«Репрессированные деятели культуры и искусства в истории Красноярского края»
Автор: Воронина Анастасия
МБОУ СОШ № 144
Руководитель: Грузинская Ольга Артёмовна
Учитель истории
Моя работа посвящена Трошину Г.И. – человеку, музыканту и гражданину. В этом году 26 октября исполняется 75 лет со дня его трагической смерти.
В основу моей работы легли воспоминания его дочери Волковой Марины Георгиевны, его учеников и коллег, использованы книги и статьи газет из фондов Центральной городской детской библиотеки им. Н.Островского и детской библиотеки им. В.Катаева, а также материалы общества «Мемориал».
Я считаю, Трошин Г.И., благодаря природным данным и способностям, большому желанию, страсти к искусству и инициативе, многократно помноженному на труд, достиг вершин мастерства и признания. На фоне истории страны прошла жизнь Георгия Ильича. Она полностью зависела от политического режима власти и событий, в некоторых из них он вынужден был участвовать.
Начало 1920-х годов в Сибири – время бурного развития музыкальной культуры региона, резкого увеличения сети её учреждений. За очень короткие сроки были развёрнуты широкомасштабные действия по созданию в Красноярске музыкальных коллективов – симфонического, мандолино - симфонического, великорусских оркестров, показательного хора.
Главным достижением культурного строительства в Красноярске явилось открытие первого специального музыкального учебного заведения – Народной консерватории.
Музыкальная жизнь Красноярска 20 – 30-х годов примечательна появлением первого профессионального солиста – инструменталиста в сфере народного исполнительства – Георгия Ильича Трошина (1896 – 1937 гг.).
Родился Георгий Ильич 18 августа 1896 года в городе Павлодаре Екатеринославской губернии в семье Ильи Дорофеевича и Дарьи Васильевны Трошиных. Его отец был служащим торговой фирмы, доверенным купца Гадалова. Георгий был третьим ребёнком в семье: «…сестра Александра родилась в 1892 году, брат Василий – в 1894. После Георгия на свет появилась сестра Антонина (1903 г.) и два брата, которые умерли в младенчестве.»[8]После смерти жены, Илья Дорофеевич много внимания уделял детям, постарался дать им достойное образование, обеспечил семье безбедную жизнь.
Георгию исполнился год, когда семья переехала в Сибирь, сначала в село Частоостровское Енисейской губернии, а чуть позже в Красноярск, где отец снял квартиру в доме №51 по улице Садовой (Октябрьский район). Всю оставшуюся жизнь Георгий прожил в Красноярске. Окончил сначала начальную городскую школу, затем в 1916 году - землемерное училище. [Приложение 1] «Постановлением педагогического совета Красноярского землемерного училища от 15 июня 1916 года Трошин удостоен звания землемера - таксатора». [8]
После окончания училища Г.И. Трошин был втянут в события, связанные с империалистической войной, Февральской и Октябрьской революциями, гражданской войной. «…Шла война. Георгий Ильич был мобилизован в армию, направлен в Иркутское военное училище, по окончании которого в 1916 г. в чине прапорщика отправлен в июне 1917 г. в действующую армию. В декабре 1917 г. был демобилизован, вернулся в Красноярск, а в июне 1918 г. снова мобилизован, но уже в армию Колчака, где получил чин поручика. После разгрома армии Колчака в декабре 1919 г. вернулся в Красноярск».[9]
Вот как он писал честно и беспристрастно об этом периоде позднее в автобиографии: «… в сентябре 1916 года был призван в армию и зачислен рядовым в 30 Сибирский запасной полк. В январе 1917 года откомандирован как цензовик в Иркутское военное училище. После окончания военного училища был откомандирован на Западный фронт в 12 Туркестанский полк на должность младшего офицера роты. В октябре 1917 года был избран начальником команды связи. В декабре 1917 года по демобилизации уехал в г. Красноярск, где работал в одной из столовых для безработных как помощник завхоза. 1917 год, 22 июня – после переворота мобилизован в белую армию и назначен в формировавшийся в Красноярске Енисейский полк, который был отправлен на восточный фронт. В боях не был. По возращении в Красноярск был назначен на должность младшего офицера подрывной команды и отправлен на западный фронт. В боях не был, команда несла работу по охране обоза… Зимой 1919 года откомандирован в формировавшуюся штурмовую бригаду на должность младшего офицера роты. Весной 1919 года отправлен на фронт. Участвовал в нескольких боях… В июле заболел и уволен в отпуск г. Красноярск, в августе выехал обратно на фронт и назначен на должность квартирмейстера в обозе 2 разряда. Зимой бригада была отправлена в тыл, откуда в декабре 1919 года выбыл в командировку г. Красноярск, где и остался до прибытия Красной Армии. Знаков отличия и наград не имею…» [8]После тщательной проверки Г.И. Трошин в 1924 году снялся с учёта бывших белых офицеров.
