Федор Романюк. Мысли и воспоминания
Никита Сергеевич!
Вы - атеист. Я - православный священник. Стоим на разных плоскостях. Убеждения наши диаметрально противоположны и, если бы Вы не занимали в нашей стране такое выдающееся положение, то я спокойно прошел бы мимо Вас, как я спокойно прохожу мимо миллионов Ваших единомышленников, с которыми у нас кроме общечеловеческой природы, матери земли, воздуха, света, воды нет ничего общего. Я обращаюсь потому, что Вы делаете политику и политику антирелигиозную. Вы - большой человек, безусловно, одаренный незаурядным умом, находчивостью, остроумием, твердостью своих, хотя иногда и неверных, убеждений, верностью своим принципам. Все эти качества весьма положительны. Вы так безбоязненно выступили на Ассамблее, мы любовались и приветствовали ту идею, необходимую как воздух, идею мира. К сожалению, Вы упускаете один момент, при владении которым человечество бы пришло к миру. Это нравственное возрождение человеческого общества. Нравственное возрождение не имеет другого названия кроме максимального чувства братской любви между людьми. Почему же проповедуемый Вами коммунизм игнорирует этот главный фактор в жизни человеческого общества. И в числе миллионов призывов к миру во всем мире мы от Вас ни разу не слышали слова призыва ко взаимной любви. Конечно, какая может быть у коммунистов-атеистов любовь. У коммунистов не сползает с языка призыв к борьбе, к вооруженной, кровавой борьбе, к борьбе, не пожалевшей крови миллионов людей совершенно ни в чем неповинных. Коммунисты пользуются далеко не безвинным иезуитским принципом - "цель оправдывает средства". Метод, использованный Лениным и Ко в борьбе за торжество социализма и коммунизма, метод железа и крови, использованный в России, тот самый метод, конечно, не задумались применить коммунисты и в мировом масштабе, если бы они не были уверены, что во всемирной войне они и сами бы не погибли, захлебнувшись в человеческой крови.
Программу коммунизма нужно пересмотреть и кастрировать, отбросив из нея гнилой и кровавый метод действия террором. Нужно коммунизм обезвредить: вырвать жало - обезоружить в первую очередь самих коммунистов как самый кровожадный класс в человеческом обществе.
***
Миролюбие русских коммунистов лицемерное. Как ратовали против самодержавия Ленин и те, которые с ним. А сами, какое явили, помазав на самодержавие Сталина. Кто из царей проявил такое самоуправство, такую тиранию, такое человеконенавистничество. Если кто скажет слово критики или свое мнение - 10 лет получай. Это в лучшем случай, а то "на луну", "к ногтю", "в расход", "налево" и т.п. жупели (неразобр. - стр.173). Вот они, какие наши товарищи, друзья человечества. Все эти времена крепко засели в памяти народа - ЧК, ГПУ, ОГП, НКВД, НГБ. Вот наши проводники в области счастливой жизни.
***
Атеизм и идиотизм - на наш взгляд, безусловно, синонимы. Разве человек со здравым рассудком осмелиться признаться в том, что в природе не видит Создателя премудрости, силы, промысла. Отуманенная многолетней атеистической пропагандой молодежь не могла правильно ориентироваться, объективно мыслить. Запросы самые ничтожные. Для молодежи больше ничего не нужно кроме большого мяча для игры в футбол, трусов, коньков, лыж, велосипедов и клуба для пустопорожнего времяпрепровождения. О существовании высших запросов человеческого духа, о вещах морального и аморального порядка у них и разговоров не может быть. Глубокомысленные книги, например, Достоевского, некоторые басни Крылова и т.п. вещи прямо и не пускаются в руки молодежи.
Атеизм - продукт понижения нравственности, отсутствия нравственного ценза у человека. Будешь жить беспутно - станешь жертвой атеистического мракобесия. Лукавые руководители, развращая и губя безбожием, вербуют людей неопытных в свои ряды по пословице: "Если уж гибнуть, то чтоб не нам одним".
***
Цели, к которым стремится атеист, невысокого пошиба. Атеисту нужно, главным образом, здоровье и питание: хлеб, мясо, молоко, яйца, какие-либо пряности, водка, табак, карты, гармонь, клуб, танцы. Вот перечень, что нужно в очах атеизма. Сюда же не в последнюю очередь нужно отнести и объект или даже не один для удовлетворения половой потребности. Коммунизм все это обещает, но не дает, а только манит людей младенствующих умом и недостаточным жизненным опытом и не располагающих азбукой философской грамотности. Вспоминая прошлое нашей жизни при виде на главных улицах столицы Петербурга, нетрудно было наблюдать откормленных богатеев-пузачей, у которых из-за поднявшегося от наполнения разными сластями живота нельзя было видеть панели и перед глазами. Положим, при коммунизме все будут иметь отношение к этим богачам. Будем ли мы завидовать. Нет, нет! Мы завидуем пр.Серафиму, который по целым дням и годам простаивал на молитве, питался только хлебом да капустой. Ему нужен был только насущный кусок, какая-нибудь одежда да Благодать Божия утешительная в душу. Вот высокая цель стремления разумного человека.
