Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Федор Романюк. Мысли и воспомнания


Боязливость

Боязливость, страшливость - чувство, безусловно, греховное, и как таковое он неприятно, тягостно, мучительно. Нужно уяснить причины чувства боязни. Что порождает в нас это чувство? Чего мы боимся? Нас устрашает многое: неизвестность будущего, неуверенность в завтрашнем дне, возможность внезапного заболевания и скоропостижной смерти, лишение средств к существованию, боимся за судьбу близких нам родным, пугает страх смерти и неизвестность посмертной участи, крепко беспокоит сознание своей греховности, воспоминания о допущенных в жизни ошибках, грехопадениях, боязнь ответственности за них пред Богом. Как было бы приятно и легко на душе, если бы всего этого не было, если бы все это не сознавалось, если бы могли всегда воздевать свои чистые руки к Богу без страха и сомнений. Мы боимся за свою судьбу, за свое существование, честнее - за свое благополучие. Но от кого зависит наше благополучие и наша жизнь? В чьей власти была наша жизнь до нашего рождения и до нашего зачатия, во власти Того она и теперь будет всегда. Мы же не по собственному желанию явились на свет и получили жизнь, мы сами себя не создавали, а вместе с родителями и всеми нашими предками, в которых мы были в потенциале, были созданы нашим Создателем, нас измыслившим и осуществившим и создавшим многочисленные и сложнейшие предпосылки для того, чтобы мы могли и жить, и видеть, и слышать, и мыслить, и знать, и питаться, да еще и размножаться. Жребий жизни нашей всегда в руке Божией. Судьба и все благополучие всецело зависят от Бога. Мы боимся от того, что мы не чувствуем постоянно державы Божией над нами и сознаем в то же самое время полное свое бессилие обеспечить свое благополучие, свою жизнь и вот мы всегда боимся за себя. Утлая ладья нашей жизни и нашего благополучия совершает свое плавание по бурному морю, и волны житейских невзгод того и гляди могут захлестнуть и потопить ее. Чувством подобной боязни были одержимы и апостолы Христовы, когда они пустились в плавание при сильном ветре и свирепых волнах, готовых поглотить и лодку и их самих. Они боялись за свою жизнь. Спавший на корме и разбуженный Христос упрекнул своих учеников в страшливости и малодушии, сказав: "Что вы так боязливы, как у вас нет веры" и запретил ветру и успокоил море и предотвратил опасность. Апостолы боялись за себя по той простой причине, что не сознавали всемогущей силы бывшего в их среде и разделявшего с ними плавание Христа. Так и мы боимся потому, что плохо верим в невидимое присутствие, всемогущество и крепкую любовь к нам, как к детям своим, Господа. Одна лишь вера в Бога, в Его вседержительство может всегда нас спасать от малодушия и боязни. Все небо, вся наша планета, вся тварь во всем ее множестве во всякие мгновения обуславливаются силою и соизволением Вседержителя Бога. Так и всякий из нас в судьбе своей зависит только от воли Божией.

 

***

 

 

Св. князь Глеб, имея только 20 лет от роду, достиг святости нетления мощей и дара чудотворения.

***

Мы называем Бога Вседержителем, и Господом, и Саваофом и Адоний и др. разными многими именами. Сам же Он соблаговолил назвать Себя Сущим, т.е. Бытием, которое не может не быть. Дивное имя.

***

"Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых" (пс. 1).

Пророк ублажает человека, который не желает иметь ничего общего с нечестивым. Кого же нужно разуметь под нечестивым? Нечестивым, как отчасти само слово показывает, называется человек, который не оказывает чести Богу, своему Создателю, не хочет подчиняться Его нравственным требованиям и много грешит. Итак, блажен тот, кто не ходит к нечестивым на собрание, не задерживается, где ходят-бродят толкаются грехолюбцы; не участвует в заседаниях губителей, т.е. угнетателей народа. Но кто же они нечестивые? Где они? Где их можно видеть и кому они известны? Это - люди нас окружающие, нами всегда видимые, нам очень знакомые и часто даже нам родные. Ни внешним видом, ни чем либо другим они не отличаются от прочих человеков. Отличаются же они только своим настроением, своим духом. Оправдывая свое наименование, нечестивые не хотят чествовать Творца своего, своего Создателя ни благоговейным памятованием, ни поклонением, ни словесным прославлением, ни соблюдением Его заповедей. Не желая знать Бога, они не хотят знать ближнего своего, никого не любят, никому не желают никакого добра и заботятся только о себе в том смысле, чтобы побольше, да почаще, да повкуснее поесть и попить, полегче поработать, побольше поспать, чем либо поразвлечься, получше одеться, а самое главное потешить себя удовлетворением своей животной половой похоти. Вот с теми-то людьми, нам, верующим в Бога и в бессмертие нашей души, заводить дружбу не подобает. А почему? А потому что, как говорит поговорка, с кем поведешься, от того и наберешься. При общении с ними мы можем легко заразиться их душевным недугом, и эти себе много повредить. Нечестие в наше время принимает большие размеры и по силе порока и по числу поражаемых. Когда вспыхивает эпидемическое заболевание какой-либо опасной болезнью, например, холерой, чумой, скарлатиной, сыпняков люди, должимые чувством самосохранения, боятся соприкосновения с зараженными. Принимаются меры предохранения: устанавливаются рогатки, карантинные зоны и т.п., чтобы разъединить людей и не допустить распространения заразы. Тот же смысл имеет и предложение пророка, называющее блаженным того, кто не хочет соприкасаться с беззаконием. При совместном пребывании с беззаконными можно услышать лукавое слово, способное осквернить слух благочистивого человека, может возбудить мысль к обсуждению злого слова, может вызвать недоумение, тягостное сомнение, бурю помыслов, греховных воспоминаний, пожеланий, может внести смятение в душу, рану в сердце. Не бегая от нечестивых физически во взаимоотношениях в делах житейских, нужно остерегаться, бояться, сторониться в делах душевных. Мы боимся же змеи, пса бешеного, могущих нас укусить и заразить нас смертным ядром, и всеми способами стараемся избежать возникающей опасности. Подобным же образом мы должны смотреть и на опасность для нашей души и всячески избегать ее.

***

Во время оно, т.е. во дни Отца Иоанна Кронштадтского, приехал в Кронштадт к Отцу Иоанну священник Михаил Черников. Он был командирован туда группой священников-настоятелей приходов на Холмщине. Священники были встревожены появлением в их приходах иоаннитов. Иоанниты устрашали всех своею проповедью о приближающемся Страшном Суде Божием над миром, призывали народ к покаянию, советовали продавать все то, что у кого было из собственности, оставлять свою родину и ехать в Кронштадт, ибо Отец Иоанн - человек не простой, а сам Господь. Такие речи многих из простых людей приводили в страх, они поверили и стали продавать все: дома, земли, скот, всю домашность, деньги отдавали иоаннитам, а сами уезжали в Кронштадт. Пример уезжающих всколыхнул всю округу и все начали продавать все, чтобы уехать. Паника была так велика, что ни кого не стало, чтобы покупать имущество готовых уезжать в Кронштадт. Движение достигло таких размеров, что встревожило не только приходских священников, но и гражданскую власть. Священники и гражданская власть по иному посмотрели на это явление. Представителей кронштадтской идеологии объявили лжепророками, а их учение - очередным человеческим заблуждением и постановили снестись с Самим Отцом Иоанном, известный авторитет которого они все же не дерзали отрицать. Иоаннистов, нарушивших спокойствие обычной жизни, решено было арестовать и посадить, а уехавших в Кронштадт найти, разуверить, успокоить, вернуть назад в родные места к прежнему образу жизни и прежнему спокойному времяпрепровождению. Спасаясь от полицейских властей, кронштадтские проповедники бежали туда, откуда и прибыли в Петроград и Кронштадт, а следом за ними поехал в Кронштадт и о.Михаил Черников, представитель заинтересованных оных священников. Явившись в Кронштадт, к Отцу Иоанну, Черников рассказал Дорогому Батюшке о всем, что произошло там в Польше по месту из приходской службы. Он жаловался О.Иоанну на лиц, прибывших из Кронштадта и всколыхнувших всю жизнь их приходов. Были названы и лица, виновники всего бывшего. Батюшка пожелал видеть их. Лица эти были найдены и в квартире Отца Иоанна состоялась трехсторонняя очная ставка. Налицо был и Сам О.Иоанн, предмет проповеди иоаннитов и предмет их высокого почитания, и священник-блюститель православной веры и безмятежного жития вверенного ему стада. Когда в квартиру о.Иоанна вошел Лев Иванович Сивко, о.Михаил говорит: "Вот тот самый тебя, батюшка называет Иисусом Христом, сыном Божиим, Богом, всех смутил, напугал, заставляет продавать свои имения и ехать к тебе". "Так это тот Сивко. Этого-то я давно знаю. Как ты там говоришь?" Нет, батюшка, я не так говорю. Я говорю, что в тебе вся Святая Троица живет". Сразу выяснилась вся догматика почитателей о.Иоанна. Тогда о.Иоанн, обратившись к о.Черникову, сказал: "А в тебе разве не может обитать св.Троица?"