В 1920 г. Трошин увлёкся музыкой. Имея незаурядные музыкальные способности, самостоятельно освоил музыкальную грамоту и начал играть на струнных инструментах (в основном на балалайке). Игрой на струнных народных инструментах он увлекся еще в землемерном училище, где, по отзывам современников, был неплохой оркестр. Георгий Ильич становится солистом-инструктором первого в Красноярске Великорусского оркестра, организованного В.Е. Авксентьевым. [Приложение 2]
«Кроме балалайки Г.И.Трошин хорошо играл на мандолине, что предопределило приглашение его в штатный мандолино - симфонический оркестр, организованный, как и великорусский оркестр, при подотделе искусств ЕНГУБОНО. В Великорусском оркестре он неоднократно выступал как домрист в ансамбле домр, например, на юбилейном концерте 25 января 1921 года, посвящённого десятилетию оркестра». [8]
Важная задача партийного руководства страны превратить искусство в мощный инструмент воздействия на сознание масс претворялось в жизнь. Это видно из выступлений Георгия Ильича: выступления в кинотеатрах перед сеансами, сольные концерты в праздничные дни, на съездах, радиовещание.
«В январе 1922 года решением Енисейского Губполитпросвета[1] балалаечника включили в агитационно-концертную бригаду. В задачу группы входили выступления на устраиваемых для рабочих и красноармейцев лекциях и митингах. Месяц спустя, агитгруппа отправилась по железной дороге от Красноярска в сторону Иркутска. Целью командировки была постановка концертов по линии железной дороги. Целью пропаганды среди населения о помощи голодающим с Поволжья». [2] [Приложение 3]
Георгий Ильич, набравшись опыта и мастерства, и накопив концертный репертуар, начинает выступать с сольными программами. «Впервые, как сообщал "Красноярский рабочий", это произошло 3 февраля 1923 года, когда балалаечник исполнил ряд произведений перед началом сеансов в кинотеатре "Кинемо". Его не смутило, что в соседнем кинотеатре "Арс" в это же самое время выступал балалаечник-виртуоз из Новониколаевска (Новосибирск) В.А. Гирман[2].Через пять лет тот же "Красноярский рабочий" писал, что Г. Трошин вместе с пианистом С. Хейном вновь исполнил большую программу перед киносеансами, только уже не в "Кинемо", а в Доме учителя». [8]
Репертуар его был обширен и разнообразен. В списке насчитывается 28 русских и украинских народных песен, обработанных разными авторами, а так же зарубежная и русская классика (концерты С.Василенко и З. Фельдмана, фантазия Н. Выгодского, две рапсодии Ф. Листа; сочинения Глинки, Лядова, Мусоргского, Римского – Корсакова, Рубинштейна, Алябьева, Чайковского; широко представлены в списке западные композиторы от Баха, Генделя, Моцарта до Сен – Санса, Брамса, Гранадоса.) Весь репертуар солиста восстановить трудно, «…но в семейном архиве Трошиных – Волковых сохранились три машинописных странички, где не в алфавитном порядке под общим названием « Репертуар солиста – балалаечника Трошина Г.И.» напечатано 126 произведений». [8] В конце списка рукой Трошина сделана карандашная запись ещё одного произведения для балалайки с гитарой.
Необыкновенная музыкальная одаренность и трудолюбие вскоре выдвинули его в число видных деятелей музыкальной культуры Красноярска.
Часто Георгий Ильич выступал как солист-балалаечник, особенно в
праздничные дни, концерты были столь частными, что это иногда вызывало
неприятную зависть коллег по концертной деятельности. «Однажды такой вопрос
вынесли на заседание месткома (общее собрание Красноярского городского
союза Всерабис[3] от 21 мая 1923 года). На этом собрание
наиболее резко выступил вокалист – баритон Сладковский, «… который в
недопустимом тоне начал говорить о том, что таких знаменитостей, как тов. Трошин
у нас в городе только один, ну и слава Богу, пусть их будет меньше, а нас –
больше. Объяснение такой склоке одно: у каждого артиста была семья, и
концерты в праздничные дни оставались для них едва ли не единственной
возможностью пополнения семейного бюджета. Нельзя забывать, что начало двадцатых
годов в жизни музыкантов, актёров, педагогов было не самым лучшим периодом в их
жизни». [8]
Много сил и энергии в последние 15 лет Трошин вложил в создание оркестров
народных инструментов в городе.
