Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Федор Романюк. Мысли и воспомнания


Долулежание

Это было 5 ноября, это было уже в “счастливое время” в 1931 году. Место происшествия – Арсенальная набережная против двух корпусов, известных под названием “Кресты”. Эта тюрьма, насчитывающая в своих стенах до 1000 камер-одиночек. Отцы революции некогда хвастливо пели, идучи на рать: “Мы церкви и тюрьмы сравняем с землей”. Но не напрасно гласит мудрая народная поговорка: “не хвались, идучи на рать, а хвались, идучи с рати”. Дурную-то сторону хвастливой песни совершили – церкви сравняли с землей, а добрую-то, ликвидацию тюрем, оказались бессильными выполнить и тюрем не только не срыли, не сравняли с землей, а умножили исполнив новыми, построенными по последнему слову тюремной техники многочисленными лагерями для заключенных.

К тому времени, т.е. ко дню 5/XI-31 г. я уже отсидел 10,5 месяцев в “Крестах”. В этот памятный день нас, заключенных, готовили весь день к этапу. Что же именно делалось? Составлялись списки лиц, предназначенных к отправке. Еще задолго до этого нас поодиночке вызывали в одну свободную от заключенных камеру, приспособленную для фотографирования. Вызванного сажали на табуретку, надевали через голову бирку своеобразную – четырехугольную фанеру величиною с ученическую тетрадь. На бирке был проставлен многозначным числом номер заключенного. Это вместо имени и фамилии. Затем фотографировали прямо и в профиль. Еще задолго до отправки делали слепок с большого пальца, а также и со всей руки. В самый день отправки всем отправляемым выдали продукты питания: по 1 кг. хлеба на и по 60 гр. селедки. К вечеру нас стали выводить из камер “с вещами”. Выражение “с вещами” весьма известно в мире арестантском. За время пребывания в з/к сотни раз приходится выслушивать эту неприятную форму приказа: “собираться с вещами”. Что же обычно подразумевается под словом “вещи”. Это ложка, кружка, миска и что-нибудь из одежного барахла. Началась проверка отправляемых по сопроводительному списку. Называлась громко фамилия арестанта, а последний должен дополнить уже от себя имя, отчество, год рождения, статью судебного кодекса и срок заключения. Когда проверка закончилась, всех вывели в тюремный двор. Открылись железные двери-ворота и было приказано выходить по пятеркам в ряду на набережную, где уже нас ждал целый отряд стрелков с винтовками, готовых уже принять нас в свое распоряжение. Еще раз нас просчитали и, предупредив, что “шаг вправо или влево от колонны – конвой применяет оружие без предупреждения”. И вот мы двинулись. Но едва мы сделали несколько шагов вперед, последовала неистовая визгливая команда: “Ложись, ложись, ложись!”. На мостовой была грязь, еще не замерзшая. По необходимости пришлось подчиниться, и вся колонна шлепнулась лицом в грязь. Раздались выстрелы порознь и залпами. Послышался крик и плач женщин, а мы лежим. Что же произошло? Зачем нужно было ложить людей в грязь? Зачем нужно было стрелять? Откуда взялись женщины и чего они плакали и кричали? Было уже на дворе темно и довольно холодно. Нева, однако, еще не замерзла. И вот один из арестантов – финн, бросил свои вещи и неожиданно для конвоя бросился с набережной в реку. Произошло среди конвоиров замешательство, растерянность по причине неожиданности поступка. Возникла паника и страх за остальных, которые могли последовать примеру бежавшего. Вот из страха за целость колонны и была подана команда “Ложись”. Стрельба была открыта по беглецу-пловцу с целью задержать или убить. Однако, результат тревоги и стрельбы, поисков на лодках остался для нас неизвестным. Минут через 20-25 нас с мостовой подняли и погнали к Финляндскому вокзалу на посадку в вагоны.

