принял в ГДР новый теплоход «Дедовск»-рудовоз. И на нём проплавал до 1967 года. После этого принял т/х «Звенигород», в то время это был самый крупный в СССР сухогрузный теплоход, 23000 тонн девейт, 30300 тонн водоизмещение. Вот на нём уже девятый год хожу туда и сюда. А в промежутках иногда меня отзывали для участия в сложных рейсах. Так, на дизельэлектроходе «Обь» сходил второй раз в Антарктиду (10-ю экспедицию). Семейные дела хуже. Был женат, имею двух взрослых дочерей, обе замужем, имею внуков. Разошёлся. Вторая жена скончалась три года тому назад. Сейчас одинокий старый морской волк. Живу в Мурманске. Одна дочь в Москве, а другая в Кронштадте. Сейчас мы стоим в порту Росток (ГДР) и вот я пишу эти строки. Отправлю из Мурманска. В Москве я был в январе - ездил на свадьбу дочери приятеля и посетил свою младшую дочь Наташку, которая купила квартирку в Зеленограде. Рад буду Вас повидать, хотя конечно не просто будет соединить нити прошлого. Не так давно был в гостях у Бердюгиных. Вы их должны помнить - Сергей Парфёнович? А мой старший помощник на буксире «В.Чкалов» Степан Ф. Перфишин вышел на пенсию и живёт на Украине. Мне уже 61 год с гаком, годы быстротечны, уже 6 лет, как имею право на пенсию, у нас она с 55. Но нет желания, силы есть, энергия тоже. Со здоровьем, конечно похуже, хотя пока терпимо. Рейсы у нашего теплохода только за границу, каботажа не бывает. Вот и ходим. Часто бываю в США, Канаде, Кубе и ГДР. Наш основной груз - апатит из Мурманска на Росток, это рейсов 5-6 ежегодно и рейса 2-3 дальних. В прошлом году впервые побывал в Аргентине и в таких прекрасных портах как Буэнос-Айрес, Росарио и Байя-Бланко, а затем из Техаса (Хьюстон) в Ленинград. Хотя я уже больше 45 лет на море, но оно не только не надоело, а всё больше и больше нравится.

Ну вот на этом заканчиваю. Передаю привет и добрые пожелания Вашим родным. Обязательно Вас навещу или встречусь с Вами, когда буду в Москве. Мой домашний адрес: Мурманск, ул. Октябрьская 30, кв. 74, служебный: Мурманск, ул. Коминтерна 15, ММП (Мурманское морское пароходство), т/х «Звенигород», мне. Жму руку. Ещё раз спасибо за письмо, за память. Кононович».

В Москве нам встретиться так и не удалось, хотя о нём я наводил в тот год телефонные справки в Мурманске, но он был всегда в длительных рейсах. Г.О.Кононовичу в этом году исполняется 90 лет. Жив ли он? Очень хочется знать!

Итак, не встретившись в Москве ни разу, о дальнейшей судьбе Г.О. Кононовича мне ничего не было известно. Мои телефонные попытки его найти в Мурманске ничего не дали. И вот только в марте 2006 года через Интернет мой внук Николай нашёл телефон диспетчерской Мурманского морского пароходства (ММП), откуда я узнал телефон заведующей музеем ММП 8152/481356 Кареповой Валентины Ивановны, которая мне дала телефон жены Г.О. Кононовича Маргариты Александровны Кононович в С.Петербурге 812/5287647 с адресом: 195112 С.Петербург, проспект Новочеркасский, д.37, кор.1, кв.77. Оказывается Г.О.Кононович 15 сентября 1995 года в возрасте 81 год трагически погиб при переходе улицы в деревне Ивановка, Ленинградской области, где была их дача - его сбила автомашина. В найденном женой завещании Георгий Осипович её просил его урну с прахом опустить у Лофотенских островов в бурное Норвежское море, где он не раз его преодолевал и пережил его опасные высокие бурные волны, но всегда оказывался победителем над стихией. В завещании он сообщил причину своего захоронения в этом месте - здесь у него в Мировом океане была самая опасная за всё время своего плавания встреча со стихией, когда его теплоходу грозило быть выброшенным на скалы и тогда он дал себе клятву, что если он шторм победит, то после своей кончины вечно не прерывать в Норвежском штормящем море с Лофотенскими островами свою судьбу. ММП специально для т/х «Звенигород», самый большой в России сухогрузный корабль, капитаном которого он был и с которого Георгий Осипович Кононович «сошёл на берег», по долгу службы и морского братства организовало рейс к этим островам и его жена Маргарита Александровна Кононович опустила в море урну с прахом Георгия Осиповича Кононовича. В этот же миг в эфир радистом корабля была об этом событии передана молния всем кораблям России, на что своими гудками во всех портах мира салютовали моряки. Так навечно Г.О. Кононович связал свою судьбу с Мировым океаном, на котором служил. И вот только сейчас - в октябре 2006 г. из музея Мурманского морского пароходства я получил последний самый ценный документ-выписку из судового журнала. Вот его содержание:

«Министерство морского флота
Мурманское морское пароходство
Т/х «Звенигород»

ВЫПИСКА
Из судового журнала № 309 стр. 93
т/х «Звенигород»

02 октября 1995 года в 18 час. 39 мин. в
Норвежском море в точке с координатами:
широта 67° 29*6 северная, долгота 11° 28*8
восточная – при глубине моря 150 м произ-
ведено захоронение урны с прахом КОНОНОВИЧА
ГЕОРГИЯ ОСИПОВИЧА 1914 года рождения.
Захоронение совершено согласно завещанию
самого Кононовича Г.О.

Капитан т/х «Звенигород»
Г.И.Гаспарян
03.10.95 г.

Эта выписка из судового журнала является единственным ПАМЯТНИКОМ, обозначающий место захоронения Г.О. Кононовича. В его честь назван танкер с его именем-«Георгий Кононович»-, который имеет постоянные рейсы на вывозке нефти с полуострова Ямал в Мурманск. Георгий Осипович Кононович - один из старейших и заслуженных капитанов Мурманского морского пароходства. Почётный полярник, Почётный работник морского флота, Заслуженный работник транспорта, был почётным гражданином г. Ростока, имел несколько золотых памятных медалей разных стран, он 56 лет своей жизни посвятил морю. Капитан Кононович не покинул его и после смерти - в Норвежском море в районе Лофотенских островов была захоронена урна с прахом Георгия Осиповича. Он написал две книги, одна из которых «Законы моря» вышла ещё при его жизни (1000 экз.), а вторая дорабатывается его женой. М.А. Кононович по профессии журналистка и поэтому, будучи знакомой с жизнью и деятельностью Г.О. Кононовича, а также имея архивный материал она с успехом справится и закончит труд своего любимого мужа. В телефонной беседе с Маргаритой Александровной, длящейся более часа, мне была видна не простая, « обычная» любовь к своему мужу, а именно любовь двух сердец в полном смысле этого слова, она иногда не могла спокойно произносить слова, слёзы и горе душило её душу о невозвратной потере дорогого друга жизни. Я был рад, что состоялся этот разговор, в результате которого образовалось новое с интересным благородным человеком знакомство. Как сообщила Маргарита Александровна, высокая жизненная, профессиональная и культурная характеристика Георгия Осиповича объяснима уже тем, что он происходит из старой заслуженной дворянской семьи: его дедушка Владимир Осипович Кононович был первым губернатором острова Сахалин, а его отец Осип Владимирович Кононович, будучи при советской власти в чине полковника был в период массового террора 1937-1938 годов расстрелян, а затем посмертно реабилитирован. А.П.Чехов в своих записках о путешествии на о.Сахалин о его дедушке упоминает добрыми словами. Светлую память о прекрасном человеке Георгии Осиповиче Кононовиче я сохраню на всю жизнь. Семья Кононовичей - Георгий Осипович и Маргарита Александровна имеет совсем иной, скажем, не современный обычный уклад, т.к. он основан на высоконравственных устоях, когда в основу жизни кладётся понятие о святом, о чести, о весе сказанного слова, о собственной клятве, о высокой цене собственного уважения, и, наконец, о большой любви. Эти принципы и создают такие характеры, как у Георгия Осиповича и Маргариты Александровны, которые рождают преданность этим принципам и в конечном счёте при уходе из жизни остаются на вечно с ними - захоронение в среду всей своей жизнедеятельности-море. Это подвиг, который мог готовиться всю жизнь только человеком, каким был Георгий Осипович. Его клятва (перед самим собою!) спасти п/х «В. Чкалов» была выполнена, его высоконравственное завещание было Маргаритой Александровной выполнено, и конечно такую трудновыполнимую просьбу дал жене, будучи уверенным, что оно будет выполнено. Иначе бы он не смог требовать даже места (координаты) своего вечного бытия в море. Об этой семье с особенно красивым жизненным укладом мне, дорогие читатели, хотелось бы до вас довести словами Маргариты Александровны, которая поделилась своими мыслями в статье «Мои памятные мили».

 

На оглавление На предыдущую На следующую