В 1923 г. в клубе "Красный Октябрь" им был создан новый Великорусский оркестр. [Приложение 4,5,6,7]
Первый же год работы с оркестром показал сильные стороны талантливого дирижёра как организатора. « В особую заслугу руководителю т. Трошину следует поставить применение нотной грамоты, а не цифровой системы…которая не требует работы музыкального слуха.» [8] Выступления оркестра пользовались большим успехом у публики. «… Георгий Ильич инструментировал ряд произведений русских и зарубежных композиторов и даже сочинил пьесы иллюстративного характера («Всем, всем», « Клич» и др.) ». [8]
В.Г. Кривошея[4] отмечал: « Как дирижёр – культурный. На сцене – человек аккуратно одетый, каждое движение говорит о человеке особой культуры. Дирижировал красиво, но не для рисовки, без показного, а целиком отдавался музыке. Оркестранты понимали не только жест его руки, но и взгляд, поворот головы». [8]
Заслуженный артист РСФСР Б.С.Феоктистов вспоминал: « Иногда в оркестре перед репетицией… наши солисты оркестра устраивали… своеобразный конкурс: каждый друг перед другом хотел блеснуть игрой, но когда к этому подключался Георгий Ильич, тогда мы все застывали, затаив дыхание, и слушали его с упоением». Кстати, известный музыкант Феоктистов из ансамбля Александрова – его ученик. [ Приложение 8] [8]
Занимался Георгий Ильич и педагогической деятельностью в музтехникуме (бывшая Народная консерватория), несколько лет вёл класс балалайки на инструкторском отделении. [Приложение 9,10]
Работал по специальности в земельном управлении. «С 27 декабря 1927 года он работает помощником землемера 10 разряда (в последствии – техником – землемером) в отделе землеустройства Красноярского окружного (с 1935 года – краевого) земельного управления. Ежегодно выезжал в командировки в районы для проведения полевых работ. 18 мая1928 году он выезжает в Балахтинский район, где пробыл до 17 декабря, годом позже такая командировка состоялась с 14 мая по 1 ноября. Из воспоминаний Натальи Григорьевны Трошиной (жены Георгия Ильича), в последующие годы такие командировки отнимали у Георгия Ильича все летние месяцы, но зато он мог заниматься с любительскими и штатными оркестрами весну, осень и зиму, чему и отдавал всё свободное время». [8]
«У меня сохранились письма, которые папа писал мне, когда был в отъездах на земляных работах, - говорит Марина Волкова, – я рано научилась читать, и он писал мне печатными буквами. Отец очень меня любил, баловал подарочками. Эти письма я до сих пор храню как семейную реликвию». [ Приложение 11] [10]
Значительное место в жизни Трошина занимала общественная работа на музыкальном поприще: он был участником губернских съездов работников искусств, работал в правлении Красноярского отделения Всероссийского профессионального союза работников искусств. [ Приложение 12]
Радиовещание в Красноярске началось в ноябре 1927 года. На Советской улице и на площади Революции были установлены репродукторы. Радиокомитет привлёк к работе в прямом эфире практически все лучшие музыкальные силы города. С появлением в Красноярске радио Трошин организует при радиокомитете небольшой оркестр народных инструментов, кроме того, сам часто выступает на радио с сольными концертами и считался лучшим солистом-балалаечником края.
В сентябре 1928 г. в Красноярске было создано Филармоническое общество. Его организаторами были известный в городе ученый, профессор В.П. Косованов, дирижер оперных и симфонических оркестров, а также скрипач-виртуоз А.Л. Марксон, руководитель и хормейстер губернского показательного хора С.Ф. Абаянцев, дирижёр оркестра струнных народных инструментов Г.И. Трошин и другие музыканты.
Вся деятельность общества была направлена на широкую пропаганду музыкального искусства. На афишах филармонического общества был обозначен лозунг: «Музыку – массам», чётко определявший основное направление культурно-просветительской деятельности в период первых пятилеток. Практически все концерты сопровождались лекциями. [10] Георгий Ильич вёл в этом обществе большую общественную работу.
Авторитет Трошина в среде музыкантов-народников был настолько значителен, что он единогласно избирается председателем бюро секции народных инструментов при Красноярском филармоническом обществе. Георгий Ильич давно и настойчиво стремился объединить всех любителей игры на народных инструментах Красноярска в единую организацию. Объединённый оркестр народных инструментов под управлением Г.И. Трошина выступил 30 марта 1929 года перед делегатами III окружного съезда Советов в общей программе Красноярского филармонического общества. Прозвучали «Марш Будённого» Д. Покрасса и народные песни, принятые присутствующими с большим энтузиазмом. И в дальнейшем объединённый оркестр неоднократно приглашался на крупные торжественные мероприятия года. [ Приложение 13]
Говорят, Георгий Ильич заражал своей любовью к народной музыке. Его самой большой мечтой было создание большого оркестра народных инструментов на базе объединения клубных оркестров. Осуществлению ее мешало отсутствие помещения и финансирования. Возможно, со временем он и осуществил бы эту мечту, если бы жизнь его не оборвалась, как порванная струна, в расцвете творчества так внезапно и трагически.
«Начиная с 1934 года и до середины 1937 года Г.И. Трошин регулярно играл в прямом эфире Красноярского краевого радиовещания. Судя по бухгалтерским лицевым счетам (например, 1935 год), в месяц в эфире проходило примерно по десять выступлений, а всего за год радио – аудитория слушала балалаечника – виртуоза 108 раз». [2] В творческой биографии Г.И. Трошина радиокомитет стал последним местом работы.
Георгию Ильичу шел 42-й год, он был полон творческих замыслов и планов. Но наступил 1936 год, и рухнули все надежды. Начались массовые аресты. В душах поселился страх. Чем ярче, интереснее был человек, тем меньше шансов было уцелеть.
В мае 1937 года коллективы были ликвидированы. Вероятно, в этом оказались повинны не только проблемы финансового характера. «…В отчёте за первое полугодие 1938 года есть такие строки: « Среди сотрудников, состоящих в штате радиокомитета, так и среди артистов немало оказалось врагов народа, свивших гнездо в радиокомитете, как в тихой гавани с хорошей кормушкой. Арестованы органами НКВД Абоянцев, Копчеккор, Трошин, Рудин, Паперет. В основном, в конце 37 года радиокомитет очистился от чуждых и разных проходимцев». [3]
«Семьи репрессированных выселялись из квартир, жен увольняли с работы и не брали на работу. А если арестовывали и их, детей забирали в детские дома. Они не могли учиться, где хотели. Нам даже рассказывали, как в одной (а может, и не в одной?) из Красноярских школ детей "врагов народа" - первоклашек посадили на отдельный от других детей ряд... Сколько лет женам и детям "врагов народа" пришлось жить с этим клеймом, в постоянном страхе! Только пережившие знают, что это такое. Бедные жены обивали пороги НКВД, прокуратуры, дежурили у тюрьмы, писали письма, доказывая невиновность мужей и пытаясь хоть что-нибудь узнать об их судьбе. Позднее многие из них получили следующее, весьма странное уведомление: "Сообщаем, что ваш муж ... осужден и выслан за пределы Красноярского края без права переписки". Только через 50 лет стало ясно, что означает "без права переписки" или "приговорен по первой категории". Они означали - расстрел». [ Примечание 14,15] [16]
В 2003 году М.Волкова вспоминала: «…Супруги Сергей Капитонович и Вера Митрофановна Поповы были близкими друзьями моих родителей.
В 30-е годы Сергей Капитонович работал в конторе водного транспорта ГУСМП экономистом планового сектора.
Когда в 1937 г. в Красноярске начались аресты «врагов народа», одним из первых, среди наших родственников и друзей 23.03.37 г. был арестован Сергей Капитонович. Около 8-ми месяцев провел он в Красноярской тюрьме. Бесконечные допросы, на которых ему предъявлялись страшные обвинения. В результате 12.11.37 г. Тройкой УНКВД КК Попов С.К. был приговорен к расстрелу. 13.11.37 г. был расстрелян. После ареста мужа Вера Митрофановна буквально с ума сходила от горя, замкнулась, обходила людей стороной. Мои родители всячески старались ее поддержать. 16 августа (17 августа)[5] поздним вечером, когда они, навестив ее, возвращались домой, к ним во дворе подошли двое, спросили, где живет Трошин Георгий Ильич (мой отец). Эти двое были работниками НКВД. Отца арестовали». [13]
Возможно, одним из поводов ареста стала помощь и поддержка жены Попова, ведь родители ходили в дом к ним и после ареста. А также причиной ареста Трошина могла стать его творческая и общественная деятельность.