Подан был состав, состоявший из многих больших так называемых столыпинских вагонов. Решетки и в окнах вместо дверей внутри вагонов. Набили нас в эти вагоны, в эти самые купе с трехъярусным настилом. Мне, о.Клавдию и еще двум неким пришлось забраться с неудобством со своими вещами на самый верхний ярус. Сидеть там уже невозможно: близок потолок – крыша вагона. Подложив вещи под голову, одежду под бок, улеглись мы все четверо вплотную друг к другу. Духота наверху была невероятная, теснота ужасная, и в таком лежачем положении при духоте и тесноте пришлось ехать до Новосибирска в течение многих (19) дней. В Новосибирске нас перегнали в вагоны другого состава и повезли в Мариинск. Мариинск – центр лагерного мира Западной Сибири. Вот прибыли мы в этот самый Мариинск. Еще в Ленинграде нам стало известно, что нас погонят в это место. Доехали. Поезд остановился. Паровоз отцепился, и он оставил состав вагонов недвижимым, а сам ушел в другое место. Из вагонов нас высаживать стали не вдруг, а через некоторое время. Высаженные из вагонов на полотно железной дороги, мы увидели в отдалении налево неуклюжее многоэтажное здание Мариинской тюрьмы, обнесенной высокой кирпичной стеной. Когда мы ближе подошли к тюрьме, то увидели еще несколько низких по сравнению с тюремным зданием бараков деревянных. Нас поместили в барак N 6. Эти бараки именовались “распредгруппа”. Это значит, привозимые из разных мест СССР многочисленные этапы арестованного большевиками-строителями новой счастливой жизни люда здесь размещались по баракам и временно оставались, а затем по мере надобности направлялись по разным направлениям, по разным предприятиям на принудительные работы. На пришлось прожить в Мариинской распределиловке дней около 10, а затем нас определили на новое шахтостроительство в Осинники, и огромный поезд в составе многочисленных товарных вагонов доставил нас к месту назначения 19.XII.1931. В этот день, в день св.Николая, рано утром при восходе солнца, при сильном морозе и тихой погоде, мы оставили свои тесные вагоны, со смрадными парашами и вонючим табачным запахом и были перевезены в новые рабочие бараки на постоянное жительство.

***

Догмат о бессеменном зачатии пресвятой Девы - краеугольный камень веры христианской.

Дух лукавый силится всевать в мысли человеку хулу и сомнения и этим беспокоит души верующих. Святая обязанность всякого христианина - всячески противиться духу хулы на Божию Матерь. Припоминается по этому поводу разговор преп.Серафима Соровского с помещиком Мотовиловым. Помещик Мотовилов болел ногами, совсем не мог ходить. Прослышав о чудесах исцелений по молитвам старца Серафима, он велел четырем из своих крепостных крестьян везти его в Саров. Добравшись до избушки старца Серафима, четыре мужика внесли своего барина к преподобному. Мотовилов стал просить старца об исцелении. Преподобный поправил помещика, сказав: "Разве исцелять больных дело убогого Серафима. Исцеляет болезнь только Бог по вере просящих. Веруешь ты всему, чему веровать велит святая Церковь? Веруешь ли ты во Всемогущего Бога, во Христа, во едину святую соборную и апостольскую Церковь? И во все то, во что верует святая Церковь?" Помещик сказал, что верует и что, если бы он не верил в возможность исцеления по вере, то он не стал был предпринимать столь дальнего путешествия. "А веруешь ли ты в то, что Пресвятая Дева Мария до Рождества Христа, в Рождестве и по Рождестве пребыла Девою?" Получив от Мотовилова утвердительный ответ, старец сказал: "Если это так, если всему этому веруешь, то ты уже здоров, вставай и иди". Когда помещик, не будучи душевно подготовлен к восприятию дара исцеления, стал говорить, что этого он не может сделать, преподобный взял его за руку и, поддерживая, стал провожать больного. Ноги стали укрепляться и Мотовилов, опираясь на палку, поддерживаемый старцем, пошел к своей подводе к удивлению его крепостных. Вот какое значение придавал вере в Приснодевство Богородицы преп.Серафим Соровский. Хотя дух блуда и лукавства всеми силами противится вере в приснодевство Пресвятой Богородицы, но евангельское слово не обинуясь, возвестило миру тайну зачатия и воплощения Бога-Слова, говоря: "Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде, нежели они сочетались, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святаго" (Матф. 1, 18). Возвещая о бессеменном зачатии пресвятой Деве, Ангел сказал: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!… ты обрела благодать у Бога и родишь сына и наречешь ему имя Иисус… Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего". Мария же сказала Ангелу: "Как это будет, когда я мужа не знаю?" Ангел сказал ей в ответ: "Дух святый найдет на Тебя и Сила Всевышнего осенит Тя, посему и рождаемое Тобою, назовется Сыном Божиим". Когда вспоминаем о безмужном рождении Христа, второго Адама от девы, естественно обращается мысль наша в прошлое человека к рождению жены - Евы от мужа Адама без жены. Теперь жена рождает без мужа. У Господа во всем Премудрость. Через жену пали, через нее и восстали.

