Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Разгром скитов староверов в Дубчесе

Впервые об этой истории рассказал Солженицын в "Архипелаге ГУЛаг",  и этот текст приводится в качестве пролога к статье Н.Н. Покровского  "За страницей «Архипелага ГУЛАГ»":

"В 1950 году летел самолет над просторами Подкаменной Тунгуски. А после войны летная шкода сильно у совершилась, и доглядел старательный летчик, что двадцать лет до него не видели: обиталище какое-то неизвестное в тайге. Засек. Доложил. Глухо было, далеко, но для МВД невозможного нет, и через полгода добрались туда. Оказалось, это — ... старообрядцы. Когда началась великая желанная Чума, то бишь коллективизация, они от этого добра ушли глубоко в тайгу, всей деревней. И жили, не высовываясь, лишь старосту одного отпускали... за солью, рыболовной и охотничьей металлической снастью да железками к инструменту, остальное делали сами все, а вместо денег, должно быть, снаряжался староста шкурками. Управясь с делами, он, как следимый преступник, изникал с базара оглядчиво. И так выиграли... староверы двадцать лет жизни! — двадцать лет свободной человеческой жизни между зверей вместо двадцати лет колхозного уныния. Все они были в домотканой одежде, в самодельных брюках, и выделялись, могутностью.

Так вот этих гнусных дезертиров с колхозного фронта всех теперь арестовали и влепили им статью... ну как бы вы думали, какую?.. Связь с мировой буржуазией? Вредительство? Нет, 58-10, антисоветскую агитацию (!?!?) и 58-11, организацию."

В этой статье есть интересные подробности этой карательной экспедиции.

Ещё одна статья, под редакцией Н.Н.Покровского,  содержит рассказ одного из дубческих старообрядцев, который сумел сбежать, о жестокостях, творимых солдатами и офицерами.

История репрессий против дубческих староверов подробно изложена в книге Михаила Перевозчикова "Староверы". Там названы и некоторые фамилии репрессированных. Все они присутствуют в книге памяти. Похоже, автор читал архивно-следственные дела, что удивительно, поскольку книга вышла в 1991. Интересно также, что в этой книге дубческая история рассказана одним из солдат, участвовавших в экспедиции.

Неожиданно дубческая тема всплыла в воспоминаниях Раисы Рацевич, которая оказалась в одной камере с монашками.

Мы можем посмотреть на эту историю глазами разных людей. Было бы, конечно, здорово дополнить её материалами архивно-следственных дел. Но об этом сейчас можно только мечтать (разве что кто-то из исследователей откопировал эти дела в вольные девяностые). Возможно, в архиве ГУ МВД по Красноярскому краю лежит отчет по этой экспедиции, но об этом тоже пока можно только мечтать.


На летопись