 

Как же определяет себя сам Отец Иоанн? Он называет себя грешником - единым от грешников, которому уготованы муки ада, от которых спас его Христос, на которого вся его надежда. Отец Иоанн - самый обыкновенный человек, простой христианин, но освященный частым причащением Крови и Тела Христовых. "Я не простой человек, я божественный человек", сказал однажды в церкви во услышание всех, в том числе и меня, о.Иоанн. "Что тебе обо мне говорит Пустошкин?" - спросил однажды Дорогой Батюшка Михаила Алексеевича Тихомирова, одного из своих почитателей. Как признавался сам Тихомиров Михаил Алексеевич, он был крайне смущен таким вопросом, но деваться было некуда, вынужден был сказать правду: "Он говорил мне, Батюшка, про тебя, что ты - сам Господь", - сказал, робея Тихомиров. "Да, во мне живет Христос через частое причащение", - сказал о.Иоанн. Так Господь и обещал рабам своим: "вселюся в них и похожду и буду им во Отца и они мне будут в сыни и дщери". (неразбр. - стр.70). Уповаем, что в веках грядущих Св.Церковь при помощи Божией установит подобающий взгляд на этого божественного мужа и отведет ему подобающее место в сонме святых и, что теперь ведомо только немногим, станет известным всему миру, ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным - сказал Спаситель.

 

При торжественном входе во Иерусалим Христос восскорбел об этом священном граде, и предсказал бедствия города как дни отмщения за отвержение Его как посланника Божия. Вскоре предречение Господа исполнилось: и Иеруссалим и весь иудейский народ понес великие скорби во дни т.наз. иудейской войны. Примером праведной жизни Лома не вразумились жители Содома и Гоморы и за беззакония погибли. То же случилось и с современниками Ноя, невнявшими предостережениям сего праведного и непокаявшимися. Так получилось и в наши дни. Громогласнее всякой трубы великий светоч мира и чудотворец, "Кронштадтсктий пастырь, умолял своих современников оставить безумие беззаконной жизни и покаяться, не вняли его голосу и пришли в себя лишь немногие. Подавляющее большинство христианского люда не покаялись и даже совсем отпали от Бога, стали жить беззаконно по стихиям мира, по духу князя мира сего, а не по Христу. Что же получилось? Сеющие ветер беззакония очень скоро стали пожинать бурю плодов такого образа жизни. Сразу после кончины Батюшки, как по выходе Лома из Содома и входа Ноя в ковчег (Батюшка вошел в свою усыпальницу, как в ковчег) пошли бедствия на людей, гнев на народ сей. Последовали дни отмщения. Ибо Дорогой Батюшка был тот удерживающий, о котором предрекло пророческое слово (см. 2 Сол.) и ради которого Бог терпел неправды всего мира. Удары Кронштадтского соборного большого колокола возвестили Церкви о кончине праведника, заступника и ходатая за грешный мир, а миру возвестили о грядущих на него скорбях, скорбях великих, беспримерных в истории человечества, которым пока что и по сие время - вот уже 40 лет - и конца не видно. Я слышал, как Дорогой Батюшка предсказывал о грядущих на мир бедствиях за беззакония. На наших глазах исполняется сие написанное "горе, горе, горе живущим на земле". Ибо землю покрыла густая тьма Богоневедения. Суды Божии совершаются над народами и над каждым человеком в отдельности: один берется от жизни, а другой оставляется для покаяния. По-видимому суды Божии не прекратятся, пока не принесут правде победы. Беззаконие будет сокрушено. Народы обновят свои силы. Над землей вновь взойдет солнце Правды и разгонит огустевший над ней мрак.

