РЕКВИЕМ ПО ДУХОВНОМУ ГЕНОФОНДУ
Как мы уже писали в первом разделе, в 30-е годы в Красноярске было немало музыкально одаренных людей, которые работали в профессиональных коллективах или выступали в художественной самодеятельности. Черная коса репрессий снесла головы наиболее талантливым и в этой, казалось бы, совсем безобидной среде.
Много лет в городе жил и работал человек большой музыкальной культуры и эрудиции, Самуил Федорович Абоянцев. Родился он в 1889 г. Экстерном закончил гимназию. Учился в Томском музыкальном техникуме. Природная одаренность и трудолюбие позволили ему в короткое время стать известным в городе музыкантом. Он был преподавателем Народной консерватории, организованной в 1920 г., позднее ставшей музыкальным техникумом, короткое время был его директором, а потом тяжело заболел туберкулезом тазобедренного сустава, в результате чего одна нога у него стала полностью неподвижной. Самуил Федорович был известен в городе как прекрасный хормейстер. В те годы вообще увлекались хоровым пением. Хоры возникали на предприятиях, в учреждениях, в вузах. Абоянцев в 20-е годы был хормейстером губернского показательного хора, не только выступавшего с концертами, но и обслуживавшего драматические спектакли в городском театре. Позднее он был хормейстером периодически возникающих оперных групп, руководителем художественной самодеятельности пединститута, работал руководителем хора в радиокомитете. Был одним из организаторов филармонического общества. По воспоминаниям старожилов, он был какое-то время регентом церковного хора в снесенном впоследствии соборе на центральной площади. Перед арестом работал дирижером хора управления по делам искусств при Красноярском крайисполкоме. Арестован 2 июля 1937 г. по делу "краевого бюро," 23 августа расстрелян.
10-15 февраля 1938 г. в городском драматическом театре им.Пушкина были арестованы 9 музыкантов оркестра во главе с дирижером, А.Л.Марксоном. Музыканты обвинялись в том, что были активными участниками контрреволюционной белогвардейско-повстанческой организации, ставящей целью свержение Советской власти: собирались в репетиционной комнате театра и всячески клеветали на советскую власть. Нашлось достаточно "свидетелей" из родного оркестра, постаравшихся оклеветать арестованных. Что ими руководило - страх, зависть или врожденная подлость - этого мы уже не узнаем. 26 февраля в 23 часа все девять музыкантов были расстреляны.
Абрам Леонтьевич Марксон
окончил Томский музыкальный техникум, затем 2
курса Петербургской консерватории по классу
скрипки. Был одним из первых педагогов Народной
консерватории, позднее работал в музыкальном
техникуме. Сам прекрасный скрипач, он много сил
отдавал обучению молодых музыкантов. Был
дирижером вновь созданного после революции
симфонического оркестра, одним из организаторов
филармонического общества. Ни одно музыкальное
событие в городе не обходилось без его участия.
Константин Борисович
Коткин в оркестре театра был тромбонистом.
Его семью после ареста выбросили из квартиры. В
феврале по почте вдруг пришла записка:
"Принесите поесть". Но в тюрьме передачу не
приняли. Очевидно, Константина Борисовича уже не
было в живых.
Александр Яковлевич Лазовский
имел домашнее музыкальное образование, в
оркестре играл на флейте.
Александр Авдеевич Макаров до
революции 25 лет служил в лейбгвардейском полку. В
оркестре играл на баритоне. Во время допроса
пытался выброситься из окна.
Яков Самойлович Шохерман в 1930 г. был
сослан на Север. Позднее поселился в Красноярске,
в оркестре играл на скрипке.
Михаил Алексеевич Авраменко окончил духовную академию, одно время преподавал в духовной семинарии. В оркестре играл на виолончели и контрабасе.
Рувим Семенович Синец в оркестре
играл на валторне.
Яков Денисович Хаврай в 1930 г. сослан на
Север, позднее переехал в Красноярск.
Анатолий Владмимирович Арапов учился в
Народной консерватории. В оркестре играл на
скрипке.
Групповой арест. Групповой расстрел. Страшное
время.
