Федор Романюк. Мысли и воспоминания
Письмо сестре Агафии из з/кл.
17/Y
Милая сестрица Агиша!
Вчера, как тебе известно, я был именинник. Вспомнил про небесного моего покровителя преп. Феодора Освященного. Читал положенный ему пропар: "пустынный житель и в теле ангел". Некогда, когда я еще не знал, что святых нет малых, подумалось, что мой святой, т.е. пр. Феодор Освященный так малоизвестен, что его и образа нигде нет. Господь вразумил, надоумил меня, что мыслить так не подобает, что свв. все велики. Это случилось в Петербурге, в Леушенском подворье, что на Бассейной улице. В тот день там служил Дорогой Батюшка. По-видимому, это было в день св. великомуч. Вавры. Хотя не уверен в этом. Оказался там и я. Переступив церковный порог и оказавшись в церковном притворе, я заметил налево открытую дверь, вводившую в часовню, стены которой были установлены многими образами. Между этими образами смотрю и вижу пред собой огромный образ, во много больше естественного роста человека. Изображен с лицом мне совершенно неизвестным. Я заинтересовался вопросом: "Какой это святой". Присматриваюсь к надписи и читаю: "Преподобный Феодор Освященный". Господь показал, что все свв. велики. Вчера в день моего Ангела весь день было как-то тяжело у меня на душе. Какая-то непонятная тяжесть теснила сердце. Сердце отвечало на эту душевную скорбь тревожными стуками, которые за последнее время значительно участились. Очевидно, эти стучки посылаются для того, чтобы помнил о грядущей моей кончине. К вечеру я был утешен твоим письмом, которое было мне вручено в день моего ангела, я был этим удивлен. Один батюшка, находящийся со мною, после обеда часа в 2 пришел ко мне и поздравил меня со днем моего ангела. Накануне я ему признался, что я буду именинник. Ничего не имея, он все же где-то достал лапши, купил молочка и принес, чтобы меня угостить. Принес также и кусочек сала, которое ему кем-то было подарено из посылки. Хороший он человек. Часто плачет о своей страдающей от бедности матушке, о своей дочери-вдове и о внучке-сироте Коле, который часто ему пишет, хотя краткие, но задушевные письма. С этим батюшкой мы живем дружно, потому что в таком чине нас здесь только двое. Мне бы хотелось после освобождения жить с тобой вместе. С тобой можно говорить о вещах божественных, а больше мне не с кем вести такие разговоры. Спасибо, что ты Феклуше послала 150 р. Это святое дело. Видя страдание другого не нужно говорить: "Так ему и надо". Это слова гнева, мести и самомнения. А Дорогой Батюшка вопрошает: "Научился ли ты любить ближнего твоего, как свою плоть и кровь, помня, что твой ближний другой, третий, тысячный - ты и каков ты таков и он". Мне очень грустно, что я не имею возможности читать книгу Дорогого Батюшки. Мне жаль пропавшую бандероль. Воспоминание о ней болью отдается в сердце моем. Мне приятно слышать, что ты получаешь письма. Это немалое утешение для живущих в одиночестве. Относительно твоей избы. Желание своей избы - искушение известное и мне. Оно и меня не раз задевало. Все хотелось, бывало, иметь свой курень. Но Господь не соизволил на это примером собственной жизни и словами: "Лисицы имеют норы и птицы - гнезда, Сын же Человеческий не имеет, где главу приклонить". Он угашает наше желание заводить собственность. Господь не ублажил того, кто построил себе дом и ублажил того кто, для царствия Божия оставил уже готовый, построенный. Читая житие свв.пророков, апостолов, преподобных мы не видим, чтобы они много занимались постройкой домов для уютной и безмятежной жизни. 61 год уже я прожил на свете и еще ни одного дня не оставался без крова, хотя по тюрьмам и лагерным баракам, а все же под кровом. Так верую, будет и впредь, хотя греховного нет ничего и в обладании домами. Оставим это попечение. Если бы к тебе приехала Нюша (неразобр. - стр.460), то совместно с нею вы могли бы что-либо предпринять в отношении обзаведения собственным жилищем. Агаша, мне часто приходит на мысль желание письма по изложении моей веры в Дорогого Батюшку. Богословски обосновать и дать почитать почитателям Дорогого Батюшки в руководстве. Не знаю, одобришь ли такое мое желание или нет. Нужно бы использовать тот дар Божий, которым меня Господь сподобил в особом откровении, имевшем место в 1906 году в Старой Буде. Зарывать талант в землю не следует. Попутно хочу описать целый ряд знаменательных вещей достоверно мне известных. Неизвестно жив лив Лев.Ив, Василий Ф. из почитаемых столпами нашей веры. Что ты мне можешь сообщить по поводу этого моего намерения. Я теперь на физическую работу не хожу и по старости и по инвалидности. Ежедневно прикупаю по 200 гр. хлеба на деньги ваши. В месяц 100 р. достаточно для подкрепления. Передай привет Тихону и Фене, хозяевам, Фросе и всем прочим кто меня знает. Вот, если будем мы болеть о ком душой, то Господь будет его врачевать. Это мне подумалось про Мишу Тойхушта, которого Господь смиряет болезнью или про Веру Цивелеву или про весь русский народ. Мы бессильны помочь людям уразуметь истину, а мы лишь обо всем этом болеем душой, а врачует Сам Господь, посылая нужные лекарства. Моисей только поднимал жезл, а Господь чудотворил, избавляя Израиль от рабства и страдания. Теперь это, по-видимому, повторяется только в мировом масштабе. Слава Богу, что Он показывает свою премудрость. Михаил Алексеевич Тихомиров после говения у себя на дому в Володарке в присутствии своей жены Марии Михайловны рассказывал мне следующее. Мы пригласили к себе Дорогого Батюшку на молебен. Дело было в Петербурге. Собрались, как это всегда бывает, где появляется Батюшка. После молебна Батюшка отозвал меня и мою жену в отдельную комнату и спросил: "Что тебе говорил обо мне Пустошкин?" Я был очень смущен этим вопросом Батюшки, но деваться было некуда и я вынужден признаться. Робея, я сказал: "Он говорил, что ты Господь". "Да, во мне Христос живет через частое причащение". Вот вся вера наша. Мы слыхали из уст Его Самого. Выслушав Михаила Алексеевича, я спросил его жену Марию Михайловну: "Так ли было все это? Она ответила: "Да, так". До свидания. Твой брат Федор.
Оглавление Предыдущая глава Следующая глава