***

Лицам, приезжающим к о.Иоанну не так легко можно было приблизиться к нему по причине многолюдства. Приходилось подстерегать его появление где-либо на молебне или при выходе его из экипажа. Другие старались быть в церкви поближе к алтарю. Однажды и мне счастье улыбнулось, я попал в самый алтарь. Там я стал с левой стороны престола между дверей - северных и царских врат. Рядом со мной оказался некий человек бедного состояния из Черниговщины. Вид его был жалкий. Одет он был в бедную крестьянской домашней работы старую свитку, на ногах его были лапти, волосы в беспорядке, глаза мутные ненормальные. Батюшка служил в правом приделе и все люди алтарные были там. Здесь же в срединном главном алтаре нас было двое. Служба кончилась и Батюшка, сопровождаемый как обычно людьми, направлялся через алтарь главного престола к выходу, где стояла в ожидании его пролетка. Батюшка, заметив нас, стоявших и желавших к нему приблизиться, сам поспешил подойти к нам и все свое внимание сосредоточил на человеке из Черниговщины, выслушивая его жалобы на свою душевную болезнь, которая выражается в том, что иногда он теряет здравый рассудок, бегает из дому в лес и т.д. Он просил Батюшку помолиться о его выздоровлении. Дорогой Батюшка, выслушав больного, дунул ему трижды в лицо крестообразно и сказал: "Бог даст, будешь здоров". Вынув, он дал больному денег… Прошло некоторое время. Я опять посетил Кронштадт и случилось мне зайти в книжную лавку, помещавшуюся, помню, в подвале. Там я опознал того самого человека из Черниговщины, с которым мы некогда стояли вместе в алтаре. Теперь он был уже в другом виде. Вид у него был как бы праздничный: на ногах у него были уже не лапти, а сапоги, рубаха чистая, волосы причесаны, не всклокочены, как прежде. Взор был простой, нормальный. На мой вопрос: "Разве вы еще до сих пор не уезжали из Кронштадта?", - он ответил, что уезжал, побывал дома, выздоровел и теперь опять приехал в Кронштадт благодарить Батюшку за исцеление. В своем дневнике Дорогой Батюшка говорит о себе самом: я мыслю Отцом, говорю Сыном, дышу Духом Святым. Выше описанный случай исцеления больного через трехкратное дуновение в лицо показывает, что Дорогой Батюшка дышал Духом Святым, которым и исцелен был больной.

***

Если верить, что Батюшка был весь в Боге и Бог в Троице поклоняемый был в нем, как в Храме, то о.Иоанн являлся ничем иным, как нерукотворенным Образом Божиим. Посему Батюшке Дорогому приличествует такое же почитание, как установлено Церковью для нерукотворенного образа Спаса Христа. При прославлении Дорогого Батюшки ему приличествует такое же почитание, какое воздается нерукотворенному Образу и вся служба церковная Образу-Иисусу может быть применима к использованию при службе в честь Дорогого Батюшки. Тропарь: Пречистому Твоему Образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших.

***

Видел я во сне небо, сплошь усеянное бесчисленным числом звезд. Не есть ли это предсказание на возрождение церковного благочестия в народе, когда множество христиан просияют святостью жизни и украсят собою небо церковное. Говоря о спасающей силе благодати Божией ниспосылаемой через посредство божественной Литургии, Дорогой Батюшка сказал: "сколько Литургия уже спасла душ человеческих в веках прошедших, а сколько она спасет их в веках грядущих".


Оглавление Предыдущая глава Следующая глава

На главную страницу сайта