***
Россия, Россия,
жаль мне тебя: бедная
жалкая участь твоя
(из дореволюц.
песни рабочих)
Имея 75 лет от роду, я имел возможность наблюдать жизнь нашей страны и во дни революции 1905 г. и в последующие годы до первой мировой войны и во дни великой соц. революции и во все 43 г. жизни нашей после переворота 1917 г.
Великую чашу страдания испил русский (и всякий) народ по причине войн как со внешним врагом так и в гражданской войне. Теперь наблюдаем мирное строительство коммунизма, строительство будущей счастливой жизни. Эта работа, эта стройка весьма напоминает построение библейской Вавилонской башни высотою до небес. Тогда строители задумали прославиться, создать себе имя, будучи движимы духом гордости и тщеславия. Этим же духом движутся в своей работе и строители коммунизма. Непревзойденное хвастовство, кичливость, хождение на ходулях. Всем благоразумным людям приходиться краснеть за велеречие хвастунов. Вспоминается и басня Крылова: "Кто про свои дела кричит всем умолку, в том, видно, мало толку". Строители коммунизма в своей деятельности руководствуются принципом (зазорным): цель оправдывает средства. Цель, к которой стремится коммунизм - общее благополучие - представляется в виде далеко отстоящей красивой разноцветной радуги, к которой никогда никто не может приблизиться и схватить. Сколько же и каких жертв принесено советским народом на подступах только еще к социализму, который и до сих пор еще остается не достигнутым. Сколько было выпито человеческой крови, сколько было обездолено людей - вдов, сирот и всех прочих. Сколько было взято у народа подневольного труда посредством госзаймов, требовавших отдавать месячный заработок. Сколько миллионов лет советский человек просидел в з/кл., сколько миллионов лет он простоял в очереди, томительно теряя драгоценное время, сколько люду погибло от голода и все ради того, чего атеисту хочется достигнуть. Чего же? Американского образа жизни, который так часто осмеивается в карикатурах, представляющих из себя откормленных двуногих толстопузых животных. Но что высмеивается и осуждается, к тому же самому все стремление - хлеба, мяса, молока, масла, яиц. Жалкий идеал.
***
Судьба многомиллионного народа в руках коммунистов-атеистов. Великая, страшная, роковая ответственность. Велика ответственность машиниста, ведущего пассажирский поезд, капитана, ведущего пассажирский людской пароход. Велика ответственность за жизнь и судьбу этих людей, но масштаб ответственности этих людей не то, что размер ответственности за судьбу, жизнь и благополучие жителей всей страны, всех народов. Взятый курс должен быть предварительно крепко изучен и проверен: нужны и карты, и компас и великая опытность. Коммунисты повели великий корабль русской государственности к неизвестным берегам. Плавание совершается уже 44-й год, а твердой земли еще не видно. Кругом беспрецельное море неопределенности и проблематичности.
***
Дело имело место в камере 594 ленинградской тюрьмы "Кресты". Я богат опытом пребывания по тюрьмам и лагерям. Знакома мне и тюремная жизнь дореволюционного режима и стократ знакомее быт тюрьмы советской, настолько знакомее, насколько 65 лет и 10 дней более 20 дней. В царской тюрьме я просидел 20 дней за нищенство, за попрошайничество, а в Советской стране хваленой свободы меня продержали как священника 15 лет и 10 дней, лишая всяких зачетов. Между тем провозглашается на весь мир, что у нас свобода религии. Слова не сходятся с делом. Пишут и говорят коммунисты-безбожники. У них в лексиконе нет слова "грех" и потому им можно безбоязненно выражаться и делать и все, что с точки верующего человека недопустимо и греховно.
В камере 695 (не сходятся номера - стр.179и стр.180) в тот день на учете было трое: я, Царовский Сергей Федорович и Вернайден - фни (неразобр. - стр.180) - перебежчик госграницы. Как принято утром, часов в 7-8 обычно открывается тяжелая, обитая железом, дверь камерная и предлагается населению исполнить естественную потребность: умыться, изнести из камеры хорошо известную всем з/к под назв. "параши" сосуд с соответствующей продукцией за ночь. При этом по совместительству выдается хлеб, сахар и кипяток. В один из тех дней при открытой для вышеупомянутой цели камере дежурный-караульный молодой человек, не трудно догадаться, что это демобилизованный из армии комсомолец, обращается к Царевскому и спрашивает: "Я замечаю, что вы каждый день в камере молитесь".