***

Иногда говорят некоторые: почему о жизни и чудесах Христа нет свидетельства в гражданской истории или вообще в мирской письменности? Нам кажется, что это потому, что мирские писатели не достояны вещать о делах Божиих. Да в этом свидетельстве нет необходимости. Для этого свидетельства есть более авторитетные свидетели - это святые. Светские люди бывают часто лживы, пристрастны, неспособны мыслить и писать правдиво и объективно. Будучи неправедными, могут в свое свидетельство внести свою неправду, которая в свидетельстве о делах Божиих не может быть допустима.

О великих и святых делах Божиих должны свидетельствовать великие и святые люди.

***

Пророк Моисей - прообраз Христа.

"Пророка воздвигнет тебе (Израиль) Господь из братьев твоих, слушайся Его во всем", предсказывает Моисей и требует от народа послушания Ему. У Моисея был брат Аарон, принимавший деятельное участие в изведении народа Божия из рабства египетского. Каковы же были взаимоотношения двух братьев? Аарон должен был выйти навстречу Моисею. Аарон должен быть пророком - устами Моисея, а Моисей будет Аарону вместо Бога (Исх. 4, 16). После Аарону вверено было первосвященническое служение, которому предшествовало чрезвычайное помазание елеем святым и облачение во все первоосвященнические облачения. Образно в именах, начертанных на камнях, Аарон носил 12 колен Израилевых. Батюшка Дорогой воспринял, как мы верим, полноту освящения и богоуподобления посредством постоянного причащения. По человечеству Дорогой Батюшка является братом Иисуса Христа. Верою и любовью совею о.Иоанн обнимал и Носил в сердце Своем всеродного Адама. О нем болезновал, о нем и от лица его Он молился. От лица всеродного Адама Он молился, постился, вообще говоря, подвизался и, постоянно причащаясь, спасался Сам и спасал воспринятый Его всеобъемлющею душою мир.

 

Отец Иоанн - новая великая благочестия тайна. Кто из благочестивых не слышал об этом святом имени? Кому из рабов Божиих не известны глаголы Его? Во всю землю изыде вещание его и в концы земли глаголы Его. От края небесного исход Его и сретение Его до края небесе и несть иже укрыется молитв Его и всеобъемлющей Любви Его. Как молния исходит от одного края неба и вида бывает до другого края, так и Он, Отец Иоанн, воссиял от Восточной церкви и виден был даже до Западной. Хотя уже много писалось от о.Иоанне, но рассудилось и мне по более или менее тщательном исследовании Слова Божия, письменно изложить те мысли, которые уже десятилетиями ношу в уме своем. При чтении св.Писания много встречается мест, которые приложимы к этой человеческой личности.


Оглавление Предыдущая глава Следующая глава

На главную страницу сайта