Красноярские Столбы это уникальное социокультурное явление. Близкое соседство красивейших скал и большого города, помноженное на сибирский характер, породило особое сообщество, имеющее богатые традиции, собственный фольклор и язык* (* Л.З. Подберезкина. Корпоративный язык: принципы исследования и описания (на материале языка столбистов). Канд.диссертация. Защищена 9 января 1996 г в Институте русского языка им. В.В Виноградова РАН.). Нигде в мире нет понятия, аналогичного столбизму. Английские climbing, boldering, русское "лазание без страховки", как наиболее близкие, отражают, и то не в полной мере, только одну сторону столбизма. Впрочем, рассказывать о столбизме и столбистах можно бесконечно, и разумнее будет отослать читателя к постоянно пополняющейся энциклопедии Столбов в интернете: www.stolby.ru. В данной же статье речь идет не обо всем многообразии явления столбизма, а о взаимоотношениях столбизма и государства, и, даже более узко о самой трагической странице истории столбизма.
Эсеры, большевики-подпольщики, колчаковские офицеры, слесари, советские функционеры, художники, ученые, составлявшие на Столбах сообщество, жившие по неписанным столбовским законам, неподвластным государству. Братья могли воевать друг против друга на фронтах Гражданской, но на Столбах они ходили в одной компании, строили одну избушку и спасали друг друга на скалах, рискуя собой.
У всех была одна участь мясорубка тоталитарной системы.
А.А. Бабий.
Автор благодарит архив РУ ФСБ по Красноярскому краю, Государственный архив Красноярского края, архив ГУВД Красноярского края и Красноярский Центр хранения и изучения документов новейшей истории за помощь в подготовке материала.
Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края. Том 2 (В-Г)