- Да, молимся. А вы разве не молитесь?
- Нет, мы не молимся.
- Да нет никакого смысла: ведь Бога-то, оказывается, нет. Кому же молиться.
- А куда же Бог делся?
- Да Его никогда и не было.
- Наука сказала и доказала.
- А вы крепко с наукой знакомы? Какую вы школу прошли?
- Семилетку.
- Если так, то разрешите мне признаться перед вами, что я больше знаком, чем вы.
- А вы, какую школу кончали?
- А я 15 лет состою сотрудником Академии Наук и изучаю как раз ту самую науку естествознания, на которую обычно ссылаются атеисты. У меня есть печатные труды по естествознанию - 3 тома, написанных на английском языке. Так вот, молодой человек, насколько больше вашего я знаком с наукой и мне наука пока не сказала, что нет Бога.
Молодой человек должен был только сконфузиться и крыть ему было не чем.
***
Не является секретом, что в стране Советов нет свободы печати, нет свободы религии, нет свободного труда, а есть труд только рабский, подневольный. Советский человек как в тисках и гнете выжидает время, что судьба избавит его от этой ямы, куда за грехи ввергнут русский и всякий другой грешник, пока чего не уразумеет.
Печать находится в распоряжении атеистической партии. Атеисты печатают всякую антирелигиозную глупость и нам, верующим, остается беспомощно разводить руками, не имея возможности разоблачить печатаемые разные безрассудные вещи. Диву даешься, как могло получить такое распространение неверие в Бога. Как это может укладываться в умах и сердцах довольно умных и образованных, но неверующих. Чем можно объяснить такое явление? Неужели только образованием атеистов, которые имеют еще слабость тщеславиться своим атеизмом как чем-то положительным. Это весьма подобно тому, если сифилитик тщеславился бы, что у него от тяжелой болезни отвалился нос. У атеиста отвалился не физический член, не телесный орган, а, что гораздо драгоценнее, чистое сердце, способное видеть Бога на всяком шагу в природе, в Его творениях, которых так много и так они разнообразны. В измышлении и создании видна бездна премудрости, Силы, нравственности и красоты. Безрелигиозность зарождается и развивается на почве понижающейся в человеке нравственности. Для веры в Бога необходим нравственный ценз. Безнравственному, легкомысленному, нечестному человеку трудно гореть верою и любовью к Богу. Сколько нужно мудрости, чтобы создать и приспособить к пользованию хотя бы орган зрения для всякой живой твари, зарождающейся, развивающейся и проходящей свое бытие в разных видах природы - земли, воздуха, воды.
***
Прочитал в газете "Кр. Рабочий" (15/XI) N 271 статью "Возвращение к жизни". Восскорбел, вздохнул и подумал: "Бедный советский читатель. Чем тебя питают". Хорошо то, что эта газета и такие "перлы" мысли, литературы и нравственности имеют распространение только в пределах страны, а не пропускаются заграницу. А то надо бы сгореть со стыда.
***
Ум человеческий бессилен в полноте и всей точности, изобразить все ужасы, все страдания народа, который погнался за Лениным и ему подобными авантюристами, младенствовавшими умом в поисках привольной жизни путем, между прочим, отнятия чужой собственности, путем использования чужого добра, чужого труда. В конечном счете, ничего особенно не достигли, пробыв в стараниях 43 года. Как евангельский человек, который начал строить и не мог докончить, так что видевшие стали смеяться. Наша страна действительно стала притчей у всех народов как пример хаоса в государственной жизни. На русском примере все народы учатся не ходить по русским стопам. Русский опыт не оправдал себя, не дал народу не только чего-либо великого, ценного, но даже и того, чем русский человек владел до 1913 г. Правителям необходимо было бы набраться смелости, мужества признаться в своей ошибке, повернуть вправо к Богу и вере. Совместно с народом правители должны испросить прощение у Церкви, у поруганных предков за осквернение святынь. Тогда бы и природа, верная своему Творцу, не стала бы мстить человеку за богохульство, вредя неуместными дождями и засухами. Декретом провозгласить необходимость религиозной морали, ввести в школах преподавание Закона Божия. Ввести курсы по ликвидации религиозно-нравственной безграмотности для всех взрослых, в том числе и для членов Ц.К.П. и всех остальных. Это будет сенсация, способная всколыхнуть весь мир. Тогда Россия войдет в великую славу и снимется пятно безбожного позора.
Оглавление Предыдущая глава Следующая глава