«…Арестовали Георгия Трошина летней августовской ночью 1937 года. Его жена вспоминала, что накануне ареста муж был в подавленном настроении и не удивительно – одного за другим арестовывали его знакомых, сослуживцев и друзей…». [5]
«…Арестован по делу Рахлецкого А.А. (34 чел.), с 05.09.1937 в Красноярской тюрьме. Обвинение в КРЗ. Приговорен 25.10.1937 тройкой УНКВД КК к ВМН[5]. Расстрелян 26.10.1937 в г. Красноярске. Реабилитирован 04.01.1957 ВТ СибВО (П-6071)». [14]
Первое заседание тройки УНКВД КК состоялось 23 августа 1937 года. Состав тройки:
Леонюк[6], Филиппов, Рабинович при секретаре Потапове. К
рассмотрению на заседании Тройки было принято 92 дела на 188 обвиняемых, из
которых по статье 58 УК РСФСР обвинялись 160 человек. Из 160 к расстрелу
приговорили 135 человек. Тех из них, кто содержался в Красноярской тюрьме,
расстреляли на следующий день, 24 августа 1937 года. [15]
Почему так быстро расстреляли Георгия Ильича?
Во – первых, «…в декабре 1934 года был введении "упрощенный порядок рассматриваемых дел врагов народа", по которому в течение десяти дней обвинительное заключение обычно заканчивалось. За сутки до суда оно вручалось обвиняемому. Дело слушалось без участия сторон, а просьбы о помиловании запрещались». [17]
Во – вторых, «…настоящую мясорубку в нашем городе организовал преданный сталинский палач Матвей Фёдорович Шкирятов, прибывший в наш край в конце июля 1937 года к этому времени он занимал должность секретаря партколлегии ЦКК партии... Самые важные поручения Сталин доверял только Шкирятову…Доверие своего покровителя Шкирятов старался оправдать с лихвой».[7] Большую помощь в борьбе с врагами ему оказал товарищ Леонюк, начальник УНКВД.
В-третьих, указы Сталина, разрешающие энкавэдэшникам дополнительно расстрелять 6600 красноярцев. [ Приложение 16]
В личном деле Трошина, с жутким номером 4435, по одной с ним статье проходило более 50 человек. 37 человек расстреляли вместе с Георгием Ильичом, 16 - отправили в лагеря. [5]
В Красноярске были созданы, по крайней мере, два концлагеря. В первом содержались граждане, подозреваемые в контрреволюционной деятельности и возможные противники советской власти, во втором — военнопленные (чехи, венгры, немцы, австрийцы, итальянцы и другие).
Со слов Марины Георгиевны (разговор по тел. 12.10.12) [Приложение 22]
Мама со мной, опасаясь ареста, поспешно уехала из Красноярска в Ботайск (10 км от Ростова). Боялись ареста. Жён « врагов народа» арестовывали за то, что они не сообщали властям о запрещённой деятельности своих мужей. А детей « врагов народа» забирали в детские дома. Затем мы жили в самом Ростове, там жила бабушка по линии отца. Маму увольняли с работы тогда, когда случались волны последующих репрессий. «Жили мы там крайне бедно, снимали маленькую комнатку -веранду. Две железные кровати и главное украшение – «шкаф» из составленных друг на друга не струганных ящиков из-под мыла. Основное меню – постный борщ и перловая каша, приготовление которой мы с Галей (двоюродная сестра Марины Георгиевны) быстро освоили. Но даже в тех трудных условиях мамы несколько раз устроили нам праздник – сводили на галерку в театр.
Говорят, беда не приходит одна. Впереди нас ждало новое испытание – началась война, мы не смогли эвакуироваться, стремительно наступавшие немцы догнали нас в дороге. Много было пережито: голод, бомбежки, арт-обстрелы…». [18]
В Красноярск мы с мамой вернулись в 1944 г. После окончания школы я поступала в педагогический институт на литературный факультет. Успешно сдала экзамены, (тогда был конкурс 5 человек на место) но в списках меня не оказалось. В деканате мне объяснили, что я дочь «врага народа», поэтому меня не приняли. Дальше я поступила в лесотехнический институт ( помогли знакомый директор и менее строгие правила приёма). Всё время работала по специальности и сотрудничала с обществом «Мемориал». [Приложение 17]
В конце своего рассказа Марина Георгиевна подчеркнула, что исследовательские работы по теме «Репрессированные деятеле культуры и искусства в истории Красноярского края» очень значимы для нынешней молодёжи. Они возвращают нас в то время, и человек, который пишет об этом, может представить, как жили, о чем волновались, что пережили. И мы не должны забывать это, потому что это история нашего государства.
Ещё Марина Георгиевна сказала, что дом №51 по улице Садовой, в котором проживала их семья, снесли, поэтому мемориальной памятной доски нет, место захоронения отца не найдено.
