Федор Романюк. Мысли и воспоминания
Две стороны одной медали
Две стороны жизни нардов страны Советов: жизнь внешняя промышленно-экономическая и жизнь внутренняя - психо-морально идеологическая. С внешней стороны страна Советов - великая, могущественная держава, первая в мире по занимаемой территории. Такою же она представляется по развитию техники и науки, по масштабам снабжения быта народа всякого рода машинами. Теперь советский человек не станет завидовать индустриальной загранице, как это делалось в дореволюционное время, когда бурлаки на Волге, тащив на лямках своих плеч груженную баржу против течения или рабочий на заводе, с обидой на свой тяжелый 10-11 часовой рабочий день пел грустную песню: "англичанин - мудрец, чтоб работе помочь изобрел за машиной машину, а наш русский мужик коль работать невмочь - он затянет родную дубину: "Эй, дубинушка, ухнем, эй, зеленая, сама пойдет, подернем, подернем, да ухнем". Теперь страна Советов до предела нагружена машинами всякого рода и всякого калибра. По части индустрии страна покрыта густой сетью фабрик и заводов. По части народного образования Советы, безусловно, заняли первое место в мире. Школ всяких типов и рангов тоже, как ни в какой другой стране. На высоком уровне развития маячит на экране мировой экономики СССР по электрификации, гидростроительству, жилстроительству (в особенности). Что же касается печати и книгоиздательства, журналистики и газетного дела, то и в этом отношении СССР принадлежит первое место во всем мире. Так внешне выглядит индустриально-экономическая жизнь нашей Родины.
Взглянем на другую сторону медали. Внимательно рассмотрим жизнь народов страны атеизма со стороны духовно-нравственной. О, злая ирония судьбы. Прямо противоположно росту экономики, школьного образования умножается преступность в народе, падают нравы и даже не на столько, а во много раз прогрессивнее. Показателем морального уровня народа является число заключенных. Страна, именующая себя страной свободы, является страной преступности, страной тюрем и исправительных лагерей. В стране Советов так много заключенных, что можно без преувеличения утверждать, что заключенные в своем числе - третий класс народов в стране. Первый класс привилегированный - коммунисты, сливки общества, подобен классу бывшего дворянства. Второй класс - класс т.наз. беспартийных и третий класс - класс бесправных, лишенных свободы. Их десятки миллионов. На какой почве растет преступность. Две основные причины, загоняющие народ в тюрьмы и в лагеря, в исправительные колонии: атеизм и (неразобр. - стр.143). Не подлежит сомнению, что общество не обеспечивает в полной мере всем необходимом для более или менее приличного существования. Ни множество заводов и фабрик, ни хваленые колхозы и совхозы еще смогли дать того, чтобы люди ни в чем не нуждались в достаточной мере и чтобы у людей не было стимула толкать человека на добывание добавочных стяжений к тем ограниченным нормам, которые даются на сегодняшний день. Не безызвестно, что и до революции были бедняки, которые иногда крепко нуждались. Но тогда одновременно наряду с беднотой было немало лиц солидно обеспеченных материально, не говоря уже о помещиках и купечестве, но даже крестьяне-середняки и кулаки. Теперь все три класса населения по части обеспечения продуктами и ассортиментом предметов потребления приведены почти к одному знаменателю. Даже и привилегированный класс - коммунисты, так и второй класс - класс беспартовых почти одинаково обеспечиваются. Да и третий класс советского общества тоже весьма многочисленный по части материального обеспечения недалеко отстоит от первых двух категорий населения страны. Ограниченность материального обеспечения всегда тяжело переживается и человеку свойственно искать добавочных средств к жизни. Но тут то в поисках прибавки к минимуму получаемого от общества открываются два разных пути - честный и нечестный. Как бы ни была заманчива для человека прибавка в средствах, не все нуждающиеся пускаются на путь хищения, будь то у частного лица или у государства. На воровство, хищение не все идут, а только некоторые. Честный, благовоспитанный человек выдерживает нуждаемость и не насилует свою совесть. Кто в погоне за наживой решается на преступление? Кто как не дурновоспитанный. Кто же воспитывает? Семья, школа, общество. Почему же теперь так много морально дефективных? Почему такое множество преступного люда? Возник в стране целый класс общества - класс преступников, правонарушителей. Преступность охватила всякий пол и возраст Отчего? Ответ ясен. Система воспитания не может справиться со своей задачей. Если же бессильной является в деле воспитания и семья, и школа и общество значит, система воспитания нуждается в реформе. Катастрофическая преступность не может не заставить общество в целях самосохранения искать выход из положения. Сама жизнь заставляет призадуматься о причинах нравственного загнивания общества. Почему в былые времена не наблюдалось такого кошмарного положения, что уже никто и ничто не может создать преград для прогрессирующей в стране преступности. Кто ведал делом воспитания в былые, отдаленные времена прошлого? Как поставлено дело воспитания за рубежом. По нашему глубокому убеждению главною причиной дурного воспитания в нашей стране является не иначе что как атеизм. Атеизм является злокачественной опухолью нравственности советского общества. Он и порождает преступность в народе. Нужно хирургическое вмешательство, чтобы не допустить гибели всего общества. Об этом крепко должна подумать государственная власть.
(пропуск - стр.147-стр.185)
***
Мысли, возникающие у верующего христианина при чтении антирелигиозной статьи некоего Губанова озаглавленной: "Религиозные пережитки и их вред". Лукаво мудрствующий и невежественный автор разглагольствует: "В результате победы социализма и огромной воспитательной работы коммунистической партии в местах подавляющее большинство советских людей навсегда порвали с религиозными верованиями и религиозными организациями". Напрасно автор статьи решается утверждать, что большинство советских людей навсегда порвало с религией. На основании каких данных т.Губанов может делать такие выводы. Разве он располагает статистическими данными о числе верующих и неверующих. Результаты всесоюзной переписи 1937 года в части определения числа верующих и неверующих не были опубликованы. По-видимому, Партии не выгодно было выявлять число верующих. Если бы число верующих по переписи было меньше, чем неверующих, то всегда хвастливая партия не преминула отметить эти свои достижения. Молчание же явно говорит за то, что верующих в стране больше, чем неверующих. Может быть он (автор) судит по количеству людей, посещающих церковно-молитвенные собрания. Конечно, людей, посещающих храмы больше не посещающих. Но непосещение храма еще ничего не говорит о том, что человек неверующий. Есть много людей верующих, но которые не ходят в церкви из-за страха потерять место работы или причинить неприятности детям и другим родственникам. Ведь вопреки сталинской конституции исполнение религиозного культа не пользуется свободой. Сегодня вы пошли в церковь, а завтра вас снимут с работы, и останетесь без куска хлеба. Многие не ходят в церкви из-за страха за свое существование. Люди запуганы. Антирелигиозный террор, наблюдавшийся в первые годы революции, выражавшийся в ограблении церквей и монастырей, в массовом истреблении беззащитных священников, епископов и монашествующих, внес страх и ужас в души верующих. Каждый стал бояться за завтрашний день, дорожа своею жизнью. Не так воспитательная работа Партии уменьшила число верующих, как террор, загнавший верующих в подполье. И если многие и не ходят в церковь и открыто не молятся, то только страха ради. Дайте свободно молиться, откройте церкви и тогда увидите, что будет. Ведь известно, что коммунистов у нас только 2% всего населения, а 98% беспартийных, которые не идут в партию, предпочитая отказаться от всех привилегий лишь бы не покривить душой. Изменись в стране политическая ситуация и все хлынут в храм.
***
Коммунисты - это безбожники. Раньше это слово "безбожник" было применяемо в тех случаях, когда нужно было одним словом выразить все отрицательные качества души человеческой. Теперь безбожие расценивается как нечто положительное. Безбожник не имеет Бога, не боится Его, не хочет стеснять себя Его присутствием, не хочет себя считать ответственным за свои поступки: за дела, слова и мысли. Безбожник боится только ответственности за свои порочные действия перед государственной властью. Не боясь Бога, безбожник силится высвободиться от уз и совести своей, которую он то и дело насилует и заглушает. В нашей русской стране усилием стоящей у власти ком.партии много сделано по части насаждения в народе безбожия. Страшные плоды этой диавольской работы у нас на глазах. Развал семьи, огульное пьянство, страшное богохульство, бесстыдное сквернословие, воровство, хулиганство, убийства и самоубийства - плоды безбожия. Дети кидаются на произвол судьбы безбожниками и блудными отцами и матерями. Жены меняются как портянки. Жены изменяют своим мужьям, где только могут. Все лгут и обманывают друг друга и воруют все у всех, где только можно лишь бы не попасться. Не хватает домов заключения. Необходимы лагеря и завелось их много на посмех всему миру. Такова-то жизнь без Бога.
(пропуск - стр.190-стр.195)
***
Армия работников труда ненужного и непроизводительного - это счетная часть. Вместо того, чтобы что-либо делать или отдыхать миллионы людей производят пустую и ненужную, строго говоря, работу - считают. Пустая, непроизводительная работа миллионов. Миллионы людей полноценных, в цветущем возрасте годами, десятилетиями сидят в смрадных от табачного дыма конторах и всякого рода учреждениях и только перебрасывают на счетах косточки и делают записи, которые через месяц или наиболее через год будут являться ненужным бумажным хламом пригодным только лишь для того, чтобы в него заворачивать селедки или подобное. А сколько тратиться труда. Не смей опоздать на 10-20 минут. А что творится при так называемых отчетах - месячных, квартальных, годовых. С каким упорством и душевным волнением отыскивают какой-нибудь рубль или несколько копеек, из-за которого не сходится приход с расходом. Зачем же людям все это нужно. Неужели безо всего этого нельзя обойтись. Можно и даже очень можно. Но когда же этого можно? Это моджет быть тогда, когда все люди подчинятся Христу и будут исполнять Его главную заповедь - любить друг друга. Когда все люди будут жить как члены одной доброй семьи. В ней, в этой доброй семье все трудоспособные работают и все заработанное передают в общее пользование. У всех полное доверие друг к другу. У всех полная сознательность. Никто не уклоняется от труда, и никто не интересуется вопросом, на что израсходовано то, что заработано и передано в общее пользование. Никто не возьмет ничего лишнего. Никто друг друга не обманет, никто не уклоняется от посильного труда. Подсчеты, расчеты, записи являются ненужными и излишними. Так могло бы быть и в обществе, если бы было удалено из него главное зло - безбожие и его порождение: жадность, эгоизм м чрезмерное плотоугодие.
(пропуск - стр.198-стр.218)
Оглавление Предыдущая глава Следующая глава