Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Как порванная струна (Жизнь и судьба Г.И.Трошина)


«Репрессированные деятели культуры и искусства в истории Красноярского края»

Автор: Воронина Анастасия
МБОУ СОШ № 144

Руководитель: Грузинская Ольга Артёмовна
                          Учитель истории

Моя работа посвящена Трошину Г.И. – человеку, музыканту и гражданину. В  этом году  26 октября исполняется 75 лет со дня его трагической смерти.

В основу моей работы легли воспоминания его дочери Волковой Марины Георгиевны, его учеников и коллег, использованы книги  и статьи  газет из фондов Центральной городской детской библиотеки им. Н.Островского и детской библиотеки им. В.Катаева, а также материалы общества «Мемориал».

Я считаю, Трошин Г.И., благодаря природным данным и способностям, большому желанию, страсти к искусству и инициативе, многократно помноженному на труд, достиг вершин мастерства и признания. На фоне истории страны прошла жизнь Георгия Ильича. Она полностью зависела от политического режима власти и событий, в некоторых  из них он вынужден был участвовать.

Начало 1920-х годов в Сибири – время бурного развития музыкальной культуры региона, резкого увеличения сети её учреждений. За очень короткие сроки были развёрнуты широкомасштабные действия по созданию в Красноярске музыкальных коллективов – симфонического, мандолино - симфонического, великорусских оркестров, показательного хора.

Главным достижением культурного строительства в Красноярске явилось открытие первого специального музыкального учебного заведения – Народной консерватории.

Музыкальная жизнь Красноярска 20 – 30-х годов примечательна появлением первого профессионального солиста – инструменталиста в сфере народного исполнительства – Георгия Ильича Трошина (1896 – 1937 гг.).

 

Родился  Георгий Ильич 18 августа 1896  года в городе Павлодаре Екатеринославской губернии в семье  Ильи Дорофеевича  и Дарьи Васильевны Трошиных. Его отец был служащим торговой фирмы, доверенным купца Гадалова. Георгий был третьим ребёнком в семье: «…сестра Александра родилась в 1892 году, брат Василий – в 1894. После Георгия на свет появилась сестра Антонина (1903 г.) и два брата, которые умерли в младенчестве.»[8]После смерти жены, Илья Дорофеевич много внимания уделял детям, постарался дать им достойное образование, обеспечил семье безбедную жизнь.

Георгию исполнился год, когда семья переехала в Сибирь, сначала в село Частоостровское Енисейской губернии, а чуть позже в Красноярск, где отец снял квартиру в доме №51 по улице Садовой (Октябрьский район). Всю оставшуюся жизнь Георгий прожил в Красноярске. Окончил сначала начальную городскую школу, затем в 1916 году -  землемерное училище. [Приложение 1]  «Постановлением педагогического совета Красноярского землемерного училища от 15 июня 1916 года Трошин удостоен звания землемера - таксатора». [8]

После окончания училища Г.И. Трошин был втянут в события, связанные с империалистической войной, Февральской и Октябрьской революциями, гражданской войной. «…Шла война. Георгий Ильич был мобилизован в армию, направлен в Иркутское военное училище, по окончании которого в 1916 г. в чине прапорщика отправлен в июне 1917 г. в действующую армию. В декабре 1917 г. был демобилизован, вернулся в Красноярск, а в июне 1918 г. снова мобилизован, но уже в армию Колчака, где получил чин поручика. После разгрома армии Колчака в декабре 1919 г. вернулся в Красноярск».[9]

Вот как он писал  честно и беспристрастно об этом периоде позднее в автобиографии: «… в сентябре 1916 года был призван в армию и зачислен рядовым в 30 Сибирский запасной полк. В январе 1917 года откомандирован как цензовик в Иркутское военное училище. После окончания военного училища был откомандирован на Западный фронт в 12 Туркестанский полк на должность младшего офицера роты. В октябре 1917 года был избран начальником команды связи. В декабре 1917 года по демобилизации уехал в г. Красноярск, где работал в одной из столовых для безработных как помощник завхоза. 1917 год, 22 июня – после переворота мобилизован в белую армию и назначен в формировавшийся в Красноярске Енисейский полк, который был отправлен на восточный фронт. В боях не был. По возращении в Красноярск был назначен на должность младшего офицера подрывной команды и отправлен на западный фронт. В боях не был, команда несла работу по охране обоза… Зимой 1919 года откомандирован в формировавшуюся штурмовую бригаду на должность младшего офицера роты. Весной 1919 года отправлен на фронт. Участвовал в нескольких боях… В июле заболел и уволен в отпуск г. Красноярск, в августе выехал обратно на фронт и назначен на должность квартирмейстера в обозе 2 разряда. Зимой бригада была отправлена в тыл, откуда в декабре 1919 года выбыл в  командировку г. Красноярск, где и остался до прибытия Красной Армии. Знаков отличия и наград не имею…» [8]После тщательной проверки Г.И. Трошин в 1924 году снялся с учёта бывших белых офицеров.

