Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

В.К.Гавриленко. Казнь прокурора. Документальное повествование


Дорога в Абакан

Вот и Ачинск. Здесь пересадка с Транссиба на Ачминдор. Дорога планировалась до Минусинска, а дошла только до Абакана, дальше силенок не хватило, но название Ачминдор так и осталось. Вокзалишко небольшой, деревянный, забитый пассажирами, желающими попасть на юг и приехавшими оттуда на Транссиб, чтобы двинуться дальше на запад или на восток. На улице моросил поздний осенний, холодный дождь и был сильный гололед. Народ жался к вокзалу. Дожидаться поезда на Абакан Жировым пришлось без малого двенадцать часов, часть из которых ушла на то, чтобы прокомпостировать билеты.

Ехали в общем вагоне. Поезд шел медленно, часто останавливался, люди то готовились выходить, то входили, вагон постоянно пополнялся новыми пассажирами и так всю дорогу. Колея-однопутка вынуждала пропускать встречные поезда, которые хотя и редко, но встречались на крупных разъездах и станциях.

Если нетерпеливые спрашивали: «Почему опять стоим?» — проводник отвечал: «Ждем встречного!»

За Ужуром лесостепь сменилась сначала холмистым, а затем горным пейзажем, а вскоре началась Хакасия. Ближе к Абакану царствовала степь, окаймленная горами. Это и была Минусинская котловина, большая часть которой приходилась на Хакасию. Еще в Новосибирске Жиров сбегал в библиотеку при крайкоме и просмотрел справочную литературу о Хакасии, из которой узнал, что это уникальный край Сибири в отрогах Западного Саяна и Кузнецкого Алатау с редкими природно-климатическими условиями и сказочными богатствами, не тронутыми человеком. Огромные запасы железной руды, цветных металлов, каменного угля, мрамора, строительных материалов, бескрайние массивы хвойных лесов — все это практически не использовалось на благо государства. Выход Хакасии на Транссибирскую магистраль открывал широкие возможности для интенсивного развития народного хозяйства края. Но еще более радужные картины рисовали изыскатели и проектировщики строительства железнодорожных выходов из Хакасии к Новокузнецку и Иркутску...

На ночь Жиров устроил Татьяну на верхней, багажной полке, а сам коротал время в разговорах с попутчиками, пытаясь из общения с ними яснее представить себе Хакасию и ее центр.

Через сутки прибыли в Абакан. Небольшой вокзал, за которым просматривались ряды деревянных одноэтажных домов, возведенных за последнее десятилетие, когда жилые дома стали строить параллельно железной дороге, вокруг станции. Станция также преображалась. Год назад было построено новое кирпичное здание паровозного депо, имелось вагонное хозяйство и службы путей. Но центр города оставался в прибрежной части — возле реки Абакан, там, где располагалось бывшее село Усть-Абаканское. Автобусного сообщения в городе еще не было, и до центра добирались пешком, оставив вещи в камере хранения. Разыскали прокуратуру области, она занимала три кабинета в деревянном доме. Их встретил заместитель облпрокурора Вьюгов, уже несколько месяцев исполнявший обязанности прокурора. Он передал печать, сейф и секретные наряды. А Жиров написал свой первый приказ по Хакасской облпрокуратуре — № 60 от 14 октября 1934 года: «Сего числа прибыл и приступил к исполнению обязанностей. Заместителю Вьюгову обратиться к исполнению своих непосредственных обязанностей. Прокурор».

Затем Жиров позвонил секретарю обкома партии Сизых. Тот оказался на месте и пригласил зайти к нему немедленно. Сергей Евгеньевич встретил Жирова радушно, расспрашивал про Новосибирск, про Баркова, рассказал о трудностях работы, особенно на селе. Потом созвал членов бюро и представил им Жирова. Татьяну же сразу познакомили с председателем облплана Евгением Четвериковым и предложили ему устроить ее у себя экономистом. Жиров членам бюро понравился деловитостью, и со многими из них у него со временем сложились хорошие товарищеские отношения. А пока он отметил про себя простоту взаимоотношений и непринужденность в разговорах секретарей и членов обкома. Было все как-то по-домашнему, как в деревне: все друг о друге все знали. Через неделю после приезда Жировы поселились в двухкомнатной квартире на пятой улице, называвшейся тогда Октябрьской. Теперь это проспект Ленина, туда перебрался и центр города. Начались прокурорские будни.


3-я Хакасская Окружная Конференция ВЛКСМ 25-29 января 1928 года


Оглавление Предыдущая Следующая