Федор Романюк. Мысли и воспомнания
Грех влечет тебя, но ты господствуй
Над ним (Быт. 4, 7)
Когда грех возобладает над человеком, то начинает все больше и больше проявлять свою силу, свою власть, и чем больше человек грешит, тем более приобретает силу и постепенно дело доходит до того, что человек уже своими собственными силами противиться греху не может, уступает греху победу над собою. Грех тогда налагает на человека тяжелое бремя, грустное и постыдное свое иго. В священном писании повествуется о том, как Каин подпал под власть греха и что грех дал Каину. Каин позавидовал благочестивому брату Авелю и задумал убить его. Господь не оставил Каина без предупреждения и вразумления, без предостережения. Каин, отчего поникло лицо твое? Когда ты делаешь добро, то не поднимаешь ли голову твою, а если не делаешь, то у дверей грех лежит, он влечет тебя, но ты господствуй над ним (Быт. 4, 7). Этими словами раскрывает существующий в мире Его святой закон, по которому всякий порок, всякий допущенный в душу грех наказывается внутренно, а всякое добро награждается. Что поэтому человек должен всячески избегать греха, чтобы через него не подвергнуться показанию и что поэтому нужно творить добро, чтобы через творимое добро получать нравственное удовлетворение и душевное утешение. Каин еще не совершил убийства, а только замыслил учинить этот грех и стал только на путь, ведущий ко греху и тотчас лицо его поникло, отравилось его настроение. Еще грех только у двери сердца и уже вредит человеку и влечет, как магнит влечет к себе металлические опилки. Пока грех еще не совершен, ты можешь одолеть его, пока он прирождается к мыслям твоим, а после, когда ты его совершишь, тогда опытно поймешь свою ошибку, когда ты пострадаешь через него. Смотри же, Каин, не допускай греха, не твори его, а то плохо тебе будет, грех овладеет тобой, оскорбит тебя, лишит тебя веселости и повергнет тебя в скорбь и уныние. Лицо твое сделается мрачным, сам себе будешь в тягость, в язву брату ты будешь, в скорбь твоим родителям и в отвращение встречающимся с тобой. Печать греха будет на лице твоем. Внутренняя болезнь души твоей будет отражаться и на лице твоем. Каин не внял гласу Божию, говорившему через совесть, пал и погубил себя. Так погубишь себя и ты, всякий человек, когда пойдешь путем Каиновым, путем греха и разврата. Если ты не совершил еще греха, то благо тебе и спеши пока не поздно уйти от него. Пока ты его не сделал, он в твоей власти и ты над ним еще господствуешь, а если будешь им обманут, то он сделает тебя своим рабом, оседлает и зануздает тебя, как коня, сядет на тебя и будет ездить на тебе, а когда измучит тебя, то передаст тебя другому наезднику, другому греху, а потом третьему и никто тебе не поможет и быть может ты и проклянешь его, но это тебе не поможет. Таково состояние девицы, обольщенной грехом и до брака потерявшей свою невинность, таково состояние сына, поднявшего руку на отца, таково состояние святотатца, обокравшего храм Божий. Не позавидуем и тому, кто убил человека, снял с него хорошую одежду и оделся, а на оказавшиеся в кармане снятой с убитого одежды деньги купил и напился до пьяна. Чего плакала блудница у ног Христовых? Чего плакал Давид? Сам признавался, что будучи царем, живя в полном достатке, имя власть над всем царством, по ночам не спал, а все плакал и плакал не как-нибудь слегка, а слезами орошал постель свою и это сделал не один раз, а делал постоянно каждую ночь, пока не упросил Бога простить его. И не одна только евангельская блудница плакала о грехах своих и не один только Давид, но это ждет и всякого грешника, если не в сем мире, то на страшном суде как написано "пред Ним возрыдают все народы". Чего они перед Ним, т.е. пред Христом, будут рыдать? Того, чего плакали блудница и Давид, того, что много нагрешили. Благо нам, если мы оплачем свои грехи еще здесь. Слезы эти омоют наши душевные скверны. Но если мы свои скверны сохраним до смерти и унесем на тот свет, то хотя там будем плакать и скрежетать зубами в отчаянии при позднем раскаянии, пользы мы не получим.
