Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации

Натан Крулевецкий. Под пятой сталинского произвола


“Хедер”

Когда мне исполнилось семь лет, меня отвели в “хедер” учиться. Это была частная детская школа. Каждый мало-мальски ученый еврей, если у него не было более выгодного занятия, мог набрать два десятка детей и открыть “хедер” (начальную религиозную школу). Для этого не требовалось специального учительского образования. Требовалось только снискать доверие у родителей, чтобы они посылали к вам своих малышей. Обычно раввин проверял знания претендента на учителя и рекомендовал его.

В “хедере” нас наскоро обучали древнееврейскому алфавиту и приступали к изучению и чтению молитв тоже на древнем языке, с переводом на разговорный язык (“идиш”). И мы ежедневно читали в “Хедере”, вслух те же молитвы, которые взрослые читали в Синагоге про себя. И когда молитвы были хорошо усвоены, мы перешли к изучению и регулярному чтению пятикнижия Моисеева.

Таким образом мы становились маленькими “благочестивыми евреями”. Мы вели непосредственные переговоры с богом, на понятном ему языке.

Учились мы по 12-14 часов в день, часто применялась и кожаная “лапша”, чтобы внушить нам знания сзади, кому они туго давались спереди. Озираясь теперь в прошлое, мне “хедер” представляется страшным кошмаром, на который были обречены дети еврейской бедноты. Большую половину своих детских и юношеских лет еврейские мальчики вынуждены были проводить в затхлой атмосфере “хедера”. И за эту крайне дорогую цену им преподавались знания, в жизни совершенно ненужные.

Но в детстве эта “наука” нас увлекала и “хедер” нам не был в тягость. Нас очень увлекали библейские легенды, которые нам выдавались и которых мы воспринимали как действительность (много позже, через полвека, когда я возвращался к библии с новым интересом, чтобы понять почему вокруг этой древней книги ведется такая страстная борьба: одни ее восхваляют как ценнейший литературный памятник древности, а другие втаптывают ее в грязь, как фальшивую и вредную книгу, как инструмент для обмана и введения в заблуждение наивных людей. И тут я познал, что в библии масса исторических фактов из жизни еврейского народа и других народов того времени, что все это в действительности имело место. Многое из того, что нам казалось легендой и вымыслом, ученые исследователи доказали, что и тут отражены исторические события, только они завуалированы в легендарную и религиозную форму. Конечно религиозная форма затрудняет доступ к тем ценнейшим сведениям, которых сохранились на страницах этой великолепной книги. Но только круглые невежды и злопыхатели смогли целиком осудить эту книгу и сжигать ее на кострах, как вы об этом узнаете из дальнейшего повествования).

Но тогда в “хедере”, увлечение библейскими легендами развивало у нас беспочвенную мечтательность, вместо приобретения практических и реальных навыков, столь необходимых в жизни. Мы были не прочь и пошалить, но мы мечтали уподобиться героям библии и встретиться с небесными ангелами, которые помогут нам осуществить наши мечты. Знания, полученные нами в детском “хедере” не удовлетворили нашу мать, которая руководила нашим образованием. Она хотели, чтобы мы научились читать и писать, и она направила нас в модернизированный “хедер”. Здесь к пятикнижию прибавлялось изучение пророков и первых томов Талмуда (свод религиозных и гражданских Законов древнего еврейского государства, а также древних обычаев еврейского народа. Их толкование учеными талмудистами разных эпох, на протяжении двух тысяч лет). Ученые споры талмудистов, заводили нас в такие дебри, откуда нелегко выбраться и взрослому а нам ведь было по 8-12 лет. Разобраться в этих устаревших спорах считалось большой доблестью.

Но в этой школе, кроме пророков и Талмуда, еще изучали древнееврейский язык, как язык с грамматикой диктантами и сочинениями. Изучали также историю еврейского государства в древние времена, а также позднейшую историю еврейского народа в изгнании. Также изучали современную еврейскую литературу, написанную на древнееврейском языке.

Светские науки, столь необходимые в жизни каждого человека, не имели доступа и в эти школы. А если кто все таки хотел давать своим детям светское образование, то он посылал их в русские школы, куда доступ был очень ограничен. Ограничение шло с двух сторон, со стороны царского правительства, которое стремилось сохранить невежество среди еврейских масс. С другой стороны, еврейские религиозные пастыри, внушали еврейским беднякам, что посылка еврейских детей в светские школы является богопротивным делом. Считалось что этот ученик свернет с пути истинного, станет чуждаться религии отцов и национальному духу своего народа. А кончит переходом в чужую религию, в лагерь угнетателей своего народа.

Такого же мнения придерживался и мой дедушка, который был очень набожен, а мать считалась с его мнением. Поэтому нас и не послали в русскую школу, а пригласили учителя на дом, после окончания “хедера”. Я с братом проявили большие способности в усвоении географии, арифметике и русского языка. Учитель заверял мать, что в самый короткий срок он нас подготовит к сдаче экстерном на аттестат зрелости. Но длительное содержание учителя было матери не по карману, и наши столь успешные занятия были беспощадно прерваны. Мне уж стукнуло 14 лет, пора было начать работать.