На данный момент Марина Георгиевна живёт в г. Красноярске в семье своей дочери Ирины Борисовны.
Застенки НКВД смогли разлучить семью Трошиных, мечтавших когда-то жить долго и счастливо и, как принято говорить, умереть в один день. [13]
«Cпустя годы, когда наступила "оттепель", стали вслух вспоминать об этом сибирском самородке и его великолепной игре на балалайке. Б.С.Феоктистов, приезжая в Красноярск с концертами, по радио телевидению и в печати сказал много теплых слов о Георгии Ильиче, талантливом человеке, с которым на короткое время его связала в юности творческая судьба».[16]
«Лишь в 1957 году дочь Г.И. Трошина – Марина Георгиевна Волкова получила из Новосибирска следующий документ: « Гр-ке Трошиной Марине Георгиевне, г. Черногорск, 2-й Строительный переулок №6. Справка. Дело по обвинению Трошина Георгия Ильича, 1896 года рождения, пересмотрено военным трибуналом Сибирского военного округа 4 января 1957 года. Постановление тройки УНКВД Красноярского края от 20 октября 1937 года в отношении Трошина Г.И. отменено, дело о нём прекращено за отсутствием состава преступления, и он по этому делу полностью реабилитирован. Врио [7]председателя военного трибунала Сибирского военного округа полковник юстиции Шалаганов. 8 января 1957 года. №31 г. Новосибирск». [8]
Творческая жизнь Трошина Г.И. – пример беззаветного служения любимому делу. Он обладал несколькими отличными инструментами, один из которых пришёл из мастерской знаменитого С.И. Налимова[8]. Интересна судьба одной из двух его прекрасных концертных балалаек. В оркестре играл некто Сумкин, сотрудник НКВД. Незадолго до ареста он пришел к Трошиным и попросил на время балалайку (очевидно, знал, что Георгия Ильича вскоре арестуют). А потом, конечно, не счел нужным вернуть инструмент жене Трошина. К настоящему времени местонахождение инструментов, на которых играл Георгий Ильич, неизвестно.
Наш долг помнить о людях, которые внесли значительный вклад в развитие культуры нашего края. Особое отношение у нас должно быть к наследию тех, кто пострадал в годы репрессии. Об их творчестве и судьбе важно, чтобы помнили не только близкие им люди, но и знали жители края. Большую работу в этом направлении проводят музеи, общество «Мемориал» и средство массовой информации. Творчеству и судьбе Георгия Ильича Трошина и другим репрессированным деятелям искусства края посвящаются выставки. Например,4 ноября 97г. «…в Музейном центре на Стрелке стараниями общества "Мемориал" открылись две выставки: в одном из круглых залов вывешены работы художника Петра Белова, в другом можно посмотреть на документы из архива "Мемориала" о репрессированной художественной интеллигенции. Репродукции картин Белова видел, наверное, каждый из нас в тех или иных изданиях эпохи перестройки: вспомните хотя бы "Беломорканал", "Портрет Мейерхольда" или поле одуванчиков с человеческими головами. Конечно, его живопись - публицистика, но какая! Сколько слов нужно пишущему человеку любого таланта, чтобы вот так действовать на нас, сколько времени читающему человеку нужно, чтобы связать написанное с своим рассудком... Картины Белова - послание к душе. Хотя, может быть, каждый, глядя на них, пишет в уме свои печальные тексты, ибо нет беспечальных людей. [Приложение 19]
Вторая выставка начинается с документов о Георгии Ильиче Трошине, организаторе и руководителе Красноярского великорусского оркестра народных инструментов. На стенде - два свидетельства о смерти. Одно датировано 20.05.58 года - это период разоблачения "культа личности" и реабилитации, но в нем указано причиной смерти острое воспаление почек. Второе выписано ровно 31 год спустя, и в нем - уже расстрел. Чуть дальше - письмо из Красноярского управления КГБ в адрес "Мемориала" со списком уничтоженных музыкантов и "деликатная" просьба держать эту информацию при себе, не передавать ее для публикаций. А ведь это уже наши дни...». [20]
Видимо, власти считали, что общество не готово к таким страшным фактам из истории страны или скрывали, какими методами они боролись с интеллигенцией.
«…В доме-музее П.А. Красикова почтили память репрессированных музыкантов 30 октября 2003 года при участии старшеклассников школы №64,48 и учащихся музыкального лицея №5. Здесь прозвучали истории судеб расстрелянных красноярцев, и была зажжена свеча в память нашего талантливого земляка, музыканта и дирижера Георгия Ильича Трошина.
