Федор Романюк. Мысли и воспомнания
Миссионерский съезд, состоявшийся в Киеве в 1908 г. и Святейший Синод в одном из своих заседаний имели суждение о так называемых иоаннитах. В обоих случаях вынесено было определение далеко не в пользу иоаннитов. Постановили считать иоаннитов сектою преступной, хлыстовского склада. Движимые постыдным чувством корыстолюбия и бесчестной наживы иоанниты обманывают простодушных, выманивают от них последнее, запугивая своими предсказаниями о близкой кончине века и страшном суде Божием. Бесчестным способом выманивая у простодушных и доверчивых людей, иоанниты на эти деньги привольно живут, предаваясь порочной и (вольной) блудной жизни. В таком виде были представлены усердные почитатели Дорого Батюшки отца Иоанна миссионерскому съезду и Святейшему Синоду. В связи с таким представлением иоаннитов, благоговейных почитателей отца Иоанна, как изуверов, потерявших всякую совесть, не бесполезно вспомнить какие обвинения предъявлялись христианам во дни гонений. О них говорилось и писалось, что это самые негодные люди, что в ночных собраниях они предаются пороку распутства и что даже детей приносят в жертву и пьют кровь их и многое тому подобное. А на наш взгляд, иоанниты не того заслуживают, чем их наделяет высшая церковная власть. Иоанниты это самые лучшие люди из православных. Они просты и бесхитростны. Они чтут все, что чтить велит Православная Церковь, живут в страхе Божием, бескорыстные, не имеют никаких стяжаний, воздерживаются от брака, сознавая, что время уже коротко и дни лукавы. Ради подвига воздержания, они, подобно монашествующим, не едят мяса, ибо часто причащаются. Одним словом, они странники и пришельцы в мире сем и готовятся к жизни будущего века. Откуда мне все это известно? Я сам вращался среди иоаннитов и знаю и верование и весь склад жизни этих людей. Никакого особенного верования у иоаннитов нет, кроме учения св.Православной Церкви. Они беспредельно любят своего духовного отца, называют Его своим Дорогим Батюшкой, свято чтут подвиг Его жизни и Его веру и все Его мировоззрение. Иоанниты - малое словесное стадо отца Иоанна. Их теперь очень мало, но в будущем их будет великое множество, как написано: "изочту их и паче песка умножатся". Не это ли предсказание хотел напомнить своим духовным детям Дорогой Батюшка, когда однажды в церкви, во время богослужения, обернувшись лицом к народу и, обводя своим божественным взором стоявших, в то же время перстом своей протянутой десницы изображал как бы полукруг, исчислял народ. Это таинственное священнодействие исчисления мне не было понятно, хотя я, грешный, был внесен в число исчисляемых взмахом перста и взглядом прямо мне в глаза Дорогого Батюшки. Глубокий и таинственный смысл мне стал понятным, когда при чтении псалма 138 дошел до места: "Мне же зело честни быша друзи Твои Боже. Изочту их и паче песка умножатся". Батюшка считал свой народ, как народ Божий, как друзей Божиих.
Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, я кроток есть и смирен сердцем и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29).
Господь нас любит и желает, чтобы в жизни нашей были счастливы, чтобы имели покой. Мы живем в мире сем в постоянном беспокойстве, в тревоге, в страхе за свою будущность. Мы боимся всего того страшного, что часто на наших глазах случается с нашими ближними: скоропостижная смерть, увечье, серьезное заболевание нас самих или близких нам родных. Мы боимся, томимся, беспокоимся. К уврачеванию этого нашего недуга - беспокойства Христос указывает нам путь: 1) придите ко Мне, 2) возьмите иго Мое на себя и 3) научитеся от Меня - смирение и кротость, которые приносят человеку покой. Говоря о смирении, не безъинтересно вдуматься в самое словообразование этого названия: сочетание с миром. Но какой мир предполагает слово? Мир в смысле тишины или мир в смысле человеческого общества? Тот и другой. Войти в единение с миром, т.е. со всем сообществом человеческим при посредстве чувства единения духа со всеми - значит получить мир и безмятение. Возлюби человечество, осознай себя частью его, осознай человечество, как и себя одержимым язвой греховности и ты умиротворишься, успокоишься. Это и будет то состояние духа, которое именуется смирением. Признаки смиренномудрствующего: а) усматривает свою греховность, 2) уклоняется от мирского шума и суеты, 3) терпелив и молчалив, 4) послушлив и услужлив, 5) охотно прощает обиды, 6) незлоблив, 7) скорбит, видя страдание твари, 8) всем благожелательствует.
