Федор Романюк. Мысли и воспоминания
Адам возрос в многоветвистое дерево, покрывшее собою всю землю. Как происшедшие из одного корня все люди должны в абсолютном единении меж собою и жить одною жизнью, как живут листья одного дерева - кустарника, называемого "Не тронь меня". В Киевском ботаническом саду было нам показано удивительное дерево-кустарник. Листочки на нем так тесно связаны между собою, что если ударить пальцем по одному листочку, то он как бы умирает, поникая долу, повисая. Это же самое разделяют с пораженным и все прочие листочки во всем их множестве. Все они поникают, а потом все разом постепенно восстают, выпрямляясь и приходя в прежнее, нормальное положение. Не такое ли взаимоотношение заповедано иметь и христианам словами "да вси едино будут" (Иоан.) и "тяготы друг друга носите". По силе совместной жизни листочки, не подвергшиеся непосредственно удару, спешат разделить судьбу пораженного, приемлют удар, поражение и не могут спокойно переносить обиду, страдание, угрозу для жизни сочлена и тотчас, как бы сговорившись между собою, спешат разделить судьбу пораженного и как бы умирают. Не случайно, что удивительное растение снабжено Господом таким интересным и умиляющим свойством любообщижитности листочков. Не листочками ли все мы кажемся на древе всеродного Адама, и не в подобной ли высоконравственной общительности нам подобает быть при перенесении радостей и скорбей на пути к бессмертию. Чтобы усугубить эту мысль и утвердиться в ней я вознамерился записать ее. Такая чуткость особенно необходима священнику. И вот, когда при таком рассуждении открыл большую книгу Дорогого Батюшки "Моя жизнь во Христе", то чудесно совпало написанное Батюшкой о том, как он, Батюшка, просит Бога любить ближнего как самого себя и как широка эта заповедь, и как она может быть всеобъемлюща и как она желательна и необходима для священника и молитвенника о людях, чтобы она сближала его с ними, проникала во все существо их как благодатная закваска и как соль, проникающая в вещество осоляемое и предохраняя от растления. Идеал священника тот, чтобы он не мыслил и чувствовал себя отдельно от всех и чтобы и молитва, и вера, и благоповедение, и пост, и сокрушение о греховности и самое причащение было совершено от лица всех. Священник не должен всуе именоваться отцом духовным: Он должен в себе всех носить, всех охватывать, верою и любовью, он как евангельский невод должен быть полон уловляемых. Ту же мысль мы находим и у св.Златоуста, сказавшего краткое, полное высокого смысла слово: "священник - уста всех.
Оглавление Предыдущая глава Следующая глава