Приём посетителей ведётся у нас с 1988 г. В первые годы к нам обращались большей частью для того, чтобы рассказать или о своей судьбе, или о своих родственниках, попавших в жернова коммунистического террора. С принятием в 1991 году Закона "О реабилитации жертв политических репрессий" к нам всё чаще стали обращаться за помощью в получении реабилитации, с 1993 года также за помощью в получении справок о признании пострадавшими от политических репрессий (см. ст. 2' Закона о реабилитации), позднее и за помощью в получении компенсации за незаконно конфискованное имущество (см. ст. 16' Закона о реабилитации). Поэтому с 1993 года мы начали вести приём уже не раз в неделю, а ежедневно (кроме выходных).
Работа с посетителями у нас основана на итеративном принципе, то есть, начав решать вопрос, мы стараемся "дорешать" его до конца. Объяснять людям, куда и как запрашивать, часто бывает бесполезно: многие не очень грамотны. Это ненадёжно и слишком долго. Надёжнее самим готовить запросы и самим отсылать по назначению.
Решение конкретного вопроса часто занимает не один месяц. Если вопрос заключается в том, что у человека посадили отца, скажем, в Омской области, а никаких документов об этом у него ещё нет, то сначала нужен запрос в Управление ФСБ по Омской области, и через два месяца придёт ответ. Тогда можно уже запросить справку о реабилитации отца, скажем, из Омского облсуда. Это ещё месяц-полтора. И, наконец, заявление в прокуратуру Омской области о признании пострадавшим. Ещё месяц-полтора, и получен конечный результат: справка о признании пострадавшим. Тогда мы объясняем, с чем и к кому следует идти в собес, и какие в результате появятся льготы.
То есть, решение вопроса занимает 4-5 месяцев, даже в таком простейшем случае. "С нуля" он решается в три итерации, за шесть обращений. Бывают и такие сложные многоступенчатые вопросы, которые решаются год и больше. А одному бывшему узнику пришлось ждать пересмотра своего дела в Верховном суде РФ без малого три года!
Многие посетители приходят к нам по рекомендациям краевой прокуратуры или УВД. Их направляют к нам по разным причинам: у одних вопрос не по нашему региону, у других не хватает документов или документы содержат ошибки. К тому же прокуратура не занимается проблемами ссыльных, это в компетенции УВД; УВД не занимается вопросами компенсации за утраченное имущество, и т.п. Мы же стараемся решить вопрос в полном объёме.
Посетители приходят и говорят: мне надо получить то-то. А мы отвечаем: вот когда посмотрим Ваш вопрос, тогда и скажем, что Вам нужно. Часто приходят люди с целью получить справку о признании пострадавшим, а оказывается, что им и реабилитацию надо получать: были в ссылке. Бывает даже, что они сами об этом не знают (что были в ссылке), а нам это видно по документам, которые они сами же и принесли.
К нам обращаются также и по почте (в последние годы и по e-mail, в том числе из зарубежных стран). Нередко от посетителей мы узнаём, что какие-то нерешённые вопросы "по нашему профилю" есть у их знакомых или родственников, или они сами приводят к нам таких людей.
С 1996 года у нас ведётся учёт приёма посетителей. Данные о приёме представлены здесь в таблицах. В них также указано, сколько и каких запросов, заявлений в суд и т.п. мы подготовили.
Таблицы приёма: 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Материалы по теме: