Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Владимир Биргер. Обзор ссыльных потоков и мест ссылки в Красноярском крае и Республике Хакасия


10. Срочная ссылка

10.1. Введение

Как правило, срочную ссылку выписывали так называемые "центральные внесудебные органы": коллегия ОГПУ, ОСО (особое совещание) при ОГПУ, ОСО при НКВД, ОСО при МГБ. Известные нам исключения - это осуждения "особой тройкой" Сибкрая и Запсибкрая в 1930 г., и "особой тройкой" ДВК в 1931 г. В 30-х годах срочная ссылка официально именовалась то ссылкой, то "высылкой". В 20-х и даже в начале 30-х годов многие осуждённые ехали на ссылку не под конвоем, а своим ходом (зато обычно и за свой счёт).

Особые случаи срочной ссылки - это шестилетняя, описанная нами в разделе 7, которую назначало местное УНКВД/УМВД (или СМЕРШ), и описанные в настоящем разделе восьмилетняя (см. в п. 10.5) и "хрущёвская" (см. в п. 10.6), которые назначались просто местными (районными или городскими) властями.

Кроме детально описанных ниже потоков ссыльных-срочников, назовём ещё некоторые, более разрозненные, случаи срочной ссылки в наш регион. Так, в 1940-1944 гг. "срочных" ссыльных пригоняли в наш регион из Московской области (наряду с 5-летниками по ст. 58-1"в", см. п. 10.4), из Западной Сибири и даже... с Сахалина. Как правило, они были осуждены ОСО (при) НКВД по ст. 58-10 на 5 лет ссылки. В конце 40-х годов иногда давали ссыльные, а не лагерные, сроки арестованным по обвинению в связях с украинским сопротивлением (ОУН, УПА). Такие сроки выписывало ОСО (при) МГБ, обычно это были 10-летние сроки.

Кроме того, срочная ссылка иногда служила "довеском" к лагерному сроку по приговорам военных трибуналов или иных судебных органов. Бывали также случаи, когда ОСО НКВД заменяло на ссылку остаток лагерного срока. Такие замены относятся в основном к периоду "бериевской либерализации" в 1939 и 1940 годах. Так, весной 1940 года в наш регион (в районы к северу от Канска) привезли на ссылку целый женский этап - узниц Темлага, осуждённых по ст. 58-12 ("ЧСИР"). По концу срока их освободили из ссылки и дали паспорта.

10.2. Срочная ссылка до середины 30-х годов

Случаи осуждения на срочную ссылку в нашем регионе ранее 1930 года нам неизвестны. Зато, начиная по крайней мере с 1923 года (а стало быть, ещё "при Ленине"), в наш регион, по большей части в Туруханский край, гнали ссыльных из европейской части СССР и из Западной Сибири. Типичные, самые "ходовые" сроки ссылки тогда составляли 2-3 года.

В 20-х годах значительную часть срочных ссыльных составляли священники и члены социалистических партий (в основном СД и СР), в 30-х годах крестьяне и неугодные коммунистической верхушке члены ВКПб (таких скопом зачисляли в "троцкисты", хотя многие из них полагали, что Троцкий нисколько не лучше Сталина). Например, в 20-х годах в "туруханской" ссылке побывал знаменитый хирург Войно-Ясенецкий (епископ Лука), в начале же 30-х годов в Минусинске был в ссылке опальный коммунистический бонза Л.Б.Каменев.

В 1928 году зафиксированы ссылки (или "высылки") священников и связанных с церковью мирян из Ленинграда и прилегающих к нему районов в Туруханский край, а с Восточной Украины, включая Харьков, в Кежемский район на средней Ангаре. Таким ссыльным, как правило, после окончания срока сразу оформляли особым совещанием новый срок ссылки или "высылки", безо всякой видимости нового "следствия".

Срочные ссылки священников в наш регион продолжались до середины 30-х гг. Тогда их ссылали не только на север, но и в таёжные районы Ачинского округа (возможно, также и Канского).

