Федор Романюк. Мысли и воспоминания
Ингаш
Милая Фросенька! Сердечно благодарю за память, за письмо. В письме ты просишь как можно скорее дать тебе ответ. Милая Фосенька! Написать тебе раньше не мог. Письмо, посланное тобою 24 мая, мною получено только 24 августа, т.е. из Абакана Красноярского края до Ингаша того же самого Красноярского края письмо шло вместо 2-3 дней 13 недель. За это нужно благодарить почту и наркомат связи. Вчера вечером, придя с работы и увидев твое письмо, встревожился. Приготовился услышать какое-нибудь неприятное уведомление, например уведомление о болезни или смерти сестры Агафии, которая одна только писала мне из Абакана. Но, прочитав, я все понял. Пожалел тебя, но больше пожалел твою несчастную свекровку, твою злую мучительницу. Ты, Фросенька, подумай и сама хорошо рассуди, кому из вас легче живется, тебе или свекровке и убедишься, что тебе
все же легче жить, чем ей. Тебе, конечно, очень тяжело, потому что живешь рядом с таким тяжелым человеком. Если только близко быть к ней тебе тягостно, то легче ли ей самой быть такою, хотя быть может она уже и привыкла к своей этой тяжести, но от этого сущность дела для нея не меняется. Ты можешь отойти от нея, ее можно оставить, как мы отходим от того места, где дурно пахнет или от трупа, издающего смрад. Она же от себя самой удалиться не может. Жалкий она человек. Фросенька, родная, прими мой дружеский совет: потерпи еще немножко. Чтобы тебе легче было переносить все эти неприятности, то посчитай для себя наказанием за все грехи твои, которыми все мы очень богаты. Поверь мне, Фрося, что все это пройдет как сон. Я думаю, что недалек тот день, когда получишь избавление. Бывает так, что чем острее страдание, тем оно скорее кончается. Припоминается мне случай из практики моей пастырской работы. У некоей Анастасии была свекровка, которая тяжело болела многие годы, оставаясь почти без движения. Нужно было этой Анастасии за больной столько лет ухаживать, выносить из-под нее и все прочее такое. И вот, наконец, свекровка умирает. Я ее хороню. Все рады ея смерти, так как всем уже она стала в тягость. Каково же мое было удивление, когда я увидел сноху горько плачущей. Плакала только она одна. Ее спрашиваю: "Чего ты плачешь? Разве тебе еще не надоело за ней ухаживать: переодевать, поднимать, мыть и т.п." Анастасия отвечает: "Батюшка, я плачу от радости". Выходит так, что к радости привели Анастасию предшествующие тяготы. Не будь этих тягот, не было бы и радости. Так, Фросенька, и всегда бывает, что скорби сменяются радостями и наоборот. Мне тебя жаль и желаю тебе облегчения. Потерпи немного и получишь милость. Важнее, что с мужем живешь согласно. Старые же люди, какова и твоя свекровка, часто бывают капризны, ворчливы, придирчивы, особенно из тех, которые не были в заключении, ни на войне, ни в голоде, ни в холоде, вообще не видели большой беды. Советую неразумные слова свекровки оставлять без внимания. Они как ветер - пошумят и утихнут. В общем, Фросенька, еще немного потерпи. Из-за дурного характера свекровки мужа оставлять не советую. Не забывай, милая, что не у тебя одной есть скорби, есть они и у всех. И у всех они одинаковы и не у всех они бывают нами видимы. Думаю, что трудно найти семью, где бы не было той или иной неприятности. Такое уж мы переживаем время. Такова наша доля. Все, что посылает нам Господь нужно принимать покорно и с благодарением не только радости, но и разного рода тяготы. Тяготы врачуют наши души. Мы ведь иногда и деньгами платим за горькие лекарства, которыми хотим оздоровить тело. А здесь дело идет о пользе для души бессмертной.***
Блудников и прелюбодеев судит Бог внутренне через угрызения совести, внешне - через страдания плоти, через разные неблагоприятные жизненные обстоятельства. Таков я. Меня постоянно зазирает совесть. По внешнему человеку для уврачевания мук блудных грехопадений мне в удел назначено, как я помышляю, бездомность, целожизненное скитание вместе с семьей по чужим квартирам
, материальная скудость, разлуки с семьей и родными, многократная судимость, затем тюрьмы, этапы, лагеря, тяжелые физические работы, скудость в питании, иногда в одежде, недомогание. Ото всюду тесноты. Многие скорби грешному. Исполняется слово Писания: "пасый любодейцы - обеднеет". Значит и наоборот, подвизающийся за чистоту и целомудрие избежит подобного жребия. Ничего подобного не случилось с Дорогим Батюшкой. На Нем исполнилось другое слово из Писания: "ищите прежде Царствия Божия и правды Его и сия вся - внешнее благополучие - приложится". Вот Ему и приложилось как никому, приложилось все: и кров, и пища, и одежда, и премудрость, и святость, и слава и все.(пропуск - стр.563-до конца книги (стр.594)
Оглавление Предыдущая глава Следующая глава