Федор Романюк. Мысли и воспомнания
Особого вероучения у иоаннитов не было. Они крепко почитали о.Иоанна и вера отца Иоанна являлась и верой всех его последователей. Никаких новых догматов иоанниты не вводили в учение православной церкви. Отличались же иоанниты от всех прочих людей только мерою почитания отца Иоанна, которого почитали как Бога.
Будучи людьми простыми, не владея богословским образованием, они не умели до тонкости разобраться в своем веровании в отца Иоанна. Внешняя простота, неученость, иногда даже безграмотность иоаннитов, представляли последних взору просвещенных пастырей и миссионеров невеждами и изуверами, чем однако сами иоанниты мало смущались, помня сказанное, что "верующий в Сына Божия имеет свидетельство в самом себе". Взгляды иоаннитов на обожаемого ими Кронштадтского Пастыря ждали своего апологета. Таким апологетом их верования хочет быть пишущий эти строки. Он тоже причисляет себя к этому стаду и не боится общественного мнения.
***
Дорогой Батюшка Отец Иоанна Кронштадтский - новая великая благочестивая Тайна. Бог вновь явился во плоти. Осуществилась идея, пророчески содержимая церковью и выражаемая в иконографии при изображении лиц Пресвятой Троицы. На иконе, на образе видим две человеческие личности. Одна человеческая личность всем хорошо известна: это Личность Господа нашего Иисуса Христа, страданиями и смертию человеческого естества своего и нашего искупившего нас, т.е. всеродного Адама, от греха, проклятия и смерти. Вторая человеческая личность обычно изображается в виде Старца - это Личность Дорогого Батюшки отца Иоанна Кронштадтского, это Личность того Побеждающего, которому Христос дал сесть на престоле Своем. Христос верен в слове Своем. Дорогой Батюшка - этот тот престол, на который воссел Ветхий днями Бог во Святой Троице. Отец Иоанн подобен Сыну человеческому. Бог уготовал на суд Престол свой.
***
Бог уготовал на суд престол Свой. "Днесь на разумных почиваяй престолех Престол свят Себе предуготован" - воспевает св.Церковь о Божией Матери. То же самое будет, верим, воспевать и о Божием Отце. Бог слова от Девы воспринял в Себя человека. Человек, Дорогой Батюшка, воспринял через св.Церковь, не имеющую скверны или порока, или нечто от таковых, св.Троицы стал носителем Св.Троицы и Великим Богоносцем. На то указывает и день кончины Батюшки. Он отошел от земли в день памяти св.Игнатия Богоносца. Дорогой Батюшка не Бог, а Богоносец, Чудотворный Образ Пресвятыя Троицы.
Явилось на небе великое знамение - жена облеченная в Солнце… она имела в чреве и кричала от Болей и мук рождения… и родила она младенца мужеского пола, которому надлежит все народы пасти железным. И восхищено было дитя к Богу и престолу Его. Можно подумать, что Жена - св.Церковь, а дитя, родившееся в муках матери - Дорогой Батюшка. Пресвятая Дева родила Христа без болей и мук рождения. Батюшка же Дорогой, являясь олицетворением церкви вопиствующей и подвизающейся, достиг боговселения не без злострадания. "Иже Христова плоть распята со страстьми похотьми, а это сопряжено с болями и муками человеческого возрождения". Речь идет в Писании не об обычном человеческом рождении, а о духовном возрождении.
***
Уготование Престола Божия для суда - это вся подвижническая, очистительная, освятительная жизнь Дорогого Батюшки. Дорогой Батюшка не своими силами достиг чрезвычайной святости и боговселения, а при содействии св.Духа - Бога. Очищая и освящая Отца Иоанна, Бог уготовлял для себя нерукотворенный Свой Образ и престол Свой. Целожизненным подвигом предочистив себя и вселив в себя Бога во св.Троице, Отец Иоанн восстал на суд с родом сим - родом христианским и родом вообще человеческим, на подобие того, как восстают от человека обличители и осудители, например, Ной, Царица Савская, Ниневитяне. Отец Иоанн примером своей подвижнической жизни и плодами своих трудов оправдал Премудрость Божию - Иисуса Христа по написанному: "оправдися Премудрости Божия от чад своих". Отец Иоанн - Чадо, оправдавшее премудрость Божию. Плодами трудов своих отец Иоанн оправдал и Матерь свою св.единоспасающую Церковь. Плодами своей веры и своих трудов Отец Иоанн осудил, осуждает и всегда будет осуждать человеческое лукавство, маловерие, леность и легкомыслие, лишающих человека великих и драгоценных обетований.
***
Будет пасти все народы жезлом железным, как Пастырь пасет стадо: отыскивает злачную пажить, не дает стаду разбрестись, отгоняет зверя-хищника и не допускает своих пасомых заходить за пределы дозволенного, так пасет стадо Божее и св.Царь и пророк Давид посредством своих псалмов, так пасет своих овец посредством своего евангельского слова Христос. Дорогой Батюшка всю Церковь Христову, над которой уже поставлен, как над всем имением Христовым, как скот благоразумный евангельский, которому было поручено давать меру хлеба (причащать народ). Духоносные слова Великого пастыря упасут всю вселенную.
Оглавление Предыдущая глава Следующая глава