Федор Романюк. Мысли и воспоминания
Я - православный священник, почитатель о.Иоанна Кронштадтского в возрасте 76 лет. Священному Синоду, а через него и всем архипастырям Православной Русской Церкви предложил на обсуждение мой взгляд на Отца Иоанна. Хотя духовная власть мне ничего не ответила, но нашла необходимым, по-видимому, за это исключить из числа пастырей, обслуживающих Русскую Православную Церковь. Быть может наши архипастыри боятся быть причастными моему благоговейному взгляду на о.Иоанна по тем причинам, что знаменитый святый муж и великий чудотворец осудил приближавшуюся революцию, которая так восхваляется на весь мир вот уже 44 года. Как великий праведник, прозорливый пророк и Отец Церкви он видел, что революция принесет для Церкви Христовой и для всех верующих. Искоренением религиозных устоев партия коммунистическая развращает и толкает в пропасть. Готовит народу гибель, ибо, как мы верим, бунт против Бога будет наказан правосудием. Если Бог есть, а Он, мы верим, есть, то Он не будет выслушивать от своей твари такое поругание вечно. Если за одно слово против Сов.власти и против Сталина посылали "на Луну", "пускали в расход", отсылали "налево", "придавляли к ногтю", жестоко карая смертью миллионы лиц, то кто может допустить, чтобы, восстающий против Владыки вселенной, не был призван к порядку и чтобы ему не было указано достойно место во вселенной. Мы верим и твердо убеждены, что грешный будет наказан за беззаконие, которое начинает достигать своего апогея.
Коммунистическая партия, безусловно, всемерно старается дать обществу счастливую жизнь, понимаемую так, чтобы человек был досыта накормлен, одет и имел кров. И эту заботу надо ценить и приветствовать. Но для человека этого мало. Для человека потребно веселие сердца, свобода личности и отсутствие цепей подчинения другому. Коммунизм этого не даст, хотя бы человек и был всем внешним наполнен до отказа. Он сам себе не будет хозяин. В этом весь трагизм. Но и эта невысокая цель трудно достигается и не будет достигнута никогда по той простой причине, что человек маломощен, что ему суждены только злые (и благие) порывы и свершить их, не дано. Построение коммунизма доведено до конца не будет. Эта затея богоборная и как таковая затея самонадеянная не осуществится. Священное писание свидетельствует о том, что царство земное сокрушится за беззаконие, за общую греховность, как горшок о горшок. Один народ будет наказан мечом другого, и никто этого н отвратит. Люди будет истреблять друг друга в наказание за попрание заповеди Христовой: "любите друг друга". Последует всемирная катастрофа. Народ сделается как бы пищею огня: не пощадит человек брата своего. Таков будет финал в жизни народов, отступивших от Господа. Все человечество отступает от Господа и силою свыше будет привлечено к ответственности. Партия объявила борьбу с Богом. Безумная. Разве человеку смертному, однодневному бороться с природой ея хозяином?
***
Господь посрамляет большевистскую гордыню. На страницах печати нередко приходится читать хвастливые до бесстыдства речи о тех успехах, какие они будут иметь в будущем в отношении, например, удоя молока от каждой коровы, сколько соберут пшеницы с гектара и т.п. До тошноты противно читать такое хвастовство, свойственное, может быть, только неразумным детям. И очень часто жестоко посрамляются в своих заверениях о будущих своих успехах. Вознамерились поднять животноводство. Как же оно было на деле поднято, хотя бы, примерно, в Крутихинском колхозе. По весне за отсутствием корма передохло множество скота. Чуть ли не все остальные коровы абортировали. Хвастались, идучи на рать - снять богатый урожай с целинных и залежных земель. Действительно, Бог послал урожай обильный. Но большевики не приписывают тот урожай Богу, а самим себе: успехам агротехники или случайно поблагоприятствовавшей природе. И вот, когда в печати на весть мир проголосили о том сколько они соберут по всему Алтайскому краю хлеба (400 мил. пудов), Господь, посрамляя бесстыдное самонадеянное хвастовство, не дал благовременно хорошей солнечной погоды, содействующей уборке урожая, давая уразуметь, что труды человека не могут увенчаться успехом, если не будет благословения неба. Мне кажется, что неблаговременные дожди, опрокидывающие самонадеянные расчеты гордецов-безбожников, можно рассматривать, как ответ Божий на призыв партии усилить хулу на Бога через посредство антирелигиозной пропаганды. Господь посылает казни, явно наказывая развращенный и безбожный мир за беззакония. Чем же иным можно объяснить такие ужасные явления как мировые и др. войны, землетрясения, весьма участившиеся за последнее время, страшные засухи или наоборот неблаговременные дожди или эпидемические заболевания или развал семьи и рождение женщинами уродов-чудовищ. Нужно иметь только глаза, чтобы видеть явно совершающиеся над народами суды Божии. Бедствия, предсказанные в слове Божием, совершаются во всей точности на наших глазах.
(пропуск - стр.484-стр.537)
***
Пребывание в исправительных лагерях в продолжение более 15 лет дает памяти моей ту или иную страничку. Вот, например, помнится как в день ангела моей жены Пелагеи 8/X был позван ко мне мой созаключенник священник Захарий Куценко, чтобы вместе разделить скромную лагерную трапезу. Можно предположить, что у меня было что-либо из снедей, посланных родными в посылке. Куценко рассказал мне сон. Виделось, что мы с ним были в церкви и во святом алтаре. Там был и Дорогой Батюшка, отец Иоанн Кронштадтский. Он исповедывал человека. О.Захарий видел, что Дорогой Батюшка нечто сказал мне тихо, на ухо. О.Захарий спросил, что сказал мне отец Иоанн. "Он мне сказал, чтобы я исповедал его дочь". Там в алтаре было священническое облачение старое, зеленовато-золотистого цвета. На человека небольшого роста. О.Захарий спрашивает меня: "Чье это облачение?" Я отвечаю: "Это облачение Батюшки, отца Иоанна". О.Захарий говорит: "Я полагал, что о.Иоанн высокого роста, а оказывается, что облачение короткое". В это время приносят облачение совсем новое. "Кому же это облачение?", - спрашивает меня о.Захарий. "В этом будет служить отец Иоанн, а в этом старом Его облачении буду служить я". О, если бы Господь по предстательству Дорогого Батюшки облек в облачение, в котором служил Господу в земном житие Своем приснопамятный Дорогой Батюшка о.Иоанн, т.е. в облачении праведности.
***
Моисей принес народу своему, выведенному им из египетской неволи богодарованные скрижали. В священном гневе сокрушил святыню, увидя развращение народа и идопоклонство. Так и теперь допущено Богом истребление и осквернение святынь: храмов, монастырей, поругание мощей, икон, умерщвление священников, монашествующих. В чем тяжесть греха? Как тогда, так и теперь - в отступлении от Бога, в измене тогда Моисею и Богу, а теперь в измене Богу и Христу. Во времена оды евреи проявили пренебрежение к тем разительным чудесам, которые были явлены Богом всему миру в казнях египетских и в чудесном переходе через море. Люди готовы были возвратиться к той самой жизни, из которой с таким трудом были изведены. Поклонились золотому идолу. При этом косвенно был повинен и Аарон. Во всем этом легко усматривается прообразование. Будучи предрасположены к возвращению во Египет, они вознамерились стать под покровительство и египетских богов, в частности тельца. Мотивировали свое намерение неизвестностью судьбы Моисея, долгое время не возвращавшегося с горы, где он пребывал у Бога. Все это разительно напоминает все происходящее на наших глазах в мире христианском. Христос, искупив род людской крестными страданиями от греха проклятия и смерти, промыслительно отлучился ко Отцу небесному, давая возможность, пользуясь заветами Христа и силою таинств, дарованных Церкви, восходя от силы в силу, спасаться. При этом Он заповедывал бодрствовать и ждать Его. Но Господу угодно было замедлить возвращение, быть может, в целях испытания в верности своих последователей. И что же? Послышался предсказанный ап.Петром ропот: "Где обестование Его пришествия" ибо с тех пор живут люди все так же". При этом нашла место для своего проявления, кроющаяся в недрах падшей человеческой природы, тайная некая лукавая неприязнь ко Христу, по-видимому за то, что Он не позволяет своим последователям на сем свете пожить всласть, а требует подвига ради обещаемых Им будущих благ. Отступая от Христа, как своего Владыки и Господа, они сказали уже открыто, разрушая храмы, отвергая Церковь, избивая служителей Христовых и попирая все Христово. В этот самый момент богоотступничества Господь сошел с небес и явился в Кронштадте. Его низвел с небес Отец Иоанн Кронштадтский подвигом своей души, подвигом священнического и пастырского служения. Он нашел Христа в Церкви и принял в себя Его плоть и кровь, которыми Он непрестанно питался. Своею проповедью как громогласною трубою он разбудил христианский мир от греховной спячки. Все очнулись и заговорили о Нем и те из христиан, кои были представлены к сему восчувствовали приблизившегося Господа, познавшего сущих Своя. Слезным покаянием они были запечатлены как свои Сыну Человеческому, и двери затворились. Над прочими же открылись суды Божии в изливаемых свыше фиалах гнева Божия, во всевозможных злостраданиях, цель которых - пробуждение приведение людей в разум, в познании истины Божией и во нравственном уврачевании. Христос - любовь. Его заповедь: "любите друг друга". Кто отвергает заповедь о любви, тот враг Христа. К ним относятся слова Евангелия: "Тех, кто не хотел, чтобы Я царствовал над ними, приведите и избейте предо мною". Отвергнув заповедь Христа о любви друг ко другу, люди естественно поддались чувству противоположному - злобе, ненависти друг ко другу под видом борьбы за существование и стали истреблять друг друга, исполняя праведный приговор Христа о необходимости праведного отмщения.
(пропуск - стр.543-стр.555)
25/YIII-44г.
Оглавление Предыдущая глава Следующая глава