Виртуозный балалаечник Георгий Трошин всю свою жизнь посвятил музыке и развитию музыкальной культуры в Красноярске». О Трошине рассказала его дочь М.Г.Волкова . [21,23] [Приложение 20]
Мы не знаем, где захоронены останки Георгия Ильича после расстрела, даже близкие люди не могут прийти на могилу к нему, и так сложилась судьба многих репрессированных. И, всё – таки, я считаю, что в нашем крае помнят о них.
«В октябре 1997 г. в память о жертвах политических репрессий возведен Свято-Никольский храм-памятник в районе ТЦ «Красноярье» (Кировский район). Когда-то по этой земле проходил Сибирский каторжный путь, а на месте храма размещался пересылочный лагерь для заключенных. Сегодня храм - не только символ веры для прихожан, он стал полноправной визитной карточкой Кировского района: здесь венчаются семейные пары, а сквер является памятным местом для жителей района и традиционной площадкой для празднования дня рождения Кировского района.
В храме хранятся списки репрессированных в 1930 - 1950-е годы православных священников. На храме в октябре 2000 г. установлена мемориальная доска. Проект часовни-памятника, достигающей в высоту 30 метров, создал красноярский архитектор Владимир Терсков». [11] [Приложение 17]
30.10.01 г. Красноярским историко-просветительским, правозащитным и благотворительным обществом «Мемориал» при поддержке «Союза правых сил» установлен закладной камень у культурно-исторического музейного комплекса. Автор проекта — Олег Литвинов. Закладной камень представляет собой поднятую вверх кисть руки в символическом наручнике, с разломом на месте «линии жизни». На внутренней стороне ладони — надпись: «Жертвам политических репрессий» [Приложение 18][19]
«Многолетний опыт позволил Красноярскому культурно-историческому музею выработать основные формы, которые свидетельствуют о сложившейся системе работы и создании музейной методологии в представлении темы «политрепрессии». Система включает в себя три основных формы работы: создание экспозиции, проведение конференций, чтений, круглых столов и издание материалов.
Материалы выставок и конференций содержат очень много биографических фактов из жизни наших соотечественников, которые с честью выдержали нелепые обвинения, гонения, испытания лагерями и тюрьмами и не потеряли человеческое достоинство. Священнослужители, прошедшие лагеря ГУЛАГа, в своих воспоминаниях описывают, как находили в себе силы выдержать эти испытания и помогали окружающим их людям, духовно и душевно поддерживая их.
История сталинских репрессий на протяжении более двадцати лет привлекает внимание миллионов людей. Для многих это личная история, память о которой бережно хранит музей».[21]
Архивные данные недоступны для каждого, поэтому важны свидетельства, воспоминания, фотографии и письма близких, родных и знакомых. Мы знаем о некоторых подробностях жизни Трошина Георгия Ильича благодаря дочери Трошина и её воспоминаниям.
Изучив подобранный материал по данной теме, я пришла к выводу, что Трошин Георгий Ильич был виртуозным балалаечником, великолепным организатором и дирижёром, а также педагогом. Георгий Ильич был хорошим отцом, мужем и умел ценить дружбу. Он «…внёс значительный вклад в музыкальную жизнь Красноярья и занял тем самым достойное место в ряду музыкальных деятелей края. История музыкальной культуры Красноярского края потеряла то, что мог бы сделать ещё Георгий Ильич Трошин, находившийся в расцвете творческих сил».[8]
[1] Губернский политико-просветительский отдел
[2] Один из основателей оркестра русских народных
инструментов Новосибирского радио и телевидения.
[3] Всероссийский профессиональный союз работников
искусств
[4] Скрипач, педагог, директор Красноярского
музыкального училища (1946 – 1953 гг.).
[5] Высшая мера наказания
[6] Леонюк Фома Акимович, 1892 г. р., образование 3
класса сельской школы, в 1924 году окончил курсы при ЦК КП(б)У. В органах
ВЧК—ОГПУ—НКВД—МВД с 1918 года. С 15.04.1937 по 13.09.1937 гг. начальник УНКВД
КК, затем работал на разных должностях в системе ГУЛАГа НКВД СССР, в том числе
заместителем начальника ГУЛАГа. Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами
Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, знаком «Почетный работник
ВЧК-ГПУ» (V) № 145. Последнее звание — генерал-майор, лишен его 02.08.1957 г.
Постановлением Совета министров СССР как дискредитировавший себя за время работы
в органах.
