01.11.2017
Александр Викторович Телегин родился в 1883 году в селе Фомино Новгородской губернии в многодетной семье потомственного дворянина Виктора Александровича Телегина. В семье было девять детей. С детства мальчик проявлял интерес к технике, к конструированию, к механизмам, любил мастерить.
Спасенный Телегиным пароход "Стрела"
В возрасте 14 лет Александр поступил учиться в Александровское техническое училище в Череповце. Выпускники училища получали гуманитарное и техническое образование широкого профиля. В 1903 году юноша окончил училище с отличием и званием машиниста. По распределению он попал в Томский водный округ Министерства путей сообщения, где был назначен командиром-машинистом парохода «Стрела» Енисейского участка технического надзора в Красноярске.
В 1906 году во время ледохода 23-летний Александр Викторович спас пароход, за что был награжден орденом Анны 1-й степени, а помогавший ему в этом кочегар Иван Богданов — денежное вознаграждение в 50 рублей золотом.
С 1907 по 1911 годы Телегин работал заведующим землечерпательного каравана "Сибирская-3", с 1911 по 1917 годы — заведующим зимовкой судов и мастерскими Красноярского затона.
К тому времени Телегин уже был женат и имел четверых детей. Семья жила в доме на территории затона.
В 1918 году Телегин стал совладельцем и председателем правления Красноярского механического завода, который выполнял заказы для армии адмирала Колчака.
В январе 1920 года армия Колчака была разбита, и в Красноярске была установлена советская власть. 10 февраля 1920 года Александр Викторович был арестован по доносу. Его обвинили в службе в казачьих частях белой армии, но благодаря хлопотам жены Натальи Леонидовны, собравшей подписи речников в его защиту, он был освобожден, а дело было прекращено. Более того, его назначили директором судоподъемной партии на Енисее.
Под руководством Телегина прошла успешная операция по подъему парохода "Красноярец", затонувшего осенью 1919, а затем, в 1926 году, экспедиция по завозу грузов по реке Нижняя Тунгуска. Для этого он на базе местного механического завода организовал строительство моторного катера «Опыт». В этом ему помогали его брат Сергей и трое сыновей — Виктор, Леонид и Ростислав. И хотя первый опыт по доставке грузов был не совсем удачным, все же, учитывая отсутствие какой-либо судоходной обстановки в этом районе, он был отмечен как положительный. Комитет Севера особо отметил тогда, что «завоз грузов по реке Нижняя Тунгуска при помощи моторных катеров в осенний период, отказ, таким образом, от «лямочного» способа должен принести большую экономию расходования средств и увеличения грузооборота».
В 1928 году на левом берегу Кузнечной протоки было построено двухэтажное деревянное здание, ставшее основой Красноярской судоверфи. Первым техническим директором ее был назначен Александр Викторович Телегин.
В последующие годы на верфи было построено несколько опытных моторных катеров — «Тунгус», «Орон» и др.
В 1930 Телегин был командирован в Германию для закупки большой партии авиационных моторов для судоверфи. Эти моторы затем были переделаны в судовые двигатели.
В 1933 году Телегин был назначен начальником нового судостроительного отдела завода «Красмашстрой», где он начал строить суда с дистанционным управлением двигателями из рулевой рубки, а также пассажирские суда, главным образом для разных переправ на Енисее. Так, в 1936 году были спущены на воду речные трамваи «Большой Красноярск» и «Комсомолец Гладков». При Телегине началось производство газогенераторных судовых установок.
В 1930-е годы Александр Викторович увлекся альпинизмом и стал посещать Красноярские Столбы — уникальный заповедник в Красноярском крае, расположенный на северо-западных отрогах Восточных Саян. Основной достопримечательностью заповедника являются скалы — столбы. Местные жители с середины XIX века «ходят» на столбы. Вокруг скал сложилось уникальное социо-культурное сообщество столбистов с богатой историей, собственным языком и этическим кодексом.
В марте 1936 года Телегин по приказу наркома тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе был награжден Почетной грамотой и памятным нагрудным знаком за внедрение стахановских методов работы в судостроении.
Но через полгода его судьба круто изменилась: 1 ноября 1936 года его арестовали по обвинению в том, что он якобы проводил контрреволюционную работу среди рабочих «Красмашстроя». При обыске у него изъяли 700 различных чертежей, 85 фотокарточек и 2 охотничьих ножа.
4 августа 1937 года и.о. помощника военного прокурора СибВО по Красноярскому краю военный юрист Киреев постановил, что «материалами следствия виновность Телегина А.В. полностью доказана в том, что он являлся активным участником контрреволюционной троцкистской шпионско-диверсионной террористической организации, созданной на «Красмашвагонстрое» агентами германской и японской разведок в 1935 году».
Телегина продержали в следственном изоляторе почти год. 29 октября 1937 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его к расстрелу. Судебное разбирательство заняло 20 минут. Приговор был приведен в исполнение в тот же день. Ему было 54 года.
Александр Викторович Телегин был реабилитирован в 1956 году за отсутствием состава преступления. Тогда же семья получила ложное свидетельство о смерти, в котором было записано, что А. В. Телегин умер 13 августа 1939 года, а вместо причины смерти стоял прочерк.
* * *
Подробнее об Александре Викторовиче Телегине можно прочитать в материалах,
подготовленных Красноярским обществом “Мемориал”: “Первый директор”;(Глава
из книги Удовича В.П. «Красноярский судостроительный» Красноярск, 1999 г.) и
“Красноярский
судостроитель Телегин”
Архивные фотографии и документы следственного дела
Церемония установки таблички «Последнего адреса»
Фото: столбист Сергей Ноздрин