В 1920 г. Трошин увлёкся музыкой. Имея незаурядные музыкальные способности, самостоятельно освоил музыкальную грамоту и начал играть на струнных инструментах (в основном на балалайке). Игрой на струнных народных инструментах он увлекся еще в землемерном училище, где, по отзывам современников, был неплохой оркестр. Георгий Ильич становится солистом-инструктором первого в Красноярске Великорусского оркестра, организованного В.Е. Авксентьевым. [Приложение 2]

«Кроме балалайки Г.И.Трошин хорошо играл на мандолине, что предопределило приглашение его в штатный мандолино - симфонический  оркестр, организованный, как и великорусский оркестр, при подотделе искусств ЕНГУБОНО. В Великорусском оркестре он неоднократно выступал как домрист в ансамбле домр, например, на юбилейном концерте 25 января 1921 года, посвящённого десятилетию оркестра». [8]

Важная задача партийного руководства страны превратить искусство  в мощный инструмент воздействия на сознание масс претворялось в жизнь. Это видно из выступлений Георгия Ильича: выступления в кинотеатрах перед сеансами, сольные концерты в праздничные дни, на съездах, радиовещание.

«В январе 1922 года решением Енисейского Губполитпросвета[1] балалаечника включили в агитационно-концертную бригаду. В задачу группы входили выступления на устраиваемых для рабочих и красноармейцев лекциях и митингах. Месяц спустя, агитгруппа отправилась по железной дороге от Красноярска в сторону Иркутска. Целью командировки была постановка концертов по линии железной дороги. Целью пропаганды среди населения о помощи голодающим с Поволжья». [2] [Приложение 3]

Георгий Ильич, набравшись опыта и мастерства, и накопив концертный репертуар, начинает выступать с сольными программами. «Впервые, как сообщал "Красноярский рабочий", это произошло 3 февраля 1923 года, когда балалаечник исполнил ряд произведений перед началом сеансов в кинотеатре "Кинемо". Его не смутило, что в соседнем кинотеатре "Арс" в это же  самое время выступал балалаечник-виртуоз из Новониколаевска (Новосибирск) В.А. Гирман[2].Через пять лет тот же "Красноярский рабочий" писал, что Г. Трошин вместе с пианистом С. Хейном вновь исполнил большую программу перед киносеансами, только уже не в "Кинемо", а в Доме учителя». [8]

Репертуар его был обширен и разнообразен. В списке насчитывается 28 русских и украинских народных песен, обработанных разными авторами, а так же зарубежная и русская классика (концерты С.Василенко и З. Фельдмана, фантазия Н. Выгодского, две рапсодии Ф. Листа;  сочинения Глинки, Лядова, Мусоргского, Римского – Корсакова, Рубинштейна, Алябьева, Чайковского; широко представлены в списке западные композиторы от Баха, Генделя, Моцарта до Сен – Санса, Брамса, Гранадоса.) Весь репертуар солиста восстановить трудно, «…но в семейном архиве Трошиных – Волковых сохранились три машинописных странички, где не в алфавитном порядке под общим названием « Репертуар солиста – балалаечника Трошина Г.И.» напечатано 126 произведений». [8] В конце списка рукой Трошина сделана карандашная запись ещё одного произведения для балалайки с гитарой. 

Необыкновенная музыкальная одаренность и трудолюбие вскоре выдвинули его в число видных деятелей музыкальной культуры Красноярска.

Часто Георгий Ильич выступал как  солист-балалаечник, особенно в праздничные дни,  концерты были столь частными, что это иногда вызывало неприятную зависть коллег по концертной деятельности. «Однажды такой вопрос вынесли на заседание месткома (общее собрание  Красноярского городского союза Всерабис[3]  от 21 мая 1923 года). На этом собрание наиболее резко выступил вокалист – баритон Сладковский, «… который в недопустимом тоне начал говорить о том, что таких знаменитостей, как тов. Трошин у нас в городе только один, ну и слава Богу, пусть их будет меньше, а нас – больше. Объяснение такой склоке одно: у каждого артиста  была семья, и концерты в праздничные дни оставались для них едва ли не  единственной возможностью пополнения семейного бюджета. Нельзя забывать, что начало двадцатых годов в жизни музыкантов, актёров, педагогов было не самым лучшим периодом в их жизни».  [8]
Много сил и энергии в последние 15 лет Трошин вложил в создание оркестров народных инструментов в городе.

 В 1923 г. в клубе "Красный Октябрь" им был создан новый Великорусский оркестр.  [Приложение 4,5,6,7]

Первый же год работы с оркестром показал сильные стороны талантливого дирижёра как организатора. « В особую заслугу руководителю т. Трошину следует поставить применение нотной грамоты, а не цифровой системы…которая не требует работы музыкального слуха.» [8] Выступления оркестра пользовались большим успехом у публики. «… Георгий Ильич инструментировал ряд произведений русских и зарубежных композиторов и даже сочинил пьесы иллюстративного характера («Всем, всем», « Клич»  и др.) ». [8]

В.Г. Кривошея[4] отмечал: « Как дирижёр – культурный. На сцене – человек аккуратно одетый, каждое движение говорит о человеке особой культуры. Дирижировал красиво, но не для рисовки, без показного, а целиком отдавался музыке. Оркестранты понимали не только жест его руки, но и взгляд, поворот головы». [8]

Заслуженный артист РСФСР Б.С.Феоктистов вспоминал: « Иногда в оркестре перед репетицией… наши солисты оркестра устраивали… своеобразный конкурс: каждый друг перед другом хотел блеснуть игрой, но когда к этому подключался Георгий Ильич, тогда мы все застывали, затаив дыхание, и слушали его с упоением». Кстати, известный музыкант Феоктистов из ансамбля Александрова – его ученик. [ Приложение 8] [8]

Занимался Георгий Ильич и педагогической деятельностью в музтехникуме (бывшая Народная консерватория), несколько лет вёл класс балалайки на инструкторском отделении. [Приложение 9,10]

Работал по специальности в земельном управлении. «С 27 декабря 1927 года он работает помощником землемера 10 разряда (в последствии – техником – землемером) в отделе землеустройства Красноярского окружного (с 1935 года –  краевого) земельного управления.  Ежегодно выезжал в командировки в районы для проведения полевых работ. 18 мая1928 году он выезжает в Балахтинский район, где пробыл до 17 декабря, годом позже такая командировка состоялась с 14 мая по 1 ноября. Из воспоминаний Натальи Григорьевны Трошиной (жены Георгия Ильича), в последующие годы такие командировки отнимали у Георгия Ильича все летние месяцы, но зато он мог заниматься с любительскими и штатными оркестрами весну, осень и зиму, чему и отдавал всё свободное время». [8]

«У меня сохранились письма, которые  папа писал мне, когда был в отъездах на земляных работах, - говорит Марина Волкова, – я рано научилась читать, и он писал мне печатными буквами. Отец очень меня любил, баловал подарочками. Эти письма я до сих пор храню как семейную реликвию». [ Приложение 11] [10]

 Значительное место в жизни Трошина занимала общественная работа на музыкальном поприще: он был участником губернских съездов работников искусств, работал в правлении Красноярского отделения Всероссийского профессионального союза работников искусств. [ Приложение 12]

Радиовещание в Красноярске началось в ноябре 1927 года.  На Советской улице и на площади Революции были установлены репродукторы. Радиокомитет привлёк к работе в прямом эфире практически все лучшие музыкальные силы города. С появлением в Красноярске радио Трошин организует при радиокомитете небольшой оркестр народных инструментов, кроме того, сам часто выступает на радио с сольными концертами  и считался лучшим солистом-балалаечником края.

В сентябре 1928 г. в Красноярске было создано Филармоническое общество. Его организаторами были известный в городе ученый, профессор В.П. Косованов, дирижер оперных и симфонических оркестров, а также скрипач-виртуоз А.Л. Марксон, руководитель и хормейстер губернского показательного хора С.Ф. Абаянцев, дирижёр оркестра струнных народных инструментов Г.И. Трошин и другие музыканты.

Вся деятельность общества была направлена на широкую пропаганду музыкального искусства. На афишах филармонического общества был обозначен лозунг: «Музыку – массам», чётко определявший основное направление культурно-просветительской деятельности в период первых пятилеток. Практически все концерты сопровождались лекциями. [10] Георгий Ильич   вёл в этом обществе большую общественную работу.

Авторитет Трошина в среде музыкантов-народников был настолько значителен, что он единогласно избирается председателем бюро секции народных инструментов при Красноярском филармоническом обществе. Георгий Ильич давно и настойчиво стремился объединить всех любителей игры на народных инструментах Красноярска в единую организацию. Объединённый оркестр  народных инструментов под управлением Г.И. Трошина выступил 30 марта 1929 года перед делегатами III окружного съезда Советов в общей программе Красноярского филармонического общества. Прозвучали «Марш Будённого» Д. Покрасса и народные песни, принятые присутствующими с большим энтузиазмом. И в дальнейшем объединённый оркестр неоднократно приглашался на крупные торжественные  мероприятия года.  [ Приложение 13]

Говорят, Георгий Ильич заражал своей любовью к народной музыке. Его самой большой мечтой было создание большого оркестра народных инструментов на базе объединения клубных оркестров. Осуществлению ее мешало отсутствие помещения и финансирования. Возможно, со временем он и осуществил бы эту мечту, если бы жизнь его не оборвалась, как порванная струна, в расцвете творчества так внезапно и трагически.

«Начиная с 1934 года и до середины 1937 года Г.И. Трошин регулярно играл в прямом эфире Красноярского краевого радиовещания. Судя по бухгалтерским лицевым счетам (например, 1935 год), в месяц в эфире проходило примерно по десять выступлений, а всего за год радио – аудитория слушала балалаечника – виртуоза 108 раз». [2] В творческой биографии Г.И. Трошина радиокомитет стал последним местом работы.

Георгию Ильичу  шел 42-й год, он был полон творческих замыслов и планов. Но наступил 1936 год, и рухнули все надежды. Начались массовые аресты. В душах поселился страх. Чем ярче, интереснее был человек, тем меньше шансов было уцелеть.

В мае 1937 года коллективы были ликвидированы.  Вероятно,  в этом оказались повинны не только проблемы финансового характера. «…В отчёте за первое полугодие 1938 года есть такие строки: « Среди сотрудников, состоящих  в штате радиокомитета, так и среди артистов немало оказалось врагов народа, свивших гнездо в радиокомитете, как в тихой гавани с хорошей кормушкой. Арестованы органами НКВД Абоянцев, Копчеккор, Трошин, Рудин, Паперет. В основном, в конце 37 года радиокомитет очистился от чуждых и разных проходимцев». [3]

«Семьи репрессированных выселялись из квартир, жен увольняли с работы и не брали на работу. А если арестовывали и их, детей забирали в детские дома. Они не могли учиться, где хотели. Нам даже рассказывали, как в одной (а может, и не в одной?) из Красноярских школ детей "врагов народа" - первоклашек посадили на отдельный от других детей ряд... Сколько лет женам и детям "врагов народа" пришлось жить с этим клеймом, в постоянном страхе! Только пережившие знают, что это такое. Бедные жены обивали пороги НКВД, прокуратуры, дежурили у тюрьмы, писали письма, доказывая невиновность мужей и пытаясь хоть что-нибудь узнать об их судьбе. Позднее многие из них получили следующее, весьма странное уведомление: "Сообщаем, что ваш муж ... осужден и выслан за пределы Красноярского края без права переписки". Только через 50 лет стало ясно, что означает "без права переписки" или "приговорен по первой категории". Они означали - расстрел». [ Примечание 14,15] [16]

В 2003 году М.Волкова вспоминала: «…Супруги Сергей Капитонович и Вера Митрофановна Поповы были близкими друзьями моих родителей.

В 30-е годы Сергей Капитонович работал в конторе водного транспорта ГУСМП экономистом планового сектора.

Когда в 1937 г. в Красноярске начались аресты «врагов народа», одним из первых, среди наших родственников и друзей 23.03.37 г. был арестован Сергей Капитонович. Около 8-ми месяцев провел он в Красноярской тюрьме. Бесконечные допросы, на которых ему предъявлялись страшные обвинения. В результате 12.11.37 г. Тройкой УНКВД КК Попов С.К. был приговорен к расстрелу. 13.11.37 г. был расстрелян. После ареста мужа Вера Митрофановна буквально с ума сходила от горя, замкнулась, обходила людей стороной. Мои родители всячески старались ее поддержать. 16 августа (17 августа)[5] поздним вечером, когда они, навестив ее, возвращались домой, к ним во дворе подошли двое, спросили, где живет Трошин Георгий Ильич (мой отец). Эти двое были работниками НКВД. Отца арестовали». [13]

Возможно, одним из поводов ареста стала помощь и поддержка жены Попова, ведь родители ходили в дом к ним и после ареста. А также причиной ареста Трошина могла стать его творческая и общественная деятельность.

«…Арестовали Георгия Трошина летней августовской ночью 1937 года. Его жена вспоминала, что накануне ареста муж был в подавленном настроении и не удивительно – одного за другим арестовывали его знакомых, сослуживцев и друзей…». [5]

«…Арестован по делу Рахлецкого А.А. (34 чел.), с 05.09.1937 в Красноярской тюрьме. Обвинение в КРЗ. Приговорен 25.10.1937 тройкой УНКВД КК к ВМН[5]. Расстрелян 26.10.1937 в г. Красноярске. Реабилитирован 04.01.1957 ВТ СибВО (П-6071)». [14]

Первое заседание тройки УНКВД КК состоялось 23 августа 1937 года. Состав тройки: Леонюк[6], Филиппов, Рабинович при секретаре Потапове. К рассмотрению на заседании Тройки было принято 92 дела на 188 обвиняемых, из которых по статье 58 УК РСФСР обвинялись 160 человек. Из 160 к расстрелу приговорили 135 человек. Тех из них, кто содержался в Красноярской тюрьме, расстреляли на следующий день, 24 августа 1937 года. [15]
Почему так быстро расстреляли Георгия Ильича?

Во – первых, «…в декабре 1934 года был введении "упрощенный порядок рассматриваемых дел врагов народа", по которому в течение десяти дней обвинительное заключение обычно заканчивалось. За сутки до суда оно вручалось обвиняемому. Дело слушалось без участия сторон, а просьбы о помиловании запрещались». [17] 

Во – вторых, «…настоящую мясорубку в нашем городе организовал преданный сталинский палач Матвей Фёдорович Шкирятов, прибывший в наш край в конце июля 1937 года к этому времени он занимал должность секретаря партколлегии ЦКК партии... Самые важные поручения Сталин доверял только Шкирятову…Доверие своего покровителя Шкирятов старался оправдать с лихвой».[7]  Большую помощь в борьбе с врагами ему оказал товарищ Леонюк, начальник УНКВД.

В-третьих, указы Сталина, разрешающие энкавэдэшникам дополнительно расстрелять 6600 красноярцев. [ Приложение 16]

В личном деле Трошина,  с жутким номером 4435, по одной с ним статье проходило более 50 человек.  37 человек расстреляли вместе с Георгием Ильичом, 16 - отправили  в лагеря. [5]

В Красноярске были созданы, по крайней мере, два концлагеря. В первом содержались граждане, подозреваемые в контрреволюционной деятельности и возможные противники советской власти, во втором — военнопленные (чехи, венгры, немцы, австрийцы, итальянцы и другие).

Со слов Марины Георгиевны (разговор по тел. 12.10.12) [Приложение 22]

Мама со мной, опасаясь ареста, поспешно уехала из Красноярска в Ботайск (10 км от Ростова). Боялись ареста. Жён « врагов народа» арестовывали за то, что они не сообщали властям о запрещённой деятельности своих мужей. А детей « врагов народа» забирали в детские дома.  Затем мы жили в самом Ростове, там жила бабушка по линии отца.  Маму увольняли с работы тогда, когда случались волны последующих репрессий.  «Жили мы там крайне бедно, снимали маленькую комнатку -веранду. Две железные кровати и главное украшение – «шкаф» из составленных друг на друга не струганных ящиков из-под мыла. Основное меню – постный борщ и перловая каша, приготовление которой мы с Галей (двоюродная сестра Марины Георгиевны) быстро освоили. Но даже в тех трудных условиях мамы несколько раз устроили нам праздник – сводили на галерку в театр.

Говорят, беда не приходит одна. Впереди нас ждало новое испытание – началась война, мы не смогли эвакуироваться, стремительно наступавшие немцы догнали нас в дороге. Много было пережито: голод, бомбежки, арт-обстрелы…». [18]

В Красноярск мы с мамой вернулись в 1944 г. После окончания школы я поступала в педагогический институт на литературный факультет. Успешно сдала экзамены, (тогда был конкурс 5 человек на место) но в списках меня не оказалось. В деканате мне объяснили, что я дочь «врага народа», поэтому меня не приняли. Дальше я поступила в лесотехнический институт ( помогли знакомый директор и менее строгие правила приёма). Всё время работала по специальности и сотрудничала с обществом «Мемориал». [Приложение 17]

В конце своего рассказа Марина Георгиевна подчеркнула, что исследовательские работы по теме «Репрессированные деятеле культуры и искусства в истории Красноярского края» очень значимы для нынешней молодёжи. Они возвращают нас в то время, и человек, который пишет об этом,  может представить,  как жили, о чем волновались, что пережили. И мы не должны забывать это, потому что это история нашего государства.

Ещё Марина Георгиевна сказала, что дом №51 по улице Садовой, в котором проживала их семья, снесли, поэтому мемориальной памятной доски нет, место захоронения отца не найдено.

На данный момент Марина Георгиевна живёт в г. Красноярске в семье своей дочери Ирины Борисовны.

Застенки НКВД  смогли разлучить семью Трошиных, мечтавших когда-то жить долго и счастливо и, как принято говорить, умереть в один день. [13]

«Cпустя годы, когда наступила "оттепель", стали вслух вспоминать об этом сибирском самородке и его великолепной игре на балалайке. Б.С.Феоктистов, приезжая в Красноярск с концертами, по радио телевидению и в печати сказал много теплых слов о Георгии Ильиче, талантливом человеке, с которым на короткое время его связала в юности творческая судьба».[16]

«Лишь в 1957 году дочь Г.И. Трошина – Марина Георгиевна Волкова получила из Новосибирска следующий документ: « Гр-ке Трошиной Марине Георгиевне, г. Черногорск, 2-й Строительный переулок №6. Справка. Дело по обвинению Трошина Георгия Ильича, 1896 года рождения, пересмотрено военным трибуналом Сибирского военного округа 4 января 1957 года. Постановление тройки УНКВД  Красноярского края от 20 октября 1937 года в отношении Трошина Г.И. отменено, дело о нём прекращено за отсутствием состава преступления, и он по этому делу полностью реабилитирован. Врио [7]председателя военного трибунала Сибирского военного округа полковник юстиции Шалаганов. 8 января 1957 года.  №31 г. Новосибирск».  [8]

Творческая жизнь Трошина Г.И. – пример беззаветного служения любимому делу. Он  обладал несколькими отличными инструментами, один из которых пришёл из мастерской знаменитого С.И. Налимова[8]. Интересна судьба одной из двух его прекрасных концертных балалаек. В оркестре играл некто Сумкин, сотрудник НКВД. Незадолго до ареста он пришел к Трошиным и попросил на время балалайку (очевидно, знал, что Георгия Ильича вскоре арестуют). А потом, конечно, не счел нужным вернуть инструмент жене Трошина. К настоящему времени местонахождение инструментов, на которых играл Георгий Ильич,  неизвестно.

Наш долг  помнить о людях, которые внесли значительный вклад в развитие культуры нашего края. Особое отношение у нас должно быть к наследию тех, кто пострадал в годы репрессии. Об их творчестве и судьбе важно, чтобы помнили не только близкие им люди, но и знали жители края. Большую работу в этом направлении проводят музеи, общество «Мемориал» и средство массовой информации. Творчеству и судьбе Георгия Ильича Трошина и другим репрессированным деятелям искусства края посвящаются выставки. Например,4 ноября 97г. «…в Музейном центре на Стрелке стараниями общества "Мемориал" открылись две выставки: в одном из круглых залов вывешены работы художника Петра Белова, в другом можно посмотреть на документы из архива "Мемориала" о репрессированной художественной интеллигенции. Репродукции картин Белова видел, наверное, каждый из нас в тех или иных изданиях эпохи перестройки: вспомните хотя бы "Беломорканал", "Портрет Мейерхольда" или поле одуванчиков с человеческими головами. Конечно, его живопись - публицистика, но какая! Сколько слов нужно пишущему человеку любого таланта, чтобы вот так действовать на нас, сколько времени читающему человеку нужно, чтобы связать написанное с своим рассудком... Картины Белова - послание к душе. Хотя, может быть, каждый, глядя на них, пишет в уме свои печальные тексты, ибо нет беспечальных людей. [Приложение 19]

Вторая выставка начинается с документов о Георгии Ильиче Трошине, организаторе и руководителе Красноярского великорусского оркестра народных инструментов. На стенде - два свидетельства о смерти. Одно датировано 20.05.58 года - это период разоблачения "культа личности" и реабилитации, но в нем указано причиной смерти острое воспаление почек. Второе выписано ровно 31 год спустя, и в нем - уже расстрел. Чуть дальше - письмо из Красноярского управления КГБ в адрес "Мемориала" со списком уничтоженных музыкантов и "деликатная" просьба держать эту информацию при себе, не передавать ее для публикаций. А ведь это уже наши дни...». [20]

Видимо, власти считали, что общество не готово к таким страшным фактам из истории страны или скрывали, какими методами они боролись с  интеллигенцией.

         «…В доме-музее П.А. Красикова почтили память репрессированных музыкантов 30 октября 2003 года при участии старшеклассников школы №64,48 и учащихся музыкального лицея №5. Здесь прозвучали истории судеб расстрелянных красноярцев, и была зажжена свеча в память нашего талантливого земляка, музыканта и дирижера Георгия Ильича Трошина.

         Виртуозный балалаечник Георгий Трошин всю свою жизнь посвятил музыке и развитию музыкальной культуры в Красноярске». О Трошине рассказала его дочь М.Г.Волкова . [21,23] [Приложение 20]

          Мы не знаем, где захоронены останки Георгия Ильича после расстрела, даже близкие люди не могут прийти на могилу к нему, и так сложилась судьба многих репрессированных. И, всё – таки, я считаю, что в нашем крае помнят о них.

        «В октябре 1997 г. в память о жертвах политических репрессий возведен Свято-Никольский храм-памятник в районе ТЦ «Красноярье» (Кировский район). Когда-то по этой земле проходил Сибирский каторжный путь, а на месте храма размещался пересылочный лагерь для заключенных. Сегодня храм - не только символ веры для прихожан, он стал полноправной визитной карточкой Кировского района: здесь венчаются семейные пары, а сквер является памятным местом для жителей района и традиционной площадкой для празднования дня рождения Кировского района.

В храме хранятся списки репрессированных в 1930 - 1950-е годы православных священников. На храме в октябре 2000 г. установлена мемориальная доска. Проект часовни-памятника, достигающей в высоту 30 метров, создал красноярский архитектор Владимир Терсков». [11] [Приложение 17]

      30.10.01 г. Красноярским историко-просветительским, правозащитным и благотворительным обществом «Мемориал» при поддержке «Союза правых сил» установлен закладной камень у культурно-исторического музейного комплекса. Автор проекта — Олег Литвинов. Закладной камень представляет собой поднятую вверх кисть руки в символическом наручнике, с разломом на месте «линии жизни». На внутренней стороне ладони — надпись: «Жертвам политических репрессий» [Приложение 18][19]

        «Многолетний опыт позволил Красноярскому культурно-историческому  музею выработать основные формы, которые свидетельствуют о сложившейся системе работы и создании музейной методологии в представлении темы «политрепрессии». Система включает в себя три основных формы работы: создание экспозиции, проведение конференций, чтений, круглых столов и издание материалов.

Материалы выставок и конференций содержат очень много биографических фактов из жизни наших соотечественников, которые с честью выдержали нелепые обвинения, гонения, испытания лагерями и тюрьмами и не потеряли человеческое достоинство. Священнослужители, прошедшие лагеря ГУЛАГа, в своих воспоминаниях описывают, как находили в себе силы выдержать эти испытания и помогали окружающим их людям, духовно и душевно поддерживая их.

         История сталинских репрессий на протяжении более двадцати лет привлекает внимание миллионов людей. Для многих это личная история, память о которой бережно хранит музей».[21]

        Архивные данные недоступны для каждого, поэтому важны свидетельства, воспоминания, фотографии и письма близких, родных и знакомых. Мы знаем о некоторых подробностях жизни Трошина Георгия Ильича благодаря дочери Трошина и её воспоминаниям.

        Изучив подобранный материал по данной теме, я пришла к выводу, что Трошин Георгий Ильич был виртуозным балалаечником, великолепным организатором и дирижёром, а также педагогом. Георгий Ильич был хорошим отцом, мужем и умел ценить дружбу.  Он «…внёс значительный вклад в музыкальную жизнь Красноярья и занял тем самым достойное место в ряду музыкальных деятелей края. История музыкальной культуры Красноярского края потеряла то, что мог бы сделать ещё Георгий Ильич Трошин, находившийся в расцвете творческих сил».[8]

 

[1] Губернский политико-просветительский отдел
[2] Один из основателей оркестра русских народных инструментов Новосибирского радио и телевидения.
[3] Всероссийский профессиональный союз работников искусств
[4] Скрипач, педагог, директор Красноярского музыкального училища (1946 – 1953 гг.).
[5] Высшая мера наказания
[6] Леонюк Фома Акимович, 1892 г. р., образование 3 класса сельской школы, в 1924 году окончил курсы при ЦК КП(б)У. В органах ВЧК—ОГПУ—НКВД—МВД с 1918 года. С 15.04.1937 по 13.09.1937 гг. начальник УНКВД КК, затем работал на разных должностях в системе ГУЛАГа НКВД СССР, в том числе заместителем начальника ГУЛАГа. Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, знаком «Почетный работник ВЧК-ГПУ» (V) № 145. Последнее звание — генерал-майор, лишен его 02.08.1957 г. Постановлением Совета министров СССР как дискредитировавший себя за время работы в органах.
[7] Временно исполняющий обязанности
[8] Музыкальный мастер из села Выльгорт

Библиографический список литературы:

1. Аверин В.А. Два Красноярских балалаечника: Г.Трошин, С. Феоктистов / Музыкальная культура Красноярска. т2. 1920 – 1978. – Красноярск.: « Литера – принт.», 2011. – с. 552-554.
2. Аверин В.А. Русские народные инструменты в музыкальной культуре Красноярска в годы советской власти (20 – 70-е  гг: ХХ века / Музыкальная культура Красноярска. т2. 1920 – 1978. – Красноярск. : « Литера – принт.»,  2011. – с.147-150.
3. Гврилова Л. Концертно – филармоническая деятельность в контексте истории музыкальной жизни Красноярска / Музыкальная культура Красноярска т2: 1920 – 1978. – Красноярск. : « Литера – принт.», 2011. – с. 66.
4. « Искусство – народу» / Кривошея Б.Г., Лаврушева Л. Г., Прейсман Э.М. / /Музыкальная жизнь Красноярска. – Красноярск: Кн. изд – во, 1983.- с.176
5. Лалетина Е. Сначала арестовали балалайку/ Лалетина Е.// Городские новости. -10.- №   с. 9.
6. Народные таланты / Кривошея Б.Г., Лаврушева Л. Г., Прейсман Э.М. // Музыкальная жизнь Красноярска. – Красноярск. : Кн. изд-во, 1983. – с.114-115.
7. Сталинским курсом / Бердников. Л. П. // Вся красноярская власть.- Красноярск.: Кн. Изд-во, 1996. – с. 152 – 153, 190 – 193.
8. Трошин Г.И. – землемер, балалаечник, дирижёр. / Аверин В.А. // Таланты народные. – Красноярск.: Кн. изд-во, 1998. – с. 49-69.
9. Трошин Г.И. /Реквием по духовному генофонду книга памяти жертв кн.2 В-Г. – Красноярск.: Изд-во « проекты», 2009. –с. 39.
10.HTTPS://krskplus.ru/dosie/org/krasnoyarskaya_kraevaya_filarmoniya
11.HTTPS://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=131273582&journalid=893123&go=prev&categ=0
 12...\..\..\..\Public\1992\mgv.htm
 13...\..\..\..\Public\2003\2003_1.htm
14...\..\..\..\martirol\tro_tria.htm
 15...\..\..\..\Articles\KP\1\06.htm
 16 ..\..\..\..\Public\1992\mgv.htm
17. ..\..\..\..\Public\1997\19970415.htm
18. ..\..\..\..\Articles\KP\5\03.htm
 19. ..\..\..\..\Articles\KP\1\09.htm
20. ..\..\..\..\Public\1997\19971104.htm
21. HTTPS://www.mira1.ru/doc.php?id=989
22.HTTPS://www.yarsk.ru/news/?i=16038589
23. ..\..\..\..\DOKUMENT\Memorial\200506MG.htm

Приложение 1


Трошин Г.И.  – учащийся землемерного училища. Красноярск.

Приложение 2


Василий Евгеньевич Авксентьев – организатор и руководитель I – го Сибирского великорусского оркестра.

Приложение 3

 
Трошин Георгий Ильич  - исполнитель на балалайке, организатор и руководитель оркестров русских народных инструментов в Красноярске 1922 год.

Приложение 4

 
Организаторы клуба «Красный октябрь» 1923 г. Трошин Г.И. крайний слева.

Приложение 5

 
Оркестр русских народных инструментов Красноярского кооперативного техникума 1924 – 1925 годы.
В центре - руководитель оркестра Трошин Г.И.

Приложение 6

 
Великорусский оркестр при клубе « Красный Октябрь».
Руководитель дирижёр – Трошин Г.И. (второй ряд: 4-ый слева).

Приложение 7

 
(Второй ряд: 5-й слева) Великорусский  оркестр при клубе « Красный Октябрь». Руководитель и дирижёр – Г.И. Трошин.

Приложение 8

 
Борис Степанович Феоктистов (1911—1990)

Приложение 9

 
Народная консерватория(Ул.Горького,11)

Приложение 10

 
Н.Н.Тихонов директор консерватории и музыкального техникума.

Приложение 11


Марина – дочь Трошина Г.И., сидящая на пеньке слева.

 
Письмо Марине 1934 года

Приложение 12

 
Президиум 1-го Сибсъезда  Рабиса. 1926 год, г. Новосибирск. Стоит крайний Г.И, Трошин.

Приложение 13

 
Одна из программ Красноярского филармонического общества.

Приложение 14

 
Первая категория - это эвфемизм расстрела

Приложение 15

Приложение 16

 
Записка Иосифа Сталина

Приложение 17

 
Общество « Мемориал»

Приложение 18

 
Свято-Никольский храм-памятник жертвам политических репрессий
Автор: Дмитрий Киселев.

Приложение 19

 
Памятник жертвам политических репрессий.

Приложение 20

 
Музей П.А.Красикова

Приложение 21

 
Петр Белов «Беломорканал».

Приложение 22

 
Трошина (Волкова) Марина Георгиевна


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»