[7] Временно исполняющий обязанности
[8] Музыкальный мастер из села Выльгорт
1. Аверин В.А. Два Красноярских балалаечника: Г.Трошин, С. Феоктистов /
Музыкальная культура Красноярска. т2. 1920 – 1978. – Красноярск.: « Литера –
принт.», 2011. – с. 552-554.
2. Аверин В.А. Русские народные инструменты в музыкальной культуре Красноярска в
годы советской власти (20 – 70-е гг: ХХ века / Музыкальная культура
Красноярска. т2. 1920 – 1978. – Красноярск. : « Литера – принт.», 2011. –
с.147-150.
3. Гврилова Л. Концертно – филармоническая деятельность в контексте истории
музыкальной жизни Красноярска / Музыкальная культура Красноярска т2: 1920 –
1978. – Красноярск. : « Литера – принт.», 2011. – с. 66.
4. « Искусство – народу» / Кривошея Б.Г., Лаврушева Л. Г., Прейсман Э.М. /
/Музыкальная жизнь Красноярска. – Красноярск: Кн. изд – во, 1983.- с.176
5. Лалетина Е. Сначала арестовали балалайку/ Лалетина Е.// Городские новости.
-10.- № с. 9.
6. Народные таланты / Кривошея Б.Г., Лаврушева Л. Г., Прейсман Э.М. //
Музыкальная жизнь Красноярска. – Красноярск. : Кн. изд-во, 1983. – с.114-115.
7. Сталинским курсом / Бердников. Л. П. // Вся красноярская власть.-
Красноярск.: Кн. Изд-во, 1996. – с. 152 – 153, 190 – 193.
8. Трошин Г.И. – землемер, балалаечник, дирижёр. / Аверин В.А. // Таланты
народные. – Красноярск.: Кн. изд-во, 1998. – с. 49-69.
9. Трошин Г.И. /Реквием по духовному генофонду книга памяти жертв кн.2 В-Г. –
Красноярск.: Изд-во « проекты», 2009. –с. 39.
10.HTTPS://krskplus.ru/dosie/org/krasnoyarskaya_kraevaya_filarmoniya
11.HTTPS://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=131273582&journalid=893123&go=prev&categ=0
12...\..\..\..\Public\1992\mgv.htm
13...\..\..\..\Public\2003\2003_1.htm
14...\..\..\..\martirol\tro_tria.htm
15...\..\..\..\Articles\KP\1\06.htm
16 ..\..\..\..\Public\1992\mgv.htm
17. ..\..\..\..\Public\1997\19970415.htm
18. ..\..\..\..\Articles\KP\5\03.htm
19. ..\..\..\..\Articles\KP\1\09.htm
20. ..\..\..\..\Public\1997\19971104.htm
21.
HTTPS://www.mira1.ru/doc.php?id=989
22.HTTPS://www.yarsk.ru/news/?i=16038589
23. ..\..\..\..\DOKUMENT\Memorial\200506MG.htm
Трошин Г.И. – учащийся землемерного училища. Красноярск.
Василий Евгеньевич Авксентьев – организатор и руководитель I – го Сибирского
великорусского оркестра.
Трошин Георгий Ильич - исполнитель на балалайке, организатор и
руководитель оркестров русских народных инструментов в Красноярске 1922 год.
Организаторы клуба «Красный октябрь» 1923 г. Трошин Г.И. крайний слева.
Оркестр русских народных инструментов Красноярского кооперативного техникума
1924 – 1925 годы.
В центре - руководитель оркестра Трошин Г.И.
Великорусский оркестр при клубе « Красный Октябрь».
Руководитель дирижёр –
Трошин Г.И. (второй ряд: 4-ый слева).
(Второй ряд: 5-й слева) Великорусский оркестр при клубе « Красный
Октябрь». Руководитель и дирижёр – Г.И. Трошин.
Борис Степанович Феоктистов (1911—1990)
Народная консерватория(Ул.Горького,11)
Н.Н.Тихонов директор консерватории и музыкального техникума.
Марина – дочь Трошина Г.И., сидящая на пеньке слева.
Письмо Марине 1934 года
Президиум 1-го Сибсъезда Рабиса. 1926 год, г. Новосибирск. Стоит крайний
Г.И, Трошин.
Одна из программ Красноярского филармонического общества.
Первая категория - это эвфемизм расстрела
Записка Иосифа Сталина
Общество « Мемориал»
Свято-Никольский храм-памятник жертвам политических репрессий
Автор: Дмитрий Киселев.
Памятник жертвам политических репрессий.
Музей П.А.Красикова
Петр Белов «Беломорканал».
Трошина (Волкова) Марина Георгиевна
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»