О Михаиле
Васильевиче Лисовском мы знаем довольно
много. Закончил в Красноярске курсы
судоводителей, с 1922 по 1933 г. плавал по Енисею на
пароходах "Спартак", "Сталин", "Ян
Рудзутак" и других, сначала практикантом,
затем вторым и первым помощником капитана, а в
последний год - капитаном. Будучи большим
любителем природы, все свободное время зимой и
летом проводил на "Столбах". В 1935 г. вместе с
друзьями по пароходству А.В.Телегиным и
С.А.Хрущевым построил в логу между
Калтатом и Моховой избушку, которая пользовалась
среди столбистов большой популярностью. Михаил
Васильевич занимался спортом: волейболом,
футболом, прекрасно ходил на лыжах. Но самым
большим его увлечением был театр. Закончив
студию при городском драматическом театре, он
руководил драматическим коллективом водников
при клубе "Красный бурлак", потом стал
режиссером в Доме Учителя. По воспоминаниям
старожилов, Михаил Васильевич был
жизнерадостным, энергичным, талантливым
человеком, писал прекрасные стихи, сам играл в
спектаклях. Сохранилась программа поставленного
им в городском драмтеатре сказочного, с
прекрасными декорациями, спектакля
"Столбы", сценарий которого написал
Константин Боровский.
16 октября 1937 г. Михаил Васильевич был
арестован и 13 ноября того же года - расстрелян.
Обвиняли его в идеологическом разложении
советских граждан постановкой антисоветских
пьес. Хотя Лисовский не ставил крамольных пьес,
он был заподозрен в том, что ХОТЕЛ их поставить,
за что и получил пулю в затылок. Его избушка по
приказу директора заповедника была разобрана,
перевезена в другое место и перестроена на баню.
Хрущев с Телегиным тоже были арестованы.
Георгий
Ильич Трошин закончил городское и
землемерное училища. Имея незаурядные
музыкальные способности, самостоятельно освоил
музыкальную грамоту и начал играть на струнных
инструментах (в основном на балалайке). В
училищах были неплохие оркестры народных
инструментов. В дальнейшем в его жизни
переплетаются два занятия: землеустройство и
музыка. Постепенно музыка выходит на первый план.
Георгий Ильич становится
виртуозом-исполнителем, лучшим в Красноярске и
губернии. Работает солистом-инструктором
великорусского оркестра под руководством
Б.Е.Авксеньева, выступает с сольными концертными
программами. В его репертуаре русские и
украинские песни, русская и зарубежная классика.
Все его выступления пользуются неизменным
успехом у красноярской публики. В 1923 г. при клубе
"Красный октябрь" был создан новый
великорусский оркестр. Георгий Ильич стал его
руководителем. В этом оркестре играл совсем еще
юный Б.С.Феоктистов, ставший впоследствии
известным в стране солистом-балалаечником. В 30-е
годы много работает на радио.
Как порванная струна, в расцвете творчества оборвалась его жизнь. 16 августа 1937 г. он был арестован и 26 октября 1937 года - расстрелян. И только спустя годы, когда наступила "оттепель", стали вслух вспоминать об этом сибирском самородке и его великолепной игре на балалайке. Б.С.Феоктистов, приезжая в Красноярск с концертами, по радио телевидению и в печати сказал много теплых слов о Георгии Ильиче, талантливом человеке, с которым на короткое время его связала в юности творческая судьба.
Интересна судьба одной из двух его прекрасных концертных балалаек. В оркестре играл некто Сумкин, сотрудник НКВД. Незадолго до ареста он пришел к Трошиным и попросил на время балалайку (очевидно, знал, что Георгия Ильича вскоре арестуют). А потом, конечно, не счел нужным вернуть инструмент жене Трошина.
Михаил Григорьевич
Окнинский был яркой личностью на
музыкальном небосклоне Красноярска в 30-е годы.
Выросший в семье военного, он получил прекрасное
домашнее музыкальное образование. Его яркий,
самобытный талант проявлялся во всем: он
прекрасно играл на фортепьяно, валторне,
струнных инструментах. Был известным в городе
аккомпаниатором, выступал как солист на
концертах и по радио. Но особенно всех восхищали
его прекрасные, совершенно неожиданные
импровизации на фортепьяно, поражавшие
искрометностью исполнения. Михаил Григорьевич
был арестован в 1937 году. Домой не вернулся.
Дальнейшая его судьба неизвестна.
Вот так поработало Красноярское НКВД на поприще
культуры, не оставив на музыкальном небосклоне
Красноярска мало-мальски приметной звездочки.
Чего ж теперь удивляться полупустым залам во
время концертов.
На начало статьи На предыдущую главу На следующую главу