"Не за доброе дело мы хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и, что Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом". Этими словами во Христе осуждают свое (Адамово) преступление "быть яко бози". Хочу видеть прославленным Дорогого Батюшку и прославленным во всем мире, а не в одной только России. Уповаю, что это и будет. Ибо написано: прославляющих Меня прославлю. Целью жизни Дорогого Батюшки было прославление Господа, как он сам с Давидом - своим прообразом по борьбе с противными силами говорил "пою Богу моему доньдеже если Господь и уже не остался в долгу и возмерил тою же мерою прославления", как и сам Батюшка свидетельствует: "везде прославило меня имя Твое". Он уже так вознесен, что во все концы мира видят Его. Это лишь начало славы Его. Во всю землю изыдет вещание о Нем и в концы вселенной слава Его. Внешняя Его известность является отражением его внутреннего духовного величия. Мне это Его величие было показано в особом божественном откровении.
"Будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершенен" (Мф. 5, 48). Господь Иисус Христос позволяет и даже повелевает нам, немощным человекам, устремляться к нравственному совершенству, к святости во всей его полноте, к такой святости, как свят сам Бог. Из этих слов Спасителя можно сделать вывод, что для человека открыта возможность такой высочайшей святости какая присуща Божеству. Иначе если бы таковой не было, то не предлагалась бы подобная заповедь. Но достижение святости или даже просто добродетельной жизни возможно для человека только при помощи благодати Христовой по сказанному: "без Мене не можете творити ничесоже" (доброго).
4/X-51г. "Иго Мое благо и бремя Мое легко" (Мф. 11, 30). Для всех ли иго Господне благо и бремя Его легко? Прежде всего рассудим, что нужно разуметь под игом Его и Его бременем? Под игом Его и Его бременем должно разуметь Христовы заповеди, которые предлагаются свободному произволению человека для исполнения и которые по свидетельству св. ап. Иоанна не тяжки для исполнения. В частности предлагается научиться кротости и смирению. Эти то добродетели, усвоенные во всей полноте, принесут человеку умиротворение. Пока мы не научимся у Христа жизни благочестивой, мы мучаемся телами и душами своими: телами чрезмерным переутруждением и душами от внутренней неустроенности, от ненасытимых и неудовлетворенных желаний. Душа, чуждая Богу, ненасытима и червь ненасытимости тревожит, не давая душе покоя. Однако иго Христово, выражающееся в кротости и молчаливости духа вожделенно и приятно не для всех, а только для любителей. Доля некоторых же лиц дух благочестия и святыни тягостен и даже нестерпим: "Ты пришел прежде времени мучить нас", - сказал Христу дух злой устами бесноватого. Присутствие духа Христова тягостно для грешного духа. Бесноватые, будучи опаляемые духом Христовой благодати, вопят от страдания. Грешному неприятно быть в присутствии особо набожного человека.. Блуднице, скажем, неприятно присутствие монахини-схимницы постницы. Люди зазорного поведения тяготятся сопребыванием особо благочестивых. Удаление благочестивых из среды неблагонравных встречается последними с облегчением. Уход священника с поминального обеда не вызывает у присутствующих сотрапезников чувства сожаления, снимая с присутствующих узы тягостного вынужденного повышенного благоповедения. Для людей чуждых духа благочестия неприятны те предметы, которые будучи священными, напоминают об иге Христовом: церковь, крест, икона, хоругвь, кадило, кропило, священническая риза, долинные волосы священника, пост, христианские праздники, особенно праздники в честь Божией Матери и наинапаче в честь ея чудотворных икон, мощи святых угодников, просфора, колокольный звон, святая вода, свеча, панихида, молебен, исповедь, акафист, причастие - все это неприятно для нечестивых. Чувством нелюбви ко всему доброму и святому объясняется замечаемое чувство недружелюбия между верующими и неверующими, между сынами света и чадами тьмы и мракобесия. Вот причина гонения на церковь и на христиан, причина закрытия и разрушения или осквернения храмов и монастырей, изгнание и избиение священнослужащих и монашествующих, снятия с церквей крестов и колоколов, запрещение преподавания в школах Закона Божия и правил христианской нравственности. Получается нечто подобное тому, как если оборванный и грязный человек случайно ткнется, отворив дверь, в блистающую светом, чистотою и убранством комнату. Он тотчас попятится назад, сознавая все несоответствие своего одеяния чистоте помещения.
8/X-51г.
Оглавление Предыдущая глава Следующая глава