Однако с 1930 года в массе срочных ссыльных стали преобладать крестьяне. В нашем регионе тоже случалось, что арестованным крестьянам "особая тройка" выписывала не лагерный, а ссыльный срок, - когда дело оказывалось настолько липовым, что самим карателям становилось как-то стыдно. Как правило, таких осуждённых ссылали вместе с семьями, и по окончании срока ссылки их просто переводили в "трудпоселенцы" (см. в разделах 1, 3). Эта ссылка обычно локализовалась в пределах нашего региона.

Первый "компактный" поток срочных ссыльных в наш регион относится к 1929 году. Это была ссылка из БССР (в основном из Минской и Витебской областей) по "польским" делам, хотя среди ссыльных были не только поляки, но и много белорусских семей. Семьям (формально - жёнам) тоже давали ссыльный срок, 2 или 3 года. Значительную часть этих ссыльных отправили из Красноярска вниз по Енисею, в Казачинский район. Там их выгрузили в Галанино и в Момотово. Возможно, часть этого потока сразу попала в пос. Стеклозавод (в 50 км к западу от Красноярска). Ссыльных из этого потока по окончании сроков освобождали.

Аналогичный (по "польским" делам) ссыльный поток из БССР зафиксирован в конце 1932 года. Некоторые из этих ссыльных тоже попали в пос. Стеклозавод. Они также были освобождены по окончании срока.

В огромном потоке крестьянской ссылки в наш регион из Забайкалья (в 1931 г., см. в п. 4.1) тоже присутствовали ссыльные-срочники. В этом случае механизм появления ссыльных сроков был аналогичен описанному выше применительно к нашему региону.

В 30-х годах местами срочной ссылки в нашем регионе стали также Минусинск (см. выше) и Хакасия, особенно в случае ссылки за политическую деятельность. Так, уже в 1935 году в Хакасию (в Шира) была сослана группа "троцкистов" из Харькова.

Не считая "срочного варианта" крестьянской ссылки, в нашем регионе случаи осуждения на срочную ссылку, видимо, не имели массового характера. По 1932 году нам известен случай срочной ссылки из Ужура (Ачинский округ) в Нарым. В те же годы отмечаются случаи осуждения на ссылку рабочих с Красноярского ПВРЗ, - их сослали на три года в Среднюю Азию (возможно, в Самарканд). Это был один из сравнительно ранних эпизодов борьбы коммунистических властей против рабочего и профсоюзного движения, имевшего на ПВРЗ глубокие корни.

10.3. Пятилетники 1938 года

Небольшой, но примечательный поток ссыльных со сроком 5 лет датируется в нашем регионе началом 1938 года. Это были семьи осуждённых выездными сессиями (в Красноярске) ВК ВС СССР в марте и октябре 1937 года.

В феврале 1938 года ОСО НКВД "оформило" всем совершеннолетним членам этих семей по 5 лет ссылки в Туруханске. Эти семьи проживали в самых разных концах региона: в Красноярске и Ачинске, в Хакасии, в Артёмовске (Ольховке) на юге края, в Канске, в Ингаше и Тинской на крайнем востоке края. И все были сосланы в Туруханск. До начала летней навигации их держали в Красноярской тюрьме.

Здесь нам кажется нелишним маленькое пояснение. Не следует считать, что под Военную коллегию попало одно лишь крупное начальство: среди осуждённых ВК ВС было очень много (хотя, видимо, и не большинство) простых рабочих, в том числе железнодорожников, были школьные учителя и продавцы из сельпо.

Нам неизвестны случаи ссылки в Туруханск или другие места нашего региона таких же пятилетников из каких-либо других регионов. Нам также неизвестны случаи ссылки семей осуждённых выездной сессией ВК ВС в июле 1938 года.

10.4. Пятилетники 40-х годов

Начиная с осени 1942 года, в наш регион стали пригонять этапы "членов семей изменников родине", осуждённых ОСО НКВД по ст. 58-1"в". Уже в сентябре 1942 года в Ачинске выгрузили целый эшелон ссыльных-пятилетников, семей с детьми из Москвы и Московской области. Загрузили этот эшелон в "Новинке", т.е. в Новинской женской тюрьме (в Москве). Этих ссыльных отправили вниз по Чулыму, в основном в Бирилюсский район.

