Федор Романюк. Мысли и воспомнания
Кронштадтский Пастырь пользовался исключительной известностью в России среди верующих. Не только православные, но к нему проникались уважением даже инаковерующие. И это является отзвуком молитвенных подвигов самого отца Иоанна, простиравшего свою любовь и молитву не все грешное человечество в целом. Чуткие души это познавали и влеклись к нему своими сердцами. Батюшка всегда был на народе. Где бы Он ни появлялся, сейчас же вокруг Него набиралась толпа. Народ окружал и теснил Его. Нужны были в храме предохранительные решетки, обеспечивающие Ему свободу действий в церкви при священнослужении. Нужны были закрытые экипажи и борзые кони, чтобы избавлять Его от бесконечной задержки людьми, устремлявшимися к нему за благославлением. У Батюшки, как священника и духовника, было много усердных почитателей. Все стремились к Батюшке, ища исцеления недугов душевных и телесных. Им хотелось пред Ним открыть свою душу, выявить все, что там имеется худого, греховного. Им хотелось попасть к Батюшке на исповедь. При множестве исповедников, у Батюшки не было физической возможности принять на исповедь каждого порознь. Понадобилась исповедь особого рода: общая исповедь. Она применялась тогда, когда набиралось большое число исповедников. Пришлось однажды и мне принять участие в этой общей исповеди. Это было в Великую среду 1906 г. К назначенному времени собралось к Андреевскому собору много народа. Довольно обширный храм не вмещал говевших. Храм битком набит народом. В церкви чувствовалось какая-то торжественность и величие момента. Все ждали приезда и появления Батюшки. Вдруг в церкви произошло в народе какое-то движение, все зашевелились, все как будто встрепенулось. Послышались негромкие слова: "Батюшка едет". Еще несколько минут и на амвоне появляется Дорогой Батюшка в епитрахили. Прочитав пред образом Спасителя положенные молитвы, Он обратился к народу с призывом к сердечному раскаянию во грехах. Примером действенного раскаяния во грехах он указал святого пророка и царя Давида, который, будучи увлечен страстию к женщине, совершил двойной грех - прелюбодеяние и убийство, но был обличен пророком, восчувствовал тяжесть грехопадения, плакал, постился, сожалел о содеянном и просил у Бога прощения. Это прощение ему было даровано, и грех не погубил его. После покаяния в грехопадении, он стал лучше, чем был до этого. После этого краткого слова, Батюшка громко призвал народ к покаянию, воскликнув "Кайтесь". Это слово произвело на присутствующих какое-то необыкновенное действие. В ответ на него раскрылись сердца и уста у всех присутствовавших. Все, как один, возрыдали слезами покаяния. Пол в храме был облит слезами. Каждый без стыда выявлял во услышание все свои тайные грехи, которые в обычное время стыда ради тщательно скрываются от людей. Все плакали, все рыдали, все высказывали, выявляли свой срам. Но никто не слышал грехов другого. Каждый был занят только собой, анализом только собственной жизни. Соответствующим движением руки, в котором мне было показана и безмерная любовь Божия к людям, (но) и грозное предостережение от злоупотребления божественным долготерпением Божиим, Батюшка положил предел рыданию, а разрешительной молитвой примирил нас с Богом. Мы возродились, обновились, мы омылись в собственных слезах. Произошло нечто незабываемое, великое, самое лучшее в жизни. Как жаль, что это было только раз в моей жизни. Это была как бы купель Силоамская, омывавшая душевную скверну, это было как бы рождение свыше от слезной воды и Духа. Душа восприняла семя жизни вечной. Все блага мира в глазах моих утратили значительную часть своей ценности.
Оглавление Предыдущая глава Следующая глава