Проходя по улицам города или села, мы иногда невольно обращаем свое внимание на жилища человеческие. И одни из них благовидны, хорошей и крепкой стройки с красивой отделкой, иногда бывают украшены еще и цветами в окнах или в цветниках перед окнами. Вид их ласкает взор всякого. Всякий полюбуется, а иной и позавидует владельцу и подумает про себя: не дурно бы иметь такой уголок и находить в нем для себя уют. Другие из жилищ бывают посредственные и не производят ни хорошего ни дурного впечатления. Но бывают и такие жилища, которые резко бросаются в глаза и отталкивают от себя наш взор: грязные, жалкие лачуги, часто с дырявыми и протекающими крышами, с повыбитыми иногда стеклами в окнах, когда вместо стекол торчат набитые соломой влагалища, небрежно изготовленные из старого тряпья. Сени в таких домах обычно отсутствуют. Владельцу такого жилья никто не захочет завидовать, а скорее подумает о злополучии тех, кто в таких домах вынужден бывает коротать свою жизнь. Еще пример. В местах многолюдных встречаются разные человеческие лица, множество разных человеческих физиономий, и все они разные и не похожи одно на другое, будь их хоть миллион, но все это множество лиц очень легко можно подразделить на приятные и благовидные, посредственные и неблаговидные. Одни красивы и привлекательны, другие посредственные и безразличны, а иные крайне неблаговидные и отталкивающие, бывают изуродованные и вызывают если не отвращение, то тяжелое чувство сострадания. Такое же различие мы можем наблюдать меж деревьев в лесу или в саду. Одно дерево тонко, стройно, пригодно для стройки и высоко ценится, другое низкоросло и криво и пригодно только на топливо. Или одно бывает обременено плодами красивыми на вид и приятными на вкус, а другое дает плоды кислые и горькие, которые, взяв в рот и надкусив, тотчас поспешишь выплюнуть изо рта. Подобно сим примерам бывают и люди различны по их душевному устроению. Одни бывают добры, душевны, сердечны и привлекающие к себе. С ними бывает приятно вести знакомство, встречаться, соседствовать, разделять беседу и трапезу. Потеря их бывает тягостна, разлука неприятна, память продолжительна, а то и вечна. Для общества добрые люди полезны и желательны. Иные люди по качествам души своей посредственные и никому они не приносят ни пользы, ни радости, ни вреда, ни огорчения. Есть, наконец, и такие люди, которые являются язвою общества, скорбью для семьи и вредом для всякого, кто имеет несчастье с ними так или иначе соприкасаться. От них не услышите хороших, разумных слов. Рот их - открытый гроб. Как из открытого гроба исходит отвратительный запах, иногда нестерпимый, так из уст такого человека жди только богохульных слов, злых поступков, пагубных действий. Ни к какому доброму делу такие люди бывают неспособны, а только к дурному. Всем они бывают в тягость: и себе самим, и своим родным и посторонним. Случись с ними несчастье, никто из знающих не откликнется и не посочувствует им, а скорее скажет или подумает: так тебе, псу, и надо. Этого еще и мало. Умрет хороший человек и его оплакивают. Умрет худой и все облегченно вздохнут. Об умершем добром человеке долго хранится воспоминание и имя его часто бывает в устах живых. Умрет худой и смерть его сопровождается словами: одной болячкой стало меньше. Дерево кривое не выпрямишь, лицо неблаговидное красивым не сделаешь, это не в твоей власти. А из недоброго добрым ты, если захочешь, сделаться можешь при собственном старании и при непременном содействии Божием. Человеку дарована свободная воля избирать себе в собственность добро или зло.
"Умертвите уды ваши сущие на земли: блуд, нечистоту, похоть злую, за которые гнев Божий грядет на сынов противления". Человеку, имеющему христианскую совесть, предстоит трудная работа - умертвить в себе блуд и похоть злую, т.е. беспорядочное половое влечение. За этот грех, за разврат, за половую разнузданность, за физическое растление грядет гнев Божий. "Блудников и прелюбодеев судит Бог, т.е. наказывает". Почему похоть половая называется злою, т.е. свирепою, неукротимою? Потому что она очень сильна, сильнее и постояннее всякой страсти, потому что очень мучительна. Грех этот называется еще грехом сладострастия. Сладострастие, как являет и самое слово, являет собою подслащенное страдание, подслащенный яд. Человека манит похоть и постоянно обманывает: обещает усладу, а дает в сущности после вкушения горечь в душе и осквернение. Кто имел несчастье впасть в этот грех, тот это знает по опыту. Писание половую похоть называет членами нашими сущими на земле, т.е. в теле (тело - земля). Почему же называют ее членом? Потому что она так глубоко и крепко коренится, как и любой член нашего тела. Похоть болезненна, тягостна, мучительна, ненасытна, беспокойна, всегда ищет объекта для своего утоления, но утоляемая еще более возрастает и усиливается, обращаясь в сущую напасть и если ее не удалить, не умертвить, то она будет для нас тем постоянным червем, который не умирает и огнем, который не угасает. Слабую зубную боль, так называемое нытье зуба мы терпим, но когда зубная боль усиливается до того, что становится невтерпеж, то мы жертвуем зубом и удаляем его, иначе он нас замучает, изведет. Удаление зуба сопровождается ужасною болью, но после изъятия наступает радость избавления. Одолеть чувство похоти, изгнать из души этот мучительный позыв, эту пиявку, сосущую нас постоянно и не дающую нам покоя - значит избавить душу от язвы, от угрызений совести и от стыда. Но как трудно справиться с этим душевным недугом. Эта похоть гнездится во мне от дней детства, не от дней моей юности, но от дней самого детства в полном смысле слова и много причинила мне бед, душевных мучений, беспокойств, стыда, осквернений. Ни одна страсть не причинила мне столько зла, как злая похоть. Она неотступно шествует со мной в ногу и ни на шаг не хочет отстать от меня. Так она бесстыдна и назойлива. Но один ли я ею угнетаюсь? Может быть еще кто-либо найдется из людей товарищем моим по несчастью. Ведь я не одни сын падшего Адама, унаследовавший это наваждение. Сугубо блажен тот, кто от начала своей сознательной жизни поспешил исторгнуть злую похоть из своего сердца, пока она была слаба и не возросла. Возросшая же и укоренившаяся похоть, питаемая частым удовлетворением, трудно поддается искоренению. Этого рода грехи приносят нам много стыда и лишают дерзновенной молитвы к Богу. Крайне нужно остерегаться этих грехопадений, так как от них бывает очень трудно отстать. Не даром блудница плакала у ног Христовых, и блудный евангельский сын не считал себя сыном при встрече с отцом. Слезы раскаяния и кровь Христова отмывают и эту скверну и врачуют рану, причиняемую и этим лютым видом греха.
16/X-51г. Мы, именующие себя верующими, по сердечному нашему устроению постоянно пребываем в неправде. Теоретически содержим веру во вездесущие Божие, а в практической жизни ведем себя так свободно, бесстрашно и нерадиво и греховно, как будто при нас Бога нет вовсе, как будто Он нас не видит и не слышит. Получается расхождение между догматическим учением и практическим применением к жизни этого вероучения, вероучения о вездеприсутствии Божием. Не осуществляем сего написанного "Предзрех Господа пред собою выну яко одесную мене есть яко да не подвижуся" (Пс. 15, 18-II). Мы в нашей жизни забываемся, выпускаем из виду, что Господь всегда при нас и все наше знает, видит и слышит, а с Ним и в Нем и все небо на нас взирает. От этой-то нашей забывчивости мы очень много теряем для нашего благочестия. У нас нет страха Божия. Забывая о присутствии Божием, мы ведем себя непристойно, позволяем, например, пустословить, смеяться, шутить, злиться, лгать, сквернословить. Всего этого мы бы не позволили себе делать, если бы не упускали из виду, что Бог сам при нас присутствует. Но особенно мы много теряем от нечувствия Божия присутствия при нас во время нашей молитвы. Если бы во время молитвы у нас имелась ясновидящая вера в присутствующего и внемлющего нам Господа, то какая бы это была живая, интересная и благоплодная молитва. Мы бы ею не тяготились, не скучали бы стоянием, не зевали бы и не спешили бы скорее кончить молитвенное правило.
17/X-51г. Недавно пришлось мне разговориться с одной простой женщиной, колхозницей. Она болезновала о злополучии ея дочери, девицы Ефросинии стужаемой и устрашаемой от злого духа. При этом как бы ненароком поведала о трудностях своей жизни. 16-ти лет она вышла замуж. Вскоре умерли ее свекор и свекровь, оставив на ее попечение четверых малолетних детей-сирот. Ей самой почти еще ребенку, пришлось растить чужих детей, как своих: кормить, одевать, обшивать, обмывать, обстирывать и воспитывать. В довершение же всех этих поистине великих трудностей муж ея потерял ногу и стал инвалидом. Ко всему этому добавилась еще одна великая тягота - ее собственная многодетность: семь человек детей мал-мала меньше и при том все до единой девочки. Кто может описать всю трудность жизни этой женщины? И она переносит все эти трудности терпеливо и безропотно. Подумалось мне: в толпе людской имеется много людей никому не известных, людей простых, которые без шуму и без крику, без хвастовства совершают великий подвиг терпения, злострадания, пополняют этим тот скудный фонд человеческий, ради которых Господь еще терпит всему грешному миру.
"Вы пребыли со Мною в напастех Моих и завещаю вам царство, как завещал мне Отец мой. Да ясте и пиете за трапезою Моею во царствии Моем и сядете на 12 престолах судяще 12 колен Израилевых". Начальник и Совершитель веры нашей Господь Иисус Христом, пришедши к своим людям, встречен был очень недружелюбно и враждебно, а некоторыми неистово злобно как вполне выявилось на судебном процессе у Пилата. Вообще и всегда так было, что неправда не любит правды и гонит ее, и блудница не любит женщину честную и благонравную. Отъявленный злодей тяготится, оказавшись в обществе людей набожных. Господь Иисус Христос во дни своей жизни в обществе человеческом был гоним, осуждаем, злословим, пренебрегаем. Эту же судьбу разделили его апостолы, а за ними и все истинные Его последователи. До каких высот достигла ненависть человеческая ко Христу показывает хотя бы случай посягательства на жизнь праведного Лазаря, воскрешенного Господом из мертвых. Ненависть ко Христу переносилась на ближайших Его последователей. Не безопасно им было следовать за Христом. "Пойдем, - говорит Фома, и мы умрем с ним", когда Он в последний раз направлял путь в Иерусалим. Боязно было ученикам даже собираться вместе. Ап.Петр, чудесно изведенный из темницы Ангелом, вернувшись в дом, где были собраны верующие, сообщив о всем происшедшем с ним в заключении, немедленно пошел в другое место, по-видимому из опасения налета сотрудников Синедриона. Противохристианская враждебность не прекратилась, а быть может еще и возросла даже после Воскресения Христова. И в последующее время в продолжение трех веков и до нашего времени гонения то прекращались, то вспыхивали с новою силою. Избиение десятков тысяч священнослужителей Христовой Церкви и монашествующих, разрушение храмов и монастырей служит ярким доказательством того, что и до сих пор Христос, Его дело и Его последователи пребывают в напастях от людей и власти тьмы века сего.
20/XI-51г.
Оглавление Предыдущая глава Следующая глава