Несколько позже, на сей раз в Красноярске, был выгружен этап пятилетников из Елецкой тюрьмы (в Орловской, ныне Липецкой обл.). Их отправили на ссылку в Сухобузимский (и, возможно, Большемуртинский) р-н, к северу от Красноярска. Этот этап, видимо, был не очень большим, и его везли в обыкновенных вагонах, плацкартных, а не "скотских".

В 1943 году пришёл этап пятилетников из Курской области. Часть ссыльных из этого этапа оставили в Красноярске. Был также, по крайней мере, один этап из Новгородской области.

Летом 1945 года в Красноярске выгрузили ссыльных-пятилетников из северной части Беларуси (Витебская, Гродненская обл.). Многих из этого этапа оставили в Красноярске и его окрестностях.

Нам известны случаи, когда пятилетников освобождали раньше срока, так как их осуждённых родственников-"изменников" оправдывали за отсутствием в их действиях состава преступления, причём ещё во время войны, например в 1944 году. А на самом деле, подавляющее большинство дел этих "изменников" было липовым.

Аресты и ссылка "ЧСИР" имели место и в нашем регионе. Разумеется, это были семьи фронтовиков. Так, из южных районов Красноярского края пятилетников ссылали в Бирилюсский район. А из гиблой, лагерно-ссыльной "Решотинской" тайги - в Уярский район, недалеко от Красноярска! Как видно, больше ссылать оказалось совсем уж некуда.

По окончании срока ссылки, пятилетников освобождали и выдавали паспорта. Нам неизвестны случаи ссылки в наш регион по ст. 58-1"в" с востока, то есть из Иркутской области и т.д.

10.5. Восьмилетники 1948 года

В июне 1948 года появился знаменитый указ "о невыработке трудодней", указ, которым труд в колхозах был, по сути, официально объявлен принудительным.

И развернулась охота (её можно назвать и облавой) на "злостно уклоняющихся" от колхозной барщины. При этом местное начальство, с одной стороны, должно было выполнить разнарядку на "уклоняющихся", что часто производилось за счёт матерей с грудными детьми. С другой стороны, оно охотно пользовалось случаем избавиться от неугодных или строптивых, - например, от фронтовика-инвалида, наотрез отказавшегося стать председателем колхоза. По указу давали 8 лет ссылки.

Из нашего региона ссылали в северо-западные районы Хабаровского края. А в наш регион ссылали, в частности, с Поволжья, из Курской и Белгородской обл. Одним из мест ссылки восьмилетников была Дудинка, другие нам неизвестны.

Таким восьмилетникам до сих пор не дают реабилитацию: Генпрокуратура ещё в начале 90-х годов постановила, что это "неполитическая репрессия". Хотя чем отличается отказ работать в колхозе от отказа вступать в колхоз (частый повод для применения репрессий в начале 30-х годов), Генпрокуратура не объясняет.

10.6. Хрущёвская ссылка

Это была ссылка по не менее знаменитому указу "о тунеядцах". Применялся он чрезвычайно бесхитростно: людей увольняли с работы и сразу же ссылали, как "нигде не работающих", "тунеядцев". Кампания шла в основном в 1962-1964 годах.

В нашем регионе по указу ссылали в основном активистов религиозных общин: Свидетелей Иеговы, адвентистов, пятидесятников. Из Красноярска ссылали на Ангару, в Кежемский район, а из Хакасии - в Тасеевский район, на Троицкий сользавод.

Из-за пределов нашего региона также пригоняли в основном преследуемых за веру: так, в Енисейск и Маклаково пригнали на ссылку сотни семей Истинно православных христиан. Но были среди "хрущёвских" ссыльных в нашем крае и "поэты-музыканты-художники": так, в Большом Улуе был в ссылке Владимир Батшев, известный московский литератор из "Смоговского" круга (ныне живёт во Франкфурте-на-Майне).


На оглавление обзора На предыдущую страницу На следующую страницу