Прошли годы, я повзрослел духовно и перебрался на жительство в Сов.Союз. Здесь я понял, как благодарны должны быть еврейские дети Окт. революции, которая уничтожила “хедер” и власть тьмы, которая освободила их от всех этих “наук”, ненужного балласта, который возлагался на горб бедного еврейского мальчика, чтобы еще больше оттягочить его путь в жизни.

Я размечтался и заглянул в будущее. Перед моими глазами тогда, в двадцатые годы, рисовалась недалекая перспектива торжества коммунизма, а на место людей различных национальностей вырастет новый, советский человек, с новыми идеями общности людей, а национальные особенности отступят на задний план и постепенно совсем исчезнут. Антисемитизм исчезнет, как и все пережитки рабского состояния общества, и упоминать его будут с презрением и брезгливостью, как зоологическое состояние людей.

С тех мечтательных времен минуло 40 лет и мы должны с глубоким разочарованием признаться, что наши розовые мечты о том, что победа социалистической революции раз навсегда покончит с национальной рознью и сметет с лица земли антисемитизм.

Ничего подобного не случилось. Антисемитизм, загнанный в щель Лениным, снова ожил и расцвел в последние пять лет господства Сталина. Получилась удивительная картина. Когда в странах капиталистического Запада антисемитизм временно пошел на спад. Человечество устыдилось своей антисемитской идеологии, когда оно увидело, какие практические выводы сделали из этой идеологии немецкие антисемиты в Освенциме, Треблинке и сотне других мест массовых убийств евреев.

И в это время, когда антисемитизм навечно заклеймил себя позором и был осужден в капиталистическом мире, в это время Сталин поспешил ему на выручку и приютил его в социалистическом мире. Сталин опрокинул заветы Ленина по борьбе с антисемитизмом, которые сохранили свою силу в первые три десятилетия Советской власти. И широко распахнул ворота для всяких антисемитских преследований советских евреев. Трудно сказать, до каких бы вершин добрался бы в этом грязном деле этот так называемый “вождь” мирового социализма, если бог не поспешил бы прибрать его к себе.

Последовавшие за ним руководители ни словом не осудили Сталинскую антисемитскую вакханалию и сохранили много дискриминационных законов, им заведенных. Но они прекратили клеветническую кампанию против советских евреев, какая велась при Сталине во всей печати страны. Еврей стал фигурой умолчания, слово еврей нигде не упоминалось, даже когда писали о них. Наличие антисемитизма в Сов.Союзе категорически отрицалось, не только в настоящем, но и в прошлом при Сталине.

Новое в антисемитской деятельности Советского руководства заключалось в том, что центр внимания был перенесен с еврейской общины в Сов.Союзе на весь еврейский народ во всем мире. Огонь был нацелен на сионистов, а сионистами были объявлены все евреи поголовно и даже неевреи, если они только сочувствуют евреям. Так автор статьи в Комсомольской Правде, некий Евсеев, договорился до того, что в США имеются 25 миллионов сионистов, в то время, что там всего без малого шесть миллионов евреев.

Против всемирного еврейства развернулась грязная клевета, в духе “Протоколов сионских мудрецов”. Особое место отведено борьбе с еврейским государством, борьба фактически направленная на полное уничтожение, хотя на словах это и отрицается.

Одним словом, социализм не только не устранил антисемитизм, а взял его на полное свое вооружение.

И тут мы вернемся к вопросу о “хедере”. Исчезновение “хедера” в результате Октябрьской революции явилось большим благом для еврейских детей. Но пока жив антисемитизм, еврейские мальчик и девочка не должны терять национальную почву из под ног. Они должны знать историю своего народа и историю вечных преследований его. Когда растешь среди людей, каждый из которых привязан к какой-нибудь национальности, потерять связь со своей нацией, или вернее расти без всякого национального чувства, это значить расти сиротой, без роду и племени. Это вредно для детей каждой национальности, тем более для еврейских детей, которые иногда встречают вражду и презрение, которых награждают презрительными кличками. Такой школьник падет духом, если он сам ничего не будет знать о своем народе, о его величии и падении, об истории вражды к нему и ее причинах. Его надо ознакомить с литературно-историческими памятниками еврейства, с великими соплеменниками, а главное с многовекой мученической историей. Знание истории своего народа будет для него защитной броней против всяких антисемитов, фашистов и расистов.

Конечно учебная литература “хедера” для этой цели абсолютна непригодна. Надо создать краткий исторический учебник, освободив его от всякого религиозного и мифического хлама, и в общих школах знакомить с ним еврейских детей, каким правом пользуются дети всех других национальностей.


Оглавление Предыдущая глава Следующая глава

На главную страницу сайта