












Красноярский машиностроительный завод, или, как его называют красноярцы, «Красмаш» - первенец красноярской индустрии. Его строительство было начато в 1932 году.
23 июня 1933 года на стройплощадке завода торжественно заложили корпуса первого производственного цеха. На первом камне бронзовую плиту с надписью «23 июня 1933 года здесь пересечен тракт «Великий Сибирский каторжный путь» заложил начальник строительства А.П.Субботин. Через четыре года он был обвинён во вредительстве и расстрелян. Однако, никаким вредителем он не был. Более того – завод в рекордные сроки начал выдавать продукцию. В октябре 1935 года заводом был сдан в эксплуатацию первый теплоход, предназначенный для мелководных рек и изготовленный по новейшим для того времени технологиям. С 1936 года завод выпускал оборудование для золотодобывающей промышленности. Очень активно развивалась инфраструктура - вспомогательные корпуса, жилье, клуб, школы, объекты здравоохранения.
В 1937 году номенклатура напоминала взбесившийся серпентарий: понятие «борьба не на жизнь, а на смерть» стало буквальным. Заурядные раньше производственные и бытовые дрязги теперь заканчивались смертельными приговорами. К директору «Красмаша» у многих были счёты, и повод он дал такой, что в то время только ленивый бы им не воспользовался – Александр Петрович принял на работу не кого-нибудь, а сына злейшего врага Сталина – Льва Троцкого. Сын, Сергей Седов, к политике никакого отношения не имел, был прекрасным инженером, однако за своё родство был отправлен в ссылку в Красноярск. Долго мыкался в поисках работы – графа «родители» в анкете приводила потенциальных работодателей в ужас. А Субботин – рискнул, ему грамотные инженеры были нужны. За это и расплатился жизнью.
СУББОТИН
Александр Петрович. Род. в 1900 в г. Усолье Пермской губ. Русский,
образование высшее. В 1914 поступил юнгой в Балтфлот. В 1917 избран
председателем судового комитета, а в 1918 вместе с флотилией из Петрограда
направлен в Волжско-Каспийскую военную флотилию, где пробыл до 1921. Член ВКП/б/
с 1918. Был на Южном и Северном фронтах под командованием Раскольникова,
Смирнова и Попова. Комиссар эскадренного миноносца "Войсковой". По постановлению
ЦК РКП/б/ командирован в Ленинград для учебы во ВТУЗе. В 1921-м году - член
Батумского обкома, в 1930 член Иркутского горкома, затем 2 года член
Восточно-Сибирского крайкома, в Красноярске член крайкома. В 1928 досрочно
окончил Ленинградский институт гражданских инженеров. В 1931 был в командировке
в Германии, Англии и Голландии, где изучал организацию производства и
приценивался к оборудованию для золотой промышленности. В 1932 назначен
начальником строительства и директором Красноярского машиностроительного завода.
22.03.1935 награжден орденом Трудового Красного Знамени, имел знак стахановца
золотоплатиновой промышленности. 10.06.1937 исключен из партии. С 16.06.1937 в
Красноярской тюрьме. Матери он направил записку: "Ни в чем не виновен и пока не
расстрелян". Обвинение во вредительстве. Приговорен 13.07.1938 ВС ВК ВС СССР к
ВМН. Расстрелян 13.07.1938 в Красноярске. Реабилитирован 14.11.1956 ВК ВС СССР
13.07.2007 на территории Красноярского машиностроительного завода был установлен памятник А.П.Субботину (фотографией не располагаем